Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение статуса депутата местного Совета депутатов, а также различных форм его работы, с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие статуса депутата;
-изучить различные подходы в законодательстве Республики Беларусь к определению статуса депутата;
-рассмотреть роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий;
-изучить влияние на деятельность депутат мандата;
- ознакомиться с работой депутата на сессии и в органах Совета;
- ознакомиться с работой депутата в избирательном округе;
- рассмотреть проблемы и возможности взаимодействие с депутатами парламента, с государственными органами и общественными объединениями;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 5
1.1 Понятие статуса депутата 5
1.2 Законодательство о статусе депутата местного Совета 6
1.3 Роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий 11
1.4 Депутатский мандат 15
2 ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 20
2.1 Работа депутата на сессии и в органах Совета 21
2.2 Работа депутата в избирательном округе 29
2.3 Взаимодействие с депутатами парламента, с государственными
органами и общественными объединениями
34
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Вопрос о созыве собрания избирателей рассматривается соответственно председателем или президиумом местного Совета депутатов, администрацией организации, и в десятидневный срок принимается решение, о чем сообщается инициаторам созыва собрания. При принятии предложения инициаторов созыва собрания избирателей устанавливаются дата, время и место его проведения, о чем в течение трех дней сообщается избирателям.
В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей его инициаторам выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть в трехдневный срок обжаловано инициаторами созыва собрания в районный, городской суд (жалоба должна быть подписана большинством инициаторов созыва собрания). Решение суда является окончательным.
В статье 132 Избирательного кодекса изложены требования к количеству избирателей для признания собрания об отзыве депутата правомочным.
Инициаторы созыва собрания не позднее 10 дней до проведения собрания избирателей обязаны письменно уведомить депутата, в отношении которого они намерены возбудить вопрос об отзыве, а также сообщить соответственно в Палату представителей или местный Совет депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата, о дате, месте проведения собрания избирателей и мотивах, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата.
Перед
началом собрания избирателей проводится
регистрация его участников с
указанием фамилии, имени, отчества,
даты рождения и места жительства.
Каждый участник собрания собственноручно
расписывается в списке избирателей,
принимающих участие в
На собрании избирателей избирается президиум в составе председателя, секретаря и членов и при необходимости - счетная комиссия, рассматриваются предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, о проведении сбора подписей избирателей округа в поддержку этого предложения и об образовании инициативной группы по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата и проведении агитации. Инициативная группа образуется в количестве не менее пяти человек. На собрании избирается руководитель инициативной группы. Решение собрания принимается большинством голосов.
Количество проведенных в округе собраний избирателей, на которых может быть возбужден вопрос об отзыве депутата и образованы инициативные группы, не ограничивается, но они должны проводиться в течение тридцатидневного срока со дня регистрации первой инициативной группы.
На собрании избирателей вправе присутствовать депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов, должностные лица, уполномоченные председателем местного Совета депутатов, на территории которого проводится собрание избирателей, или председателем местного Совета депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата, а также представители средств массовой информации.
О проведении собрания избирателей составляется протокол. В протоколе указываются дата и место его проведения, число участников собрания, существо рассматриваемых вопросов, результаты голосования и принятые решения, состав образованной инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства каждого из ее членов и руководителя инициативной группы.
Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и с приложенными к нему списками участников собрания и состава инициативной группы не позднее чем в пятидневный срок представляется в областную, Минскую городскую, районную, городскую, поселковую, сельскую территориальную избирательную комиссию - при возбуждении вопроса об отзыве депутата соответствующего местного Совета депутатов.
Депутат, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, имеет право присутствовать на собрании избирателей или направлять для участия в нем уполномоченных им лиц. Полномочия этих лиц должны быть подтверждены письменно.
Председатель собрания избирателей обязан предоставить депутату для выступления время, достаточное для изложения объяснений по обсуждаемому вопросу. Объяснения депутата должны быть отражены в протоколе собрания. По поручению депутата на собрании вправе вместо него выступить уполномоченное им лицо. По окончании обсуждения предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутат или уполномоченное им лицо имеют право на выступление до начала голосования.
В статье 133 Избирательного кодекса приведен перечень уважительных причин, способы и сроки переноса срока проведения собрания об отзыве. Следует отметить, что отказ депутата участвовать в собрании избирателей, а также неявка его на собрание без уважительной причины при своевременном уведомлении не являются препятствием для рассмотрения предложения о возбуждении вопроса о его отзыве.
Важным также является замечание, что лица, представившие заведомо ложную информацию, послужившую основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующего округа. Количество избирателей, необходимое для поддержки предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, определяется исходя из числа избирателей в округе на день выборов.
Сбор подписей избирателей осуществляется только членами инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому возбужден вопрос об отзыве депутата.
В подписном листе в отношении избирателя, поддерживающего предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь или реквизиты иного документа, определяемого Центральной комиссией. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.
Избиратель вправе поставить свою подпись только на одном подписном листе и только за себя лично.
Срок
сбора подписей избирателей в
поддержку предложения о
Председатель соответствующего местного Совета депутатов организует проверку достоверности подписей избирателей в подписных листах, в которой могут участвовать депутаты и другие привлеченные председателем местного Совета депутатов лица. Проверка проводится не позднее чем в месячный срок после представления подписных листов.
По окончании проверки подписных листов председателем соответствующего местного Совета депутатов, принявшим от инициативной группы подписные листы, составляется протокол о результатах сбора подписей, в котором указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы, количество подписей, достоверность которых проверялась, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными. Протокол подписывается председателем местного Совета депутатов.
Протокол о результатах сбора подписей не позднее чем в трехдневный срок передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию - при возбуждении вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов.
При установлении, что сбор необходимого количества подписей избирателей и другие мероприятия проведены в соответствии с требованиями Избирательного Кодекса, соответствующая территориальная избирательная комиссия принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов.
Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.
Если при возбуждении вопроса об отзыве депутата и сборе подписей избирателей имели место существенные нарушения требований Избирательного Кодекса или не было собрано необходимого числа подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принимается решение об отказе в назначении голосования об отзыве депутата.
Решение областной, Минской городской, районной, городской, поселковой, сельской территориальной избирательной комиссии об отказе в назначении голосования об отзыве депутата в трехдневный срок может быть обжаловано руководителем инициативной группы соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд.
Решение территориальной избирательной комиссии о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов публикуется в местных печатных изданиях или иным способом доводится до сведения избирателей.
Решение соответствующей территориальной избирательной комиссии о назначении голосования об отзыве депутата отменяется, если полномочия депутата досрочно прекращены по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь.
Депутат при решении вопросов, связанных с его отзывом, после принятия решения о назначении голосования об отзыве может иметь доверенных лиц, представляющих его интересы во взаимоотношениях с избирателями, инициативными группами, государственными органами, комиссиями по проведению голосования об отзыве депутата.
Голосование об отзыве депутата местного Совета депутатов является тайным и проводится в порядке, предусмотренном статьями 50, 51, 52 и 54 Избирательного Кодекса.
Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании об отзыве депутата. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании. В случае равенства голосов, поданных за и против отзыва депутата, депутат сохраняет свои полномочия.
На основании протоколов, полученных от участковых комиссий и составленных применительно к требованиям статьи 55 Избирательного Кодекса, результаты голосования устанавливаются на заседании окружной, территориальной комиссии и заносятся в протокол. Протокол окружной комиссии по проведению голосования об отзыве депутата областного Совета депутатов направляется в областную территориальную комиссию.
Соответствующая территориальная комиссия по истечении пяти дней со дня голосования, если не имеется оснований для рассмотрения вопроса о признании результатов голосования недействительными, принимает решение о признании депутата отозванным избирателями. Материалы об этом передаются в местный Совет депутатов.
Решение территориальной комиссии по результатам голосования об отзыве депутата областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов в трехдневный срок со дня принятия может быть обжаловано в областной, Минский городской, районный, городской суд.
Повторное возбуждение вопроса об отзыве депутата по тем же основаниям в течение года со дня проведения голосования об отзыве депутата не допускается[2]
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Депутат - это избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе местного самоуправления интересы населения. Депутат обладает следующими особенностями: это выборное лицо; он представляет интересы населения соответствующей территории; он представляет соответствующий представительный орган перед населением.
Результаты деятельности представительного органа, да и местного самоуправления в целом в решающей мере зависят от того, создает ли законодательство необходимые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий депутатами местных Советов.
Основными
формами работы депутата являются участие
в деятельности Совета и его органах,
деятельность в избирательном округе,
а также участие в работе различных
депутатских групп и
Информация о работе Статус депутата местного совета депутатов