Статус депутата местного совета депутатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение статуса депутата местного Совета депутатов, а также различных форм его работы, с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие статуса депутата;

-изучить различные подходы в законодательстве Республики Беларусь к определению статуса депутата;

-рассмотреть роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий;

-изучить влияние на деятельность депутат мандата;

- ознакомиться с работой депутата на сессии и в органах Совета;

- ознакомиться с работой депутата в избирательном округе;

- рассмотреть проблемы и возможности взаимодействие с депутатами парламента, с государственными органами и общественными объединениями;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 5
1.1 Понятие статуса депутата 5
1.2 Законодательство о статусе депутата местного Совета 6
1.3 Роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий 11
1.4 Депутатский мандат 15
2 ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 20
2.1 Работа депутата на сессии и в органах Совета 21
2.2 Работа депутата в избирательном округе 29
2.3 Взаимодействие с депутатами парламента, с государственными
органами и общественными объединениями
34
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

    В соответствии со статьей 21 Закона о статусе депутата местного Совета депутат Совета обязан периодически, но не реже двух раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы. Досрочный отчёт депутата Совета может инициировать группа избирателей численностью, установленной регламентом Совета. Для этого она должна обратиться в письменном виде к руководству Совета. В этом случае председатель Совета или президиум Совета принимают меры по организации внеочередного отчёта депутата Совета и не позднее чем за месяц до проведения внеочередного отчёта уведомляют депутата Совета о дате, времени и месте его проведения, а также о причинах, послуживших основанием для этого. Отчёты депутата проводятся на созываемых с этой целью специальных собраниях избирателей либо их делегатов. В соответствии со статьей 21 Закона собрание, на котором заслушивается отчёт депутата, может принимать решение, содержащее предложения и замечания депутату Совета, которые доводятся до сведения граждан через средства массовой информации или иным путём.

    Очень важно, что статья 25 Закона о статусе депутата местного Совета  предоставляет депутату право по вопросам своей деятельности на первоочередной приём должностными лицами соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов). Кроме этого, в этой же статье подчёркивается, что при осуществлении своих полномочий депутат пользуется правом доступа в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган и другие организации, расположенные на подведомственной Совету территории. Порядок доступа депутата в государственные органы и другие организации, посещение которых в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь ограничено, устанавливается законодательством Республики Беларусь.

    В соответствии со статьей 15 Закона о статусе депутата местного Совета депутат имеет право участвовать в проводимых государственными органами проверках работы государственных органов и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов), по вопросам, отнесённым к компетенции Совета. Однако это право реализовать достаточно сложно, так как проверки, как записано в данной статье, проводятся «в установленном порядке». Что точно значит эта формулировка – сказать сложно. По крайней мере, депутатам следует добиваться того, чтобы в регламенте Совета был расписан порядок участия депутата в проверках, которые проводятся по инициативе самого местного Совета. Небезынтересно отметить, что в предыдущей редакции Закона о статусе депутата местного Совета (статье 18) содержалась такое понятие как депутатское расследование. Оно могло проводиться по решению Совета и его органов, а также по инициативе группы депутатов, численность которой определялась регламентом Совета.

    При обнаружении нарушения законности в соответствии со статьей 16 Закона о статусе депутата местного Совета депутат имеет право обратиться к должностным лицам правоохранительных, иных государственных органов, в первую очередь в прокуратуру и милицию, а также других организаций с предложением об устранении нарушения законности.

    Должностные лица государственных органов и  других организаций, к которым обращено предложение депутата Совета, должны принять меры к устранению нарушения законности, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь с последующим информированием об этом депутата Совета.

    Определённую  роль в деятельности депутата может  сыграть преимущественное право депутата в соответствии со статьей 22 Закона о статусе депутата местного Совета выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, учреждённых Советом. Однако учредителем большинства местных СМИ являются исполнительные комитеты и поскольку они в соответствии со статьей 38 Закона о местном управлении и самоуправлении ответственны перед Советами только по вопросам, отнесенным к компетенции Советов, то вряд ли депутатам удастся использовать своё преимущественное право на выступления в этих СМИ. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что норма «преимущественное право» не достаточно конкретизирована с юридической точки зрения, что может послужить основанием для отказа в выступлении в СМИ, поскольку преимущественное право не содержит в себе элемента обязательности. И только материалы, представляемые депутатом Совета по поручению Совета и его органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению этими средствами массовой информации в срок, согласованный с депутатом. Причём редактирование представленных депутатом Совета материалов без его согласия не допускается. 

    2.3. Взаимодействие с депутатами парламента, с государственными

    органами  и общественными  объединениями 

    Специальной главы или статьи о взаимодействии депутата органами государственной власти и общественными объединениями в Законе о статусе депутата местного Совета нет. Однако каждый депутат, желающий эффективно работать на благо своих избирателей, должен наладить взаимодействие с центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти, местного управления и самоуправления, опираться в своей деятельности на общественные объединения граждан и политические партии.

    Одной из форм взаимодействия с парламентом  может стать участие депутата местного Совета в проводимых в Палате представителей Национального собрания парламентских слушаниях, в ходе которых депутаты и приглашённые обмениваются мнениями по конкретной проблеме или иному вопросу, относящемуся к компетенции Палаты представителей.

    В несколько изменённом виде подобная форма работы депутатов – общественные слушания – может иметь место и в местных Советах. В них могут принимать участие депутаты Палаты представителей, полномочные представители Совета Министров, органов местного управления и самоуправления, трудовых коллективов, политических партий и общественных объединений. Итогом общественных слушаний, как и парламентских, являются рекомендации, которые могут приобрести силу нормативного акта в случае утверждения их сессией Совета. Общественные слушания можно проводить и в рамках какой-либо постоянной комиссии и депутатской группы Совета.

    Порядок проведения общественных слушаний можно  прописать в регламенте местного Совета, как это сделано в отношении парламентских слушаний в Регламенте Палаты представителей. Наиболее интересные выступления, прозвучавшие в ходе общественных слушаний, как и сами принятые рекомендации, могут публиковаться в местных средствах массовой информации.

    Одной из форм взаимодействия депутата местного Совета с парламентом и другими местными Советами может стать инициатива по созданию на территории района или своего избирательного округа специальной депутатской группы, состоящей из депутата Палаты представителей, депутатов областного и нижестоящих уровней местных Советов, а также одного из членов Совета Республики от области или г.Минска. Это позволило бы осуществлять координацию действий депутатов различного уровня по решению различных проблем района в целом или конкретного избирательного округа. К работе в этой группе могут привлекаться не только представители местных государственных органов власти, но и политических партий, профсоюзов, религиозных организаций и других общественных объединений.

    В соответствии со статьей 50 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 ноября 1998 г. №196-З каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе иметь до двух помощников, работающих на постоянной основе с оплатой труда, и до трёх помощников, работающих на общественных началах. Поэтому если депутат местного Совета станет помощником депутата Палаты представителей или члена Совета Республики, то это сможет существенно повысить его возможности по решению проблем района, избирательного округа, по которому он избран, и отдельных избирателей. Статус помощника депутата Палаты представителей или члена Совета Республики облегчит депутату местного Совета взаимодействие с центральными органами государственной власти, а также с руководством республиканских организаций и учреждений, расположенных на территории его избирательного округа. Закон о статусе депутата местного Совета не предусматривает института помощников депутата местного Совета. Однако если следовать формуле: «Что не запрещено Законом, то разрешено», то, по крайней мере, в регламентах областных (Минского городского) Советов можно заложить норму, дающую депутату право иметь помощников, работающих на общественных началах. Так, например, институт помощников депутата, был предусмотрен регламентом Минского городского Совета депутатов. В соответствии со статьей 88 Регламента, принятого 19 октября 1999 г., каждый депутата Мингорсовета имел право привлекать к работе не более трех помощников на общественных началах. В этой же статье Регламента говорилось, что Положение о помощниках депутатов Совета утверждает президиум Мингорсовета. Подобная норма сохранена и в действующем Регламенте Мингорсовета. Это позволяет усилить связь и взаимодействие депутата с избирателями округа, общественными объединениями политическими партиями и средствами массовой информации, осуществляющими свою деятельность в пределах его избирательного округа.

    Этой  цели могли бы служить и создаваемые, например, при кабинетах советской работы пресс-центры, которые информировали граждан и общественность о том, что делают местные Советы и исполкомы. Подобного рода пресс-центры могли бы служить местом для проведения руководством Совета и депутатами брифингов и пресс-конференций и неформальных встреч с журналистами.

 

    

    3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ОТЗЫВА ДЕПУТАТА 

    В соответствии с Законом «О статусе депутата местного совета депутатов» полномочия депутата начинаются со дня принятия Советом решения об их признании и заканчиваются в день открытия первого заседания Совета нового созыва или в связи с досрочным прекращением полномочий.

    Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата являются:

  • признание выборов либо полномочий депутата Совета недействительными;
  • избрание или назначение депутата Совета на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь, Закону «О статусе депутата местного совета депутатов» и другим законодательным актам Республики Беларусь несовместимо с осуществлением полномочий депутата Совета;
  • несогласие депутата Совета в течение трех месяцев после избрания его депутатом Совета освободить должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь, Закону «О статусе депутата местного совета депутатов» и другим законодательным актам Республики Беларусь несовместимо с осуществлением полномочий депутата Совета;
  • письменное заявление депутата Совета о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их осуществлению;
  • прекращение гражданства Республики Беларусь;
  • признание депутата Совета по решению суда недееспособным;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Совета;
  • отзыв депутата Совета.

    Полномочия  председателя Совета прекращаются досрочно также по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь о государственной службе для прекращения государственной службы.

    В решении о досрочном прекращении  полномочий депутата Совета должно быть указано, с какого момента его  полномочия прекращаются.

    При досрочном прекращении полномочий Совета, а также смерти депутата Совета полномочия депутата Совета прекращаются без принятия Советом соответствующего решения [5].

    Отзыв депутата является одним из элементов императивного депутатского мандата.

    Согласно статье 72 раздела III «Избирательная система. Референдум» Конституции, отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом. Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории[1].

    Депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия  избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями в порядке, установленном Избирательным Кодексом[2].

    Для возбуждения вопроса об отзыве депутата, группа избирателей, проживающих на территории округа, от которого избран депутат, имеет право инициировать созыв собрания, в количестве не менее:

  • 150 избирателей - по вопросу об отзыве депутата Палаты представителей;
  • 50 избирателей - по вопросу об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов;
  • 40 избирателей - по вопросу об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов;
  • 15 избирателей - по вопросу об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов.

    Инициаторы  созыва собрания избирателей обращаются к председателю местного Совета депутатов, на территории которого планируется  провести собрание избирателей, с письменным заявлением о созыве такого собрания по месту их жительства, а о созыве собрания избирателей в организации - к ее администрации.

    Заявление о проведении собрания избирателей  должно быть подписано всеми инициаторами проведения собрания с указанием мотивов, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, а также фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства каждого инициатора проведения собрания избирателей.

Информация о работе Статус депутата местного совета депутатов