Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа
Целью курсового проекта является разработка основных направлений по совершенствованию управления занятости населения на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:
- исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений;
- определить роль и значение местного самоуправления в сфере занятости и трудовых процессов;
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретическая часть…………………………………………………...4
1.1 Теоретические основы муниципальной политики в сфере занятости ……4
1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере занятости населения, борьбы с безработицей и социальной поддержки населения…..6
1.3 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений……………………………………………………………8
1.4 Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне…………………………………………………………………………...12
Глава 2. Аналитическая часть………………………………………………….18
2.1 Анализ занятости населения муниципального образования города Череповца............................................................................…………………..18
2.2 Анализ деятельности Центра занятости населения города
Череповца ………………………………………………………………………21
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления занятости населения в городе Череповце………………………………………………………………22
Глава 3. Проектная часть……………………………………………………..
3.1 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30
Таблица 2 – Основные блоки программы содействия занятости населения муниципального образования
Блоки программы |
Содержание блоков |
Цель программы |
Обеспечение эффективной занятости населения муниципального образования |
Основные направления |
|
Участники программы |
|
Средства финансирования |
|
Основные механизмы |
|
Важнейшим
элементом предлагаемого
Глава 2.
2.1 Анализ занятости населения муниципального образования города Череповца.
Череповец — крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района. Население города на 1 января 2011 года составляет 312 904 человек.
Основные экономические и
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1,24 % от экономически активного населения
ИЩУЩИХ РАБОТУ - 2659 человек
БЕЗРАБОТНЫХ - 2123 человека
Среднесписочная численность работников1 крупных и средних предприятий города за январь-август 2011 года составила 99 950 человек, увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составило 1,7 %; среднесписочная численность работников предприятий промышленного производства составила 56 520 человек (56,5 % среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях города), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 1 087 человек или на 2,0 %.
Уровень занятости в разрезе основных отраслей экономики
Виды экономической |
Среднесписочная численность работников, человек |
Изменение численности, человек | |
январь-август | |||
2010 |
2011 |
чел. | |
ВСЕГО по городу, в том числе: |
98 317 |
99 950 |
1 633 |
Обрабатывающие производства, из них: |
52 567 |
53 811 |
1 244 |
- производство пищевых |
2 629 |
2 667 |
38 |
- обработка древесины и |
1 965 |
1 872 |
-93 |
- химическое производство |
7 319 |
7 207 |
-112 |
- производство кирпича и |
824 |
948 |
124 |
- металлургическое производство |
24 289 |
24 390 |
101 |
- производство готовых |
2 050 |
1 986 |
-64 |
- производство машин и |
12 463 |
13 459 |
996 |
- производство мебели и прочей продукции |
850 |
841 |
-9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2 771 |
2 619 |
-152 |
Строительство |
3 980 |
4 027 |
47 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий |
2 118 |
2 501 |
383 |
Гостиницы и рестораны |
686 |
554 |
-132 |
Транспорт и связь |
2 774 |
3 788 |
1 014 |
Финансовая деятельность |
1 416 |
1 654 |
238 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
2 823 |
3 044 |
221 |
Образование |
11 391 |
10 934 |
-457 |
Здравоохранение |
9 744 |
9 578 |
-166 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2 861 |
2 940 |
79 |
По данным КУ ВО «Центр занятости населения города Череповца», на 1 октября 2011 года:
- на учете в состояло 2 706 человек, что на 39,2 % меньше, чем на 1 октября 2010 года (4 454 человек);
- из числа
ищущих работу признано
- уровень безработицы составил 1,24 % (на 1 октября 2010 года - 1,98 %);
- потребность
организаций в работниках
Демография, движение населения
За январь-август 2011 года родилось 2 611 человек, что на 8 человек (0,3 %) больше, чем за аналогичный период 2010 года; значение показателя смертности уменьшилось на 296 человек (9,9 %) и составило 2 682 человек.
Естественное движение населения (человек) |
Всего |
Темп прироста/ убыли, % | |
Январь–август 2010 |
Январь – август 2011 | ||
Родилось |
2 603 |
2 611 |
100,3 |
Умерло |
2 978 |
2 682 |
90,1 |
Естественная убыль (-) |
-375 |
-71 |
х |
За рассматриваемый период на постоянное место жительства в город прибыло 1 487 человек, выбыло 1 187 человек. Миграционный прирост составил 300 человек.
Миграция населения2 (человек) |
Всего |
Темп прироста/ убыли, % | |
Январь–август 2010 |
Январь – август 2011 | ||
Прибыло - всего |
1 618 |
1 487 |
91,9 |
Выбыло - всего |
1 114 |
1 187 |
106,6 |
Миграционный прирост (+) |
504 |
300 |
59,5 |
С января
2011 года учет временных мигрантов (лиц,
зарегистрированных по месту пребывания
на длительный срок – 1 год и более)
включен в общую систему
Вследствие превышения миграционного прироста4 над естественной убылью численность населения города за январь-август 2011 года увеличилась на 806 человек и составила на 1 сентября 2011 года с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения, проводимой в 2010 году, 313 710 человек5.
2.2 Анализ деятельности Центра занятости населения города Череповца.
Структура Центра занятости населения города Череповца.
Реестр государственных услуг, оказываемых КУ ВО «Центр занятости населения города Череповца»
1. Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы и безработных граждан;
2. Оказание в соответствии с законодательством о занятости населения содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
3. Информирование о положении на рынке труда;
4. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
5. Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
6. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
7. Организация проведения оплачиваемых общественных работ;
8. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
9. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
10. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
11. Содействие самозанятости безработных граждан;
12. Содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления занятости населения в городе Череповце.
Выделяют следующие основные направления совершенствования политики в области управления занятости населения:
1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:
– обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
– совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;
– повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;
– внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
– защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).
2. Специальные
мероприятия содействия
– временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
– совершенствование организации общественных и временных работ на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;
– содействие предпринимательству посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; участие в разработке целевых программ содействия развитию предпринимательской инициативы населения города и поддержки малого предпринимательства.
3. Повышение качества рабочей силы:
– совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
– повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;
– усиление влияния на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций города в условиях их реформирования и реструктуризации; применение как традиционных, так и новых форм работы, повышающих статус профессионального обучения как одного из основных направлений активной политики занятости.
4. Социальная
поддержка граждан при
– своевременное начисление пособий по безработице;
– оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;
– обеспечение оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионного возраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;