Совершенствование управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является разработка основных направлений по совершенствованию управления занятости населения на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:
- исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений;
- определить роль и значение местного самоуправления в сфере занятости и трудовых процессов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретическая часть…………………………………………………...4
1.1 Теоретические основы муниципальной политики в сфере занятости ……4
1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере занятости населения, борьбы с безработицей и социальной поддержки населения…..6
1.3 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений……………………………………………………………8
1.4 Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне…………………………………………………………………………...12
Глава 2. Аналитическая часть………………………………………………….18
2.1 Анализ занятости населения муниципального образования города Череповца............................................................................…………………..18
2.2 Анализ деятельности Центра занятости населения города
Череповца ………………………………………………………………………21
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления занятости населения в городе Череповце………………………………………………………………22
Глава 3. Проектная часть……………………………………………………..
3.1 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсо .docx

— 83.07 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1.Теоретическая  часть…………………………………………………...4

1.1 Теоретические основы муниципальной политики в сфере занятости ……4

1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере занятости населения, борьбы с безработицей и социальной поддержки населения…..6

1.3 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений……………………………………………………………8

1.4 Методические  подходы к регулированию рынка  труда на муниципальном уровне…………………………………………………………………………...12

Глава 2. Аналитическая часть………………………………………………….18

2.1 Анализ занятости населения  муниципального образования города Череповца............................................................................…………………..18

2.2 Анализ деятельности Центра занятости населения города

Череповца ………………………………………………………………………21

2.3 Рекомендации  по  совершенствованию управления  занятости населения в городе  Череповце………………………………………………………………22

Глава 3. Проектная часть……………………………………………………..

3.1  Разработка  программы мероприятий по совершенствованию  управления занятостью населения  на муниципальном уровне на  примере Центра занятости населения  города Череповца………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

Введение.

       В современных условиях рыночного реформирования российской экономики занятость и ее регулирование на муниципальном уровне представляются исключительно важной и актуальной проблемой. Это объясняется, прежде всего, тем, что обеспечение полной и эффективной занятости, рассматриваемое как главная цель и средство достижения достойного уровня жизни населения в социально-ориентированной экономике, возможно лишь при эффективном целенаправленном регулировании процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.

Совершенствование форм, методов и практики государственного регулирования занятости населения  в муниципальных образованиях может  способствовать постепенному уменьшению роста безработицы, повышению эффективности реализации основных направлений политики занятости, обеспечению социальной защищенности различных социально-демографических групп населения в процессе адаптации к рыночным отношениям.

        Целью курсового проекта является разработка основных направлений по совершенствованию управления занятости населения на муниципальном уровне.

      Для достижения поставленной цели в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:

         - исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений;

- определить роль и значение местного самоуправления в сфере занятости и трудовых процессов;

- разработать  мероприятия совершенствованию управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца.

Глава 1.

1.1Теоретические основы муниципальной политики в сфере занятости.

 

Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации и упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что  основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные; структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть  трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов  местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

          Согласно ФЗ РФ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», главной целью муниципальной политики в социальной сфере является – комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

Муниципальная политика в социальной сфере прежде всего должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека, в частности:

- улучшение состояния окружающей среды;

- удержание на социально безопасном уровне безработицы;

- поддержку населения живущего ниже уровня прожиточного минимума.

Муниципальная социальная политика – это система  целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения  социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле  социальной политики государства и  во взаимодействии с органами государственной  власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную  социальную политику реализуются как  собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный  уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной  и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни  человека и его воспроизводство.

1.2. Полномочия органов местного  самоуправления в сфере занятости  населения, борьбы с безработицей  и социальной поддержки населения.

        В сфере занятости населения,  борьбы с безработицей и социальной  поддержки населения органы местного  самоуправления не наделены обязательными  полномочиями. Но Федеральный закон  № 131-ФЗ предусмотрел право  органов местного самоуправления  поселений, муниципальных районов  и городских округов на участие  в организации и финансировании  проведения на территории поселения  общественных работ для граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы, а также временной занятости  несовершеннолетних граждан в  возрасте от 14 до 18 лет. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», определяющий правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, дополняет Федеральный закон № 131-ФЗ, устанавливая, что органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

         Нет необходимости говорить о  том, какое значение имеет реализация  данного полномочия, учитывая большие  отрицательные последствия безработицы,  в том числе среди несовершеннолетних. Правовую основу для принятия  решения об осуществлении полномочий  органов местного самоуправления  наряду с Федеральным законом  № 131-ФЗ составляет также указанный  выше Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации». Он прежде всего определяет, что обеспечение занятости граждан – это обеспечение деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству РФ и приносящей, как правило, им заработок, трудовой доход.

          Под организацией общественных работ ст. 24 данного закона понимает обеспечение временной занятости населения путем проведения оплачиваемых общественных работ – трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность и организуемой в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

         Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

          С лицами, желающими участвовать  в общественных работах, заключается  срочный трудовой договор, который  может быть расторгнут им досрочно  при устройстве на постоянную  или временную работу. Оплата  труда граждан, занятых на общественных  работах, производится в соответствии  с законодательством. Финансирование  общественных работ производится  за счет средств организаций,  в которых проводятся эти работы. В период участия в общественных  работах, временного трудоустройства  безработным гражданам, несовершеннолетним  гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная  поддержка.

        

 

1.3 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений.

 

Роль  органов местного самоуправления в  решении вопросов занятости и  трудовых отношений может заключаться  в следующем:

– разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

– координация и контроль деятельности в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

– оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.);

– формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

– формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

– создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);

– организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;

– образование муниципального учебно-методического центра переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

– создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

– создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений,

– включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

– организация и проведение исследовании рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения  на уровне муниципального образования  должны стать:

– содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных; ведений;

– оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, либо нуждающимся в социальной защите;

Информация о работе Совершенствование управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца