Шпаргалки по "Муниципальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по муниципальному управлению

Работа содержит 1 файл

Ответы МУ.docx

— 101.02 Кб (Скачать)

    1. Предмет и методы  муниципального управления

    Предмет муниципального управления - технологии осуществления муниципального менеджмента.

    Муниципальное управление – дисциплина, которая включает в себя целый комплекс самых разных проблем. Их можно классифицировать на следующие блоки.

    Первый  блок – общетеоретические вопросы: предмет муниципального управления, методы муниципального управления, основные теории местного самоуправления, местное самоуправление в системе власти и управления России.

    Второй  блок – организационные аспекты местного самоуправления. Изучаются органы местного самоуправления (глава МО, администрация МО, представительный ОМС, иные), их взаимодействие между собой и с органами государственной власти.

    Третий  блок – социально-экономический комплекс муниципальных образований (муниципальная собственность (состав муниципальной собственности, муниципальные унитарные предприятия, управление муниципальной недвижимостью, земельные ресурсы МО, приватизация), муниципальный бюджет, проблемы муниципального хозяйства (жилищная и жилищно-коммунальная политика МО, градостроительная деятельность в МО и т.д.), социальные отрасли муниципалитетов (прежде всего, здравоохранение и образование).

    Четвертый блок – технологии осуществления муниципального управления: проблемы выборов на муниципальном уровне, кадровая политика, технологии принятия решений, коммуникации  и информационное обеспечение, управление конфликтами и др.

Основные  методы муниципального управления принято  делить на две группы:

1. Общенаучные методы- методы изучения проблем муниципального развития. Среди них выделяют следующие:

  • нормативный (базируется на изучении правовых норм, регулирующих мун. развитие);
  • балансовый (предполагает изучение муниципалитета как совокупности различных балансов, например, баланс доходов и расходов бюджета, баланс потребности в трудовых ресурсах и их наличия и т.д.);
  • метод системного анализа (базируется на изучении муниципалитета с системной позиции. Например, при изучении реформы ЖКХ необходимо анализировать не только ее экономическую составляющую, но и социальные, а также и политические последствия);
  • статистический (предполагает изучение муниципалитета с позиций статистических данных об экономическом и социальном развитии муниципалитета).

2. Методы управления - методы воздействия на муниципальный социально-экономический комплекс. Выделяют следующие методы управления:

  • Административные: применение административных методов управления по системе «начальник – подчиненный, а также – избирательно - в отношении муниципальных предприятий и некоторых других объектов;
  • Экономические:  применение налоговых льгот, реализация муниципальных экономических программ и т.д. Данные методы используются с целью воздействия на экономический комплекс муниципалитета для оптимизации хозяйственного развития территории;
  • Организационные – создание специальных организационных структур для решения актуальных муниципальных проблем, использование механизмов планирования развития МО, оптимизации информационных потоков и т.д.;
  • Правовые. Принятие нормативных актов – действенный рычаг воздействия на муниципальный социально-экономический комплекс. По вопросам местного значения органы местного самоуправления правомочны осуществлять правовое регулирование и принимать правовые акты, обязательные для юридических и физических лиц;
  • Социально-психологические методы и методы PR. Умение организовать информационную политику в МО имеет важное значение для построения конструктивного диалога между муниципальной властью и основными политическими и экономическими субъектами, населением.
 
 
 
 
 
 
 

    2. Муниципальное управление  в системе власти  и управления России. Особенности формирования  местного самоуправления  в России, специфика  его проблем.

    1. Роль местного  самоуправления: наиболее близкий к населению уровень власти. Между МСУ и населением нет посредников.

- ОМС  несут ответственность за содержание  муниципального хозяйства.

- МСУ  играет важную роль в реализации  демократической природы государства. Население самостоятельно выбирает депутатов муниципального уровня, глав МО, в некоторых случаях иных должностных лиц. У ОМС есть вопросы местного значения, в решение которых не могут вмешиваться иные органы власти.

- Учет местной специфики,  культуры и традиций в деятельности ОМС. ОМС наиболее приближены к населению и потому в своей политике имеют возможность отразить особенности культуры и традиций локально проживающих общностей.

    2. Особенности местного  самоуправления в  России

    В истории России отсутствовали устоявшиеся традиции местного самоуправления.  Местное самоуправление – креатура Федерального центра.

    Особенность местного самоуправления в России –  сильная роль федерального центра в  его формировании и текущей деятельности. Федеральный закон №131 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) носит достаточно конкретный характер и детально регламентирует деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, существует широкий перечень федеральных законов, которые регулируют развитие МО: Бюджетный, Налоговый, Жилищный, Земельный, Градостроительный кодексы  и т.д.

    Местное самоуправление не входит в систему государственной власти.

    В России в соответствии с Конституцией ОМС не входят в систему государственной  власти. Плюсы: местное самоуправления гарантировано от административного  вмешательства в его деятельность. Минусы: слишком жесткое ОМС от Центра нецелесообразно, т.к. приводит к  нарушению координации деятельности государственных и муниципальных  органов при решении  социально-экономических  задач.

    Повышенная  роль административных центров (столиц) субъектов  Федерации

    Определенной  особенностью российской системы местного самоуправления является повышенная роль административных центров (столиц) субъектов  Федерации,  резкий отрыв в уровне социально-экономического развития столиц субъектов Федерации и периферии.

    3. Проблемы развития  МО на современном  этапе.

      Финансовые проблемы. В большинстве муниципальных образований расходы не покрываются доходными источниками.

    Дифференциация  территорий.  Резкий отрыв в уровне социально-экономического развития различных территорий. Есть развитые территории с высокой бюджетной обеспеченностью. Многие территории, напротив, можно отнести к депрессивным.

    Слабая  защита интересов  МСУ на федеральном  уровне.

    Органы  МСУ не имеют сильного лоббиста своих  интересов на федеральном уровне власти – ключевом уровне, на котором  принимаются важнейшие решения. 

    Несформированность  правовой базы, регулирующей развитие местного самоуправления. 

    Кадровые  проблемы. Кадровый потенциал органов местного самоуправления не всегда достаточно подготовлен к решению задач, возложенных на данные органы.  3% муниципальных служащих имеют образование по специальности «ГМУ» - базовой специальности для них.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные теории  местного самоуправления

    1. Общественная теория.

    Главный представитель теории - О. Ресслер.

    Суть: противопоставление деятельности  ОМСУ государственному управлению. Местное  сообщество само определяет собственные  общественные интересы, политически  нейтрально.

  1. Теория свободной (естественной) общины.

    Середина 19 века. Франция и Бельгия. Основоположники  Гербер, Аренс, Э.Мейер.

    Основа  – приоритет общины над государством. Община возникла до государства, соответственно, «община государством не создана, а  лишь признана», и потому она имеет самостоятельное право управлять своими собственными делами.

    В государстве человек выступает  как исполнитель определенных социальных функций, а община построена на взаимопомощи и взаимной поддержке, соответственно ориентирована на интересы граждан. Община имеет право на самостоятельность  и независимость от государства

  1. Хозяйственная теория самоуправления.

    Вторая  половина 19 века Основоположники Гирке, Шеффнер, Молль.

    Теория  сводит роль местного самоуправления к выполнению хозяйственных задач, развитию торговли, содержанию инфраструктуры.  Самоуправление - это заведование не государственными, а собственными хозяйственными делами общины. Считалось, что местное самоуправление чуждо политике.

    4. Государственная  теория.

    Вторая  половина 19  века - Германия.

    Суть: самоуправление есть форма государственного управления. Местное самоуправление это часть государственной власти. Приоритетная роль в общественном развитии принадлежит государству.

    На  местном уровне государственный  курс должен реализовываться с учетом местных условий. В этом и состоит  задача местного самоуправления. Местное самоуправление рассматривается как распределение обязанностей по управлению государственными делами между центральными и местными властями. Государство формулирует задачи, а местная власть их реализует.

      3. Современная теория

Комплексно включает в себя черты 1 и 2 теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные модели  организации МСУ

    Согласно  ФЗ-131, в России возможны четыре основные модели:

  1. «Сильный совет - слабый мэр»: мэр избирается из состава представительного органа; ограничение прав мэра по координации и контролю деятельности исполнительных органов власти. Мэр выполняет представительские функции и оперативное управление. Совет  обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах, а также в отношении назначения на должность.
  2. «Слабый совет – сильный мэр»: мэр избирается населением и как правило возглавляет местную администрацию, обладает значительными полномочиями по решению  вопросов местного значения,  обладает правом отлагательного вето на решения представительного органа. Практически мэр  в системе отношений с муниципальным советом является более сильной фигурой.  В результате  муниципальный  представительный орган  крайне  редко претендует  на   проведение политики независимо от мэра.
  3. «Совет - управляющий»:  управляющий нанимается местным представительным органом, на условиях конкурса и контракта,  возглавляет  местную администрацию. Управляющий – политически нейтральная фигура, профессионал; Достоинства модели – попытка преодоления коррупции и чрезмерных полномочий главы МО; Недостатки – невозможность  влиять на действия управляющего со стороны населения.
  4. «Сход граждан»: в поселениях с численность жителей не более 100 члк., обладающих избирательным правом, не целесообразно создавать  представительный орган, все  местные вопросы решаются гражданами на сходе.

    Наиболее  распространенной является  модель, в которой доминирует мэр (глава  МО). Прямое избрание мэра населением является высшей формой легитимации его в должности и способом развития демократических традиций, формирования у граждан ответственного отношения к выборам.

Информация о работе Шпаргалки по "Муниципальному управлению"