Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить специфику работы Правительства Российской федерации, а так же иных органов исполнительной власти субъектов Федерации
Предмет исследования – организация и полномочия органов исполнительной власти.
Объектом исследования является Правительство РФ и иные органы исполнительной власти.
Задачи исследования:
1) Изучить конституционно-правовой статус Правительства РФ;
2) Рассмотреть полномочия и организацию органов исполнительной власти в системе государственного и муниципального управления.
Введение…………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Конституционно правовой статус Правительства РФ………...…..5
1.1 Порядок организации и состав Правительства Российской Федерации………………………………………………………………..………..5
1.2 Порядок работы и акты Правительства Российской Федерации……..…9
1.3 Акты Правительства РФ…………………………………………...……..11
1.4 Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации..….13
Глава 2. Роль и задачи Правительства РФ в системе государственного управления………………………………………………………………….……15
Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации…………………………………………………….………………….21
3.1 Понятие и виды органов исполнительной власти………………………21
3.2 Система органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………………………………….…………22
Глава 4. Органы исполнительной власти в системе муниципального управления……………………………………………………………………….27
4.1Местное самоуправление…………………………………..……………..27
4.2 Исполнительные органы местного самоуправления…………………...29
Заключение……………………………………………………………………33
Список используемых материалов………………………..…………………36
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
Наименование главы муниципального образования и сроки полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
В различных субъектах Федерации при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:
1) формируется
представительным органом
2) создается
главой местного
3) формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;
4) главные
должностные лица назначаются
с согласия представительного
органа местного
Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).
Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности (т. е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций.
Решения,
принимаемые исполнительным органом
в пределах его компетенции, обязательны
к исполнению всеми юридическими лицами
и гражданами. Они действуют в пределах
границ муниципального образования.
Заключение
В Конституции 1993 г., в которой четко проведен принцип разделения властей и по-новому представлены концепция исполнительной власти, а также пути, формы и органы, ее осуществляющие. В первую очередь это качественно новый статус как главного федерального органа исполнительной власти — Правительства Российской Федерации, который заложен в самой Конституции и продолжен, развит и конкретизирован в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
Давая общую характеристику Правительству Российской Федерации как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо было рассмотреть его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обусловливаются и подчеркиваются одновременно характер, степень охвата, объем регулирования и изучения соответственно конституционным (государственным) правом таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство Российской Федерации в частности.
в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.
Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.
Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).
Исполнительные
органы являются составной частью всякого
публичного управления, например местного
самоуправления. Они также осуществляют
управленческую деятельность, решают
задачи управления, реализуют его функции.
При этом исполнительные органы государственных
учреждений, предприятий, не государственных
образований, общественных объединений
по своему правовому содержанию, полномочиям,
юридическим последствиям управленческой
деятельности существенно отличаются
от органов государственного управления.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
После рассмотрения собранного мной материала и исследования поставленных целей и задач я пришла к следующим выводам:
1) Порядок
организации и распределения
полномочий в Правительстве РФ
происходит строго в
2) Деятельность исполнительных органов должна осуществляться только в рамках закона;
3) Решения,
принятые исполнительными
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1) Конституция РФ.
2) Указ Президента РФ от 25.05.1999 N 651 (ред. от 29.11.2004) "о структуре федеральных органов исполнительной власти"
3) Постановление
Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О
регламенте Правительства РФ
и положение об аппарате
4) Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
5) Постановление
Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред.
от 30.09.2002) "Об утверждении правил
подготовки нормативных
6) Указ
Президента Российской
7) Постановление
Правительства Российской
8) Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации":
9) Федеральный
закон N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ"
Научная литература:
1) Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, М- 1997
2) Бондарь
Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н Муниципальное
право Российской Федерации. Учебник для
вузов /под ред. профессора Н.С.Бондаря.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,
3) Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2001. №
4) Система муниципального управления, Учеб. Под ред. В.Б. Зотова, Питер, 2005
5) Козлова
Ю.М. Попова Л.Л.
6) Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право. – 2005
7) Марченко Н.М. Теория государства и права. Учебник 2 изд., М-Проект, московского университета, 2007г.
8) Окуньков Л.А. Президент и Правительство в механизме государственной власти // Журнал российского права. 2001. №2
9) Постовой Н.В. Муниципальное право России.: Вопросы и ответы.-М.:Юриспруденция,2001.
10) Салищева Н. Организация исполнительной власти в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. № 1
11) В.Е.
Чиркин Системы государственного и муниципального
управления. Учебник. Юристъ:.М., 2005
Интернет-материалы:
1) http://www.gov.ru/
2) http://www.rg.ru/2003/10/08/
3) http://www.government.ru/
Информация о работе Роль и задачи исполнительной власти в государственном и муниципальном управлении