Роль и задачи исполнительной власти в государственном и муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучить специфику работы Правительства Российской федерации, а так же иных органов исполнительной власти субъектов Федерации

Предмет исследования – организация и полномочия органов исполнительной власти.

Объектом исследования является Правительство РФ и иные органы исполнительной власти.

Задачи исследования:

1) Изучить конституционно-правовой статус Правительства РФ;

2) Рассмотреть полномочия и организацию органов исполнительной власти в системе государственного и муниципального управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..3


Глава 1. Конституционно правовой статус Правительства РФ………...…..5

1.1 Порядок организации и состав Правительства Российской Федерации………………………………………………………………..………..5

1.2 Порядок работы и акты Правительства Российской Федерации……..…9

1.3 Акты Правительства РФ…………………………………………...……..11

1.4 Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации..….13


Глава 2. Роль и задачи Правительства РФ в системе государственного управления………………………………………………………………….……15


Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации…………………………………………………….………………….21

3.1 Понятие и виды органов исполнительной власти………………………21
3.2 Система органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………………………………….…………22


Глава 4. Органы исполнительной власти в системе муниципального управления……………………………………………………………………….27

4.1Местное самоуправление…………………………………..……………..27

4.2 Исполнительные органы местного самоуправления…………………...29


Заключение……………………………………………………………………33


Список используемых материалов………………………..…………………36

Работа содержит 1 файл

Роль и задачи исполнительной власти в государственном и муниципальном управлении.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 Компетенция Правительства Российской Федерации  определена ст. 114 федеральной Конституции. Круг полномочий Правительства разнообразен. Можно выделить полномочия в сферах: государственного строительства; экономики; финансов, кредитно-денежного обращения и ценообразования; социального развития; оплаты труда, социального обеспечения; науки, здравоохранения, культуры и образования; охраны природных ресурсов и окружающей среды; укрепления законности, безопасности и обороноспособности страны; внешней политики международных отношений.

 В сфере  государственного строительства Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство органами исполнительной власти всех уровней в соответствии с политикой, предписанной Президентом Российской Федерации. В отличие от Президента, который разрабатывает долгосрочную стратегию государства, Правительство .занимается текущей политикой.

 Правительство определяет систему федеральных  органов исполнительной власти и  осуществляет руководство их деятельностью. Все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, за исключением подведомственных Президенту Российской Федерации на основании действующего законодательства.

 Правительство ставит перед Президентом вопрос об упразднении или реорганизации  федеральных министерств. Оно самостоятельно принимает решения об упразднении  или реорганизации федеральных служб и федеральных агентств.

 Правительство объединяет, направляет, координирует и контролирует деятельность федеральных  министерств, федеральных служб  и агентств, и других подведомственных ему органов. Оно обеспечивает функционирование министерств, федеральных служб и агентств как информационно-аналитических центров, вырабатывающих и предоставляющих заинтересованным субъектам управления информацию в области экономической и финансовой деятельности; координирует разработку программ экономического развития общего и регионального уровней.

 Правительство Российской федерации назначает  на должность и освобождает от должности заместителей федеральных  министров, утверждает членов коллегий министерств, других подведомственных ему органов; содействует этим органам в осуществлении своих функций.

 Правительство может делегировать центральным  федеральным органам исполнительной власти, а также исполнительным органам  субъектов федерации часть своих  полномочий, если их решение не отнесено к исключительной федеральной компетенции.

 Федеральные министерства и другие органы исполнительной власти, подведомственные Правительству, ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

 Правительство выступает арбитром в спорах между  федеральными министерствами, службами, агентствами и иными подведомственными ему органами, а также между органами исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрацией. Оно осуществляет контроль за нормативными актами министерств, служб и агентств, затрагивающими права и законные интересы граждан или носящими межведомственный характер; утверждает правила их подготовки и опубликования. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 30.09.2002) "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", правительство рассматривает жалобы органа, издавшего акт, на решение Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации этого акта. Правительство вправе отменять акты федеральных министров, руководителей ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти.

 Правительство организует переподготовку и повышение  квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

 В сфере  экономики Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство  экономическими процессами. Оно разрабатывает  и представляет парламенту проекты  комплексных программ экономического развития страны; содействует становлению  отечественного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики; управляет федеральным государственным имуществом, т. е. объектами федеральной государственной собственности.

 Создание  механизма, адекватного рыночной экономике, требует гибких организационных  структур управления в центре и на местах, увязанных с системой предпринимательства, биржевой деятельности, акционирования, борьбы с инфляцией, финансового оздоровления экономики, включая укрепление финансово-кредитной системы и функционирование коммерческих банков.

 В современных  условиях кардинально изменяются структура  и функции отраслевых органов  исполнительной власти, межотраслевых  и координационно-контрольных органов. Продолжается процесс децентрализации руководства экономикой и передачи функций от органов управления непосредственно хозяйствующим субъектам.

 Правительство содействует руководителям предприятий, банковских и предпринимательских  структур, научных организаций в установлении контактов с федеральными органами исполнительной власти, консолидации их усилий для реализации промышленной политики, развития производства и государственной поддержки предпринимательской деятельности. Оно вырабатывает основные направления программы приватизации, экономической политики и должно оперативно корректировать ее в зависимости от изменения социально-экономической ситуации в стране; Правительство поддерживает предпринимательскую деятельность; консолидирует усилия промышленных предприятий, предпринимательских, финансовых и научных кругов для стабилизации развития экономики. Оно разрабатывает конверсионные, инновационные и инвестиционные программы; содействует увеличению и использованию иностранных инвестиций.

 В центре внимания Правительства — проблемы организации промышленности в условиях рыночной экономики; развитие банковской, биржевой, торгово-посреднической деятельности; исследовательская деятельность в области предпринимательства; региональное экономическое развитие; прогнозирование и информационное обеспечение российского предпринимательства.

 В сфере  финансов, кредитно-денежного обращения  и ценообразования на Правительство  Российской Федерации возложены: проведение единой финансовой, кредитно-денежной и валютной политики, единой политики цен; разработка и представление парламенту проекта государственного бюджета, контроль за его исполнением; укрепление финансовой, валютной и таможенной систем; контроль финансовых органов предприятий, учреждений, находящихся на государственном бюджете, в области оплаты труда. В качестве иллюстрации можно назвать постановление Правительства Российской Федерации, от 26 декабря 1994 г. «Об утверждении Соглашений Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития и Европейским банком реконструкции и развития о займах для финансирования проекта поддержки предприятий».

 В сфере  социального развития, оплаты труда, ствольного обеспечения на Правительство  Российской Федерации возложены  разработка основных направлений государственной социальной политики; принятие мер к социальной и правовой защищенности граждан; создание условий реализации права граждан на свободный труд; совершенствование системы пенсионного обеспечения; гарантии поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализации социальных гарантий прав граждан при переходе к рынку.

 В сфере  науки, здравоохранения, культуры и образования федеральное Правительство должно обеспечивать развитие научно-технического потенциала России; разрабатывать программы по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, основные направления развития к совершенствования здравоохранения, народного образования, развития культуры, способствовать установлению культурных связей с зарубежными государствами; проведение единой государственной политики в этих отраслях.

 В сфере  охраны природных ресурсов и окружающей среды на Правительство Российской Федерации возложены координация  работы органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности, проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ общенационального и международного значения; принятие мер по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

 В сфере  укрепления законности, безопасности и обороноспособности страны Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту интересов государства, оснащение Вооруженных Сил оружием и военной техникой, материальными средствами; охрану государственных границ России; обеспечение общественного порядка, законности; защиту прав и свобод граждан; организует борьбу с преступностью.

 В сфере  внешней политики и международных  отношений Правительство Российской Федерации: обеспечивает реализацию внешней  политики государства; устанавливает  отношения с международными организациями; заключает межправительственные соглашения; принимает меры к исполнению международных договоров; осуществляет руководство внешней торговлей и другими видами внешнеэкономической деятельности; координирует научно-техническое и культурное сотрудничество в сфере международных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации

 3.1 Понятие и виды органов исполнительной власти

 Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов  административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов  органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

  1. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
  2. Наделены оперативной самостоятельностью;
  3. Имеют, как правило, постоянные штаты;
  4. Образуются вышестоящими органами;
  5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.3

 Органы  исполнительной власти призваны повседневно  организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной  власти и указов Президента.

 Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997г. «О правительстве РФ» с изм. 1 июня 2005 года № 4-ФКЗ), положениями.

 Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

 Задачи  и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь  в процессе и в результате своей  деятельности в порученной ему области.

 Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

 Основными функциями, присущими компетенции  почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

 Права и обязанности определяют границы  полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его  функций.

 Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно  к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

 Как и иные субъекты административного  права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает  она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

 3.2 Система органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

 Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она  закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В целях  формирования эффективной системы  и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации":

Информация о работе Роль и задачи исполнительной власти в государственном и муниципальном управлении