Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть проблемы поддержки малого предпринимательства и пути их решения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса в РФ
2. Рассмотреть необходимые условия для развития малого предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в РФ
1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Проблемы развития малого бизнеса юга Тюменской области
2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Подытоживая вышесказанное, отметим, что, несмотря на существование в каждом из исследуемых городов и районов комитета или отдела при Администрации, а также союзов или обществ предпринимателей, уполномоченных осуществлять поддержку малого бизнеса, значительное число предпринимателей не взаимодействуют с этими органами, и рассчитывают сегодня лишь на собственный потенциал.
2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области
Тюменское
предпринимательство активно
Решения
проблем модернизационного
По мнению главы региона, в развитии малого и среднего бизнеса в области удалось добиться многого, хотя начинать пришлось, что называется, с «низкого старта».
Предпринимательство относительно недавно вошло в число приоритетов региональной политики – при запуске новой программы поддержки малого бизнеса в 2006 году финансовая поддержка его составляла около 30 миллионов рублей в год. За пять лет масштаб программы вырос примерно в 30 раз.
В то же время
простое наращивание физических
объемов финансирования не являлось
самоцелью. В области создан гибкий
набор специализированных инструментов,
позволяющих оказывать
– За последний год количество субъектов малого бизнеса выросло на 21 процент, – отметил Владимир Якушев. – Причем это был кризисный год, и то, что нашим ответом на кризис стал, в отличие от большинства регионов Российской Федерации, подъем предпринимательской активности, а не ее затухание, не может не радовать. Значит, энергия первопроходцев, традиции легендарного тюменского купечества живы и продолжают работать на благо нашего края.
Одной из ключевых идей Послания губернатора стала мысль о том, что модернизация не сводится к простому овладению новыми идеями и технологиями. Модернизация – это проект переосмысления всей человеческой жизни: и общественной, и частной. Успешным проект станет, только превратившись из политической установки во внутренний побудительный мотив деятельности всех активных социальных групп и главный двигатель экономической конкуренции.
Наиболее
полной информацией о том, проводят
ли техническую модернизацию субъекты
малого бизнеса региона, располагают
специалисты фонда развития и
поддержки предпринимательства
Тюменской области. Фонд, напомним,
призван создавать
Как отмечает
генеральный директор фонда развития
и поддержки
На какие
виды поддержки может рассчитывать
человек, начинающий или ведущий
собственное дело? Это прежде всего
целевые займы, которые предоставляются
на производство промышленных и продовольственных
товаров, строительных материалов, рекламную
и полиграфическую
Региональный фонд предпринимательства второй год вводит в практику проекты, направленные на развитие потенциального предпринимателя как личности и как специалиста.
Очень удачная программа «Шаг за шагом», главная цель которой – разбор проблем создания бизнеса в разных отраслях, формирование конкретных требований для начала того или иного дела.
Как правильно выбрать помещение, какие именно услуги нужны сегодня клиентам, как подобрать профессиональный коллектив, как «продвинуть» собственное дело на рынке с высокой конкуренцией, какие сложности ожидают при получении разрешительной документации – обо всем этом и многом другом слушатели узнают на проводимых ежемесячно семинарах «Бизнес в Тюмени: шаг за шагом». Действующие участники рынка, консультанты и маркетологи делятся как позитивным, так и негативным опытом ведения конкретного бизнеса. На семинарах рассматривались вопросы, связанные с функционированием турфирмы, салона красоты, детского центра, рекламного агентства, автосервиса, бизнеса в сфере информационных технологий.
Малый и средний бизнес чувствуют себя в Тюменской области весьма неплохо. Все больше и больше молодежи приходит в фонд с новыми идеями. Раньше ее пугало, может быть, что места не найдется на рынке или сил не хватит. Два последних года государственная политика была построена таким образом, чтобы молодежь почувствовала, что о ней заботятся и что в какой-то момент есть на кого опереться.
Предприниматели живо откликаются на новые веяния, нередко очень быстро осваивают выпуск новых видов продукции. Так, бум индивидуального жилищного строительства повлек за собой повсеместное появление множества небольших производств, предлагающих современные строительные и отделочные материалы.
Приведенные примеры красноречиво свидетельствуют о том, что у тюменского малого бизнеса большой потенциал. Не вызывает сомнения, что призыв главы региона Владимира Якушева к всесторонней модернизации предприниматели услышат и станут активными участниками процесса дальнейшего социально-экономического развития региона. Таково оно, беспокойное племя людей дела.
В начале 2010 года в Тюмени были подведены итоги развития малого и среднего предпринимательства. Со слов начальник межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области Георгия Кривова стало ясно, что количество малых и средних предприятий в Тюмени в период с начала 2009 по январь 2010 года возросло на 7,6 %.
Если в январе 2009 года предприятий малого бизнеса было примерно 29 000, то на январь 2010 года их количество составило 31 149. Количество СМБ тоже возросло с 21 161 до 25 962 человек. То есть численность субъектов малого бизнеса увеличилась на 4 346 предпринимателя в то время, как в условиях финансового кризиса было ликвидировано 1500 предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Исходя из приведенных данных, следует отметить, что в Тюменской области в общей сложности работает около 60 000 предприятий, а значит, каждый второй житель региона работает на предприятии малого бизнеса, а каждый десятый является субъектом малого бизнеса.
Власти
области считают, что такое
развитие малого бизнеса в
регионе напрямую зависит от
инвестиционной
По
результатам исследования, абсолютное
большинство руководителей
Оценка необходимости поддержки государственными органами малых предприятий
Таблица 6.1.
Критерии оценки |
Администрация области |
Администрации городов (районов) |
Должны поддерживать |
86,1 |
88,4 |
Не уверен в этом |
3,9 |
2,3 |
Думаю, нет |
2,8 |
3,1 |
Не должны поддерживать |
0,0 |
0,4 |
Затрудняюсь ответить |
7,2 |
5,8 |
Степень информированности предпринимателей относительно осуществления мероприятий по поддержке малого бизнеса
Таблица 6.2.
Критерии оценки |
Администрация области |
Администрации городов (районов) |
Да, осуществляют такие мероприятия поддержки |
15,0 |
10,4 |
Не уверен в этом |
26,7 |
20,3 |
Думаю, что не осуществляют |
13,8 |
28,6 |
Не осуществляют |
13,3 |
11,6 |
Затрудняюсь ответить |
31,2 |
29,1 |
Значительная часть
ли власти мероприятия по поддержке малого бизнеса (45,0% в совокупности по Администрации области и 57,7% в совокупности по местным Администрациям).
Только 25,4% в совокупности смогли назвать
какие-либо из мероприятий. Наиболее активно
осветили такие мероприятия
О существовании областной
Диаграмма 21.
В итоге, практически единицы
Независимо от того, насколько респонденты
информированы относительно областной
программы поддержки малого предпринимательства,
им было предложено оценить по 6-ти бальной
шкале степень важности основных
блоков данной программы для их предприятия.
Например, 1 место – наиболее важный
аспект, 2 – менее важный и так
далее. На 6-м месте, таким образом,
оказывался наименее важный аспект. Затем,
после подсчета результатов каждому
блоку программы присваивался определенный
балл. Причем, чем выше его показатель,
тем важнее для предприятия данное
направление программы
Исходя из диаграммы 22, наиболее приоритетным
направлением в областной программе
поддержки малого бизнеса респонденты
определили финансово-кредитную поддержку.
Это лишь подтверждают приведенные
ранее данные относительно необходимости
малых предприятий в
Оценка
степени важности мероприятий областной
программы поддержки малых
Таблица 6.3
Направления программы |
Процентный показатель | ||
Очень важно |
Не важно |
Абсолютно не важно | |
Проведение консультаций по вопросам создания и функционирования субъектов МП в РФ |
81,1 |
14,8 |
4,1 |
Создание предоставление доступа к базе данных по рынкам г. Тюмени, включающей в себя информацию об организации, ее адреса, краткого описания деятельности, организационно-правовую форму, финансовое состояние |
78,4 |
17 |
4,6 |
Проведение семинаров по вопросам бух. учета, налогообложения, таможенных правил, сертификатов и нормативных актов РФ для малых предприятий и предпринимателей |
77,6 |
20,1 |
2,3 |
Создание клирингового центра для малых предприятий и предпринимателей |
77,5 |
17,5 |
5 |
Создание фонда взаимной поддержки малых предприятий и предпринимателей |
76,1 |
19,5 |
4,4 |
Сотрудничество с комм. банками с целью создания гарантийных механизмов и схем совместного кредитования |
76 |
19,8 |
4,2 |
Создание гарантийно-залогового фонда для малых предприятий и предпринимателей |
75,9 |
20,1 |
4 |
Поиск партнеров среди российских и иностранных предприятий |
75,1 |
19,1 |
5,8 |
Организация взаимодействия
в небанковскими инвесторами
в реализации проектов, ориентированных
на малых предприятий и |
73,3 |
22,8 |
3,9 |
Анализ спроса и предложения в различных сферах экономики г. Тюмени |
72,6 |
24,6 |
2,8 |
Создание консультационно- |
72,1 |
20,8 |
7,1 |
Содействие в
выставочно-оформительской деятельности,
организация постоянно |
71,2 |
20,9 |
7,9 |
Стимулирование инновационной деятельности малых предприятий и предпринимателей (предоставление гарантий, поручительств, кредитов) |
68,9 |
26,2 |
4,9 |
Обеспечение малых предприятий и предпринимателей в выполнении муниципальных заказов |
67,3 |
28,6 |
4,1 |
Поддержка кредитных
союзов и иных инвестиционных фондов
малых предприятий и |
63,7 |
27,5 |
8,8 |
Содействие в реализации инновационных проектов с привлечением иностранных инвестиций (полное или частичное освобождение от налогов) |
63,3 |
32,5 |
4,2 |
Разработка комплексной
системы показателей, характеризующей
малых предприятий и |
62,3 |
31,5 |
6,2 |
Предоставление в аренду зданий, сооружений, размещение рекламы и т. д. |
60,6 |
29,1 |
10,3 |
Сбор информации о клиентах и партнерах, тюменских товаропроизводителях, а также о состоянии их фирм с предоставлением информации субъектам малых предприятий и предпринимателей |
59,3 |
36 |
4,7 |
Предоставление рассрочки в платежах за выкуп муниципального имущества |
58,3 |
34,9 |
6,8 |
Сбор и анализ информации по состоянию малых предприятий и предпринимателей в городе |
49,4 |
43,1 |
7,5 |
Содействие развитию инновационного бизнеса в городе (предоставление в аренду зданий, сооружений, земельных участков) |
41 |
46,4 |
12,6 |
Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в Тюмени