Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть проблемы поддержки малого предпринимательства и пути их решения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса в РФ
2. Рассмотреть необходимые условия для развития малого предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в РФ
1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Проблемы развития малого бизнеса юга Тюменской области
2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в РФ
1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Проблемы развития малого бизнеса юга Тюменской области
2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.
В
реформировании российской
Актуальность
данной темы обусловлена тем
фактом, что осуществляемые в
нашей стране экономические
Объектом исследования данной работы является малый бизнес.
Предмет исследования – проблемы поддержки малого бизнеса(на примере юга Тюменской области)
Цель данной работы - рассмотреть проблемы поддержки малого предпринимательства и пути их решения.
В
соответствии с поставленной
целью необходимо решить
1. Рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса в РФ
2. Рассмотреть
необходимые условия для
3. Проанализировать развитие малого бизнеса в Тюменской области.
4. Рассмотреть
проблемы поддержки малого
5. Показать
направления развития малого
предпринимательства в
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
Трансформация
хозяйственного механизма предполагает
изменение институциональной
Бизнес – это дело, деловая активность, направленная на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услуг между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности .
Бизнес, как известно, делается ради получения дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых различных сферах – производстве товаров и услуг, коммерции, банковском деле и страховом деле, при проведении транспортных, арендных и многих других операций как видов деятельности .
В словаре по экономике и финансам дано следующее определение малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Согласно экономическому словарю малый бизнес - это совокупность мелких и средних частных предприятий - наиболее мобильный сектор экономики, играет важную стабилизирующую роль и объединяет значительную часть трудовых ресурсов страны .
Райзберг Б.А. определяет малый бизнес как бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг .
В экономическом словаре дается следующее определении малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения .
Малый бизнес – бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий, он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.
Таким образом, из представленных определений понятия «малый бизнес» можно заключить, что малый бизнес представляет собой бизнес, построенный на основе предпринимательской деятельности малых и средних предприятий.
Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г. Первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.). При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:
Количественные:
Развитие
малого бизнеса создает благоприятные
условия для оздоровления экономики,
поскольку развивается
В современной
России на протяжении последних лет
становление малого предпринимательства
проходит на фоне серьезных социально–
Повышение эффективности функционирования российской экономики неразрывно связано с решением проблем становления и развития малого предпринимательства как неотъемлемой составляющей всей экономической системы. Логика развития производительных сил и социально-экономических отношений, обусловленная современным этапом научно–технической революции, предопределила ряд существенных структурных сдвигов в народном хозяйстве, важное место среди которых занимают возрождение малого бизнеса и превращение его в одного из «агентов воспроизводства».
Во второй половине XX в. в большинстве промышленно развитых стран существенно расширилась сфера малого предпринимательства, что выразилось в более быстром росте числа малых предприятий по сравнению с крупными, ускоренном росте занятости в данном секторе экономики, увеличении величины чистого продукта, созданного в этой сфере. Новые современные черты малый бизнес стал приобретать и в развивающихся странах.
Современная «экономика многообразия» признает приемлемым и экономически эффективным для рынка выпуск широкого круга вновь создаваемых товаров и услуг малыми предприятиями. В этих условиях происходят заметные сдвиги в общественном воспроизводстве, возрастает значимость «человеческого фактора» в генезисе производительных сил, усиливаются трансформационные процессы в отношениях собственности.
Для выявления
закономерностей становления
С точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений, за последнее десятилетие в развитии сектора малого предпринимательства можно выделить по меньшей мере пять основных этапов.
Первый
этап наблюдался еще в условиях бывшего
СССР в конце 80–х гг. до начала 1992 г.
Он характеризуется огромными
Действительно,
происходило очень быстрое и
легкое накопление капиталов, развивались
производство дефицитных товаров широкого
потребления и сфера
Конечно, в развитии малого предпринимательства имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходило через развитие кооперации и малого бизнеса.
Важнейшим фактором, способствовавшим успешному развитию кооперативного движения, стало установленное Законом «О кооперации» право кооперативов приобретать в собственность объекты, находящиеся в государственной собственности. Таким образом, был дан первый импульс важнейшему процессу разгосударствления собственности, кроме того, своеобразными формами малого бизнеса являлись хозрасчетные центры, существовавшие при различных государственных структурах, общественных организациях. Так, например, принятие в
Малый бизнес в борьбе за выживание научился самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицировали свою хозяйственную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля, помимо основной деятельности, занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы вследствие возрастающей конкуренции все чаще устремлялись в производство, хотя и в самых простых его формах.
В течение 1996–1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали особенно заметны к середине 1997 г. Месячная инфляция измерялась десятыми долями процента, реальные процентные ставки опустились до 10% годовых, увеличился объем кредитования банками реального сектора, что обусловило прекращение спада и начало экономического роста.
Важнейшая особенность третьего этапа развития малого бизнеса –уменьшение степени криминального давления. С другой стороны, саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения интереса криминальных структур к данному сектору экономики.
Особое внимание криминала чаще всего привлекали крупные бартерные операции при непосредственном участии посреднических малых фирм.
Ко второй
половине 90–х гг. бартер из явления
превратился в устойчивый общественный
институт, а «дебартеризация» экономики
перешла из числа функциональных
в разряд институциональных проблем.
Для ее решения важно было знать,
каким образом произошло
Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в Тюмени