Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть проблемы поддержки малого предпринимательства и пути их решения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса в РФ
2. Рассмотреть необходимые условия для развития малого предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в РФ
1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Проблемы развития малого бизнеса юга Тюменской области
2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последнее время в силу ряда причин (в частности, снижение активности на валютном и фондовом рынках) банки вынуждены искать другие источники вложения своих средств. И в этом смысле малое предпринимательство для них представляет определенный интерес. Немаловажным фактором является надежность предпринимателей, работающих в малом бизнесе.
Значительные возможности в развитии малого предпринимательства появились с возникновением виртуального бизнеса.
1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
Развитие банковской сферы и
экономики муниципального образования
в целом тесно связано с
возможностями малого бизнеса. Для
банка малое предприятие может
являться надежным/ненадежным заемщиком
или потребителем банковских услуг,
источником его прибыли. Для муниципального
управления малый бизнес участвует
в решении социальных проблем: создает
рабочие места, обеспечивает социальную
защиту работающих; в силу гибкости
к изменению внешней среды
смягчает последствия кризисов; выполняет
социальный муниципальный заказ, являясь
основным плательщиком местных налогов,
сборов и штрафов; пополняет местный
бюджет. Поэтому местная администрация
заинтересована в росте продуктового
ряда, объемов выпуска, расширении территориального
охвата, укреплении финансового положения
уже существующих предприятий, в
появлении или привлечении
Малый бизнес
выступает важной частью функционирования
и социально-экономического развития
территории. Он создает рабочие места,
разрабатывает и внедряет новые
технологии, максимально учитывает
местные условия, проникает в
невыгодные для крупных предприятий
сферы, дает значительную часть регионального
и местного валового продукта. Благодаря
малому управленческому персоналу
и простым организационным
Можно выделить две группы актуальных проблем развития малого и среднего бизнеса в РФ:
Для конкретной территории проблемы развития малого бизнеса требуют детализации с учетом местных условий.
Приоритеты
выбора поддерживаемых предприятий
и проектов определяются выработанной
стратегией развития муниципального образования,
имеющимися ресурсами и полномочиями,
социально-экономической
Согласно исследованиям, из трех вышеперечисленных способов активизации экономической деятельности в муниципальном образовании, больше всего рабочих мест в сообществе создается благодаря расширению существующих и созданию новых фирм.
Выработанные критерии поддержки малого бизнеса должны быть формализованы, закреплены нормативными актами и доведены до сведения предпринимателей.
Инфраструктура поддержки
Зарубежный и отечественный опыт позволяют выделить следующие конкретные виды институтов поддержки малого предпринимательства: финансовые (в том числе фонды поддержки, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды); бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры развития, пункты информационного обеспечения; учебные центры.
Результаты анализа развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства очерчивают основные (фундаментальные) принципы построения этой системы, а именно:
– адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и прочее);
– доступность ее объектов для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);
– концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий;
– участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно или через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;
– распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы на поддержке малого бизнеса (непосредственно на местном или региональном уровне);
– обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов на одной территории для более эффективного использования ресурсов, комплексности и разнообразия оказываемых услуг;
– использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса во многих регионах России отсутствует или существует только на бумаге. Зачастую бизнес-инкубаторы, тех-нопарки, агентства и центры развития малого предпринимательства ограничиваются лишь организацией юридического лица с таким названием, выполняя свою основную задачу крайне слабо либо вовсе не выполняя ее .
Существующая
неравномерность в
Стихийность создания институтов поддержки малого бизнеса и недостаток финансовых средств зачастую приводят к перерождению инфраструктурных объектов в обычные коммерческие компании. Инициаторы и организаторы проектов часто сами имеют весьма нечеткое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких функций специализироваться и каким образом получать доход для обеспечения хотя бы частичной самоокупаемости вновь учрежденной структуры. Поэтому, в ряде случаев институты поддержки выполняют неспецифические виды деятельности (вплоть до внутренней и внешней торговли), что явно выходит за рамки функций по поддержке предпринимательства.
Во многих
регионах отсутствуют концепции
развития инфраструктуры малого бизнеса
и достоверные данные о реальных
потребностях предпринимателей в тех
или иных видах деловых услуг,
нет четкого представления о
специфике и различиях между
отдельными видами объектов инфраструктуры.
Понятийная путаница нередко приводит
к тому, что инкубаторами называют
чисто обучающие организации
или фирмы, специализирующиеся на регистрации
новых предприятий и
Следует
отметить и недостаточную
Роль вновь создаваемых объектов инфраструктуры малого предпринимательства снижает также их неудачное территориальное размещение, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования и, конечно же, острый недостаток квалифицированного персонала. В итоге это приводит к распылению и без того ограниченных средств, в том числе бюджетных ассигнований. Деятельность созданных объектов во многих случаях не в полной мере, а то и вовсе не соответствует заявленным функциям (из-за отсутствия достаточных материальных, технических, кадровых и прочих ресурсов). Многие объекты инфраструктуры оказывают услуги весьма низкого качества или по недоступным для малых предприятий ценам.
Региональные фонды поддержки малого бизнеса созданы в 69 регионах. Фонд финансовой поддержки и содействия развитию малых предприятий в Мурманске существует с 1990 года. Московский и Татарский Республиканский фонды финансовой поддержки малого предпринимательства образованы в 1991 году. В остальных регионах фонды возникли в 1992-1994 годах.
Большая часть положений о региональных фондах подготовлена на основе методических рекомендаций государственного комитета по антимонопольной политике России и по инициативе территориальных управлений комитетов, представители которых входят в состав их наблюдательных советов и экспертных комиссий. Основными источниками финансирования фондов служат соответствующие бюджеты, средства от приватизации государственных предприятий, имущество учредителей, доходы от собственной деятельности, возврат кредитных сумм от заемщиков, добровольные взносы юридических и физических лиц. Их организационно-правовая форма разнообразна государственные учреждения и предприятия, некоммерческие организации, общественные объединения, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа и открытого. А некоторые из них (например, Иркутский, Липецкий) вообще не являются юридическим лицом. В большинстве регионов отработан и утвержден механизм отбора, экспертизы и финансирования проектов .
Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в Тюмени