Правовое положение муниципальных унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:11, реферат

Описание работы

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.
Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 36.78 Кб (Скачать)

      Уставом казенного предприятия могут  быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. 

      Казенное  предприятие самостоятельно реализует  произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

      Деятельность  казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов  и расходов, утверждаемой собственником  имущества казенного предприятия. 

      Таким образом, казенное предприятие обладает минимумом прав в отношении закрепленного  за ним имущества. 

      Собственник имущества казенного предприятия  вправе изъять лишнее либо неиспользуемое имущество (пункт 2 статьи 20 Закона об унитарных  предприятиях). 

      Изъятие собственником излишнего, неиспользуемого  или используемого не по назначению имущества допускается только в  отношении имущества, закрепленного  за казенным предприятием на праве  оперативного управления, и не может  быть осуществлено в отношении имущества, закрепленного за предприятием на праве  хозяйственного ведения. 

      В соответствии со статьей 17 Закона об унитарных  предприятиях собственник имущества  муниципального предприятия имеет  право на получение части прибыли  от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. 

      Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет  в соответствующий бюджет часть  прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе после  отчислений в фонды данного предприятия, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления (статья 55 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»), что составляет одну из статей дохода местного бюджета.

      Порядок распределения доходов казенного  предприятия определяется органами местного самоуправления. 
 
 

      4. Управление муниципальным унитарным  предприятием

      4.1. Права собственника имущества  муниципального унитарного предприятия.

      От  имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 

      Согласно  статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования  находится определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений. 

      Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с  пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных  предприятиях: 

      - принимает решение о создании  унитарного предприятия; 

      - определяет цели, предмет, виды  деятельности унитарного предприятия,  а также дает согласие на  участие унитарного предприятия  в ассоциациях и других объединениях  коммерческих организаций; 

      - определяет порядок составления,  утверждения и установления показателей  планов (программы) финансово-хозяйственной  деятельности унитарного предприятия; 

      - утверждает устав унитарного  предприятия, вносит в него  изменения, в том числе утверждает  устав унитарного предприятия  в новой редакции; 

      - принимает решение о реорганизации  или ликвидации унитарного предприятия  в порядке, установленном законодательством,  назначает ликвидационную комиссию  и утверждает ликвидационные  балансы унитарного предприятия; 

      - формирует уставный фонд муниципального  предприятия; 

      - назначает на должность руководителя  унитарного предприятия, заключает  с ним, изменяет и прекращает  трудовой договор в соответствии  с трудовым законодательством  и иными содержащими нормы  трудового права нормативными  правовыми актами; 

      - согласовывает прием на работу  главного бухгалтера унитарного  предприятия, заключение с ним,  изменение и прекращение трудового  договора; 

      - утверждает бухгалтерскую отчетность  и отчеты унитарного предприятия; 

      - дает согласие на распоряжение  недвижимым имуществом, а в случаях,  установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми  актами или уставом унитарного  предприятия, на совершение иных  сделок; 

      - осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; 

      - утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; 

      - дает согласие на создание  филиалов и открытие представительств  унитарного предприятия; 

      - дает согласие на участие унитарного  предприятия в иных юридических  лицах; 

      - дает согласие в случаях, предусмотренных  Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых  имеется заинтересованность, а также  иных сделок; 

      - принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором; 

      - имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации. 

      Собственник имущества казенного предприятия  наделен более широкими правами  и поэтому помимо правомочий, указанных  выше, вправе: 

      - изымать у казенного предприятия  излишнее, неиспользуемое или используемое  не по назначению имущество; 

      - доводить до казенного предприятия  обязательные для исполнения  заказы на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных  нужд; 

      - утверждать смету доходов и  расходов казенного предприятия. 

      Согласно  статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель  бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность муниципального образования. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля. 

      Собственник имущества унитарного предприятия  вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях. Сделки, совершенные предприятиями по отчуждению имущества вопреки ограничениям, установленными ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях, являются недействительными как ничтожные. 

      Собственник имущества унитарного предприятия  вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного  владения. 

      Правомочия  собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится  в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации  или иному муниципальному образованию. 

      В соответствии со статьей 26 Закона об унитарных  предприятиях собственник имущества  унитарного предприятия осуществляет контроль за деятельностью унитарного предприятия. 

      Унитарное предприятие по окончании отчетного  периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую  отчетность и иные документы, перечень которых определяется органами местного самоуправления. 

      В состав бухгалтерской отчетности должно входить и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской  отчетности, если она в соответствии с законом подлежит обязательной аудиторской проверке (Постановление  ФАС Центрального округа от 31 мая 2005 года по делу №А35-10877/04-С2). 

      В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется в случаях, если: 

      - организация является муниципальным  унитарным предприятием, основанным  на праве хозяйственного ведения,  если объем выручки от реализации  продукции (выполнения работ,  оказания услуг) за один год  превышает в 500 тысяч раз установленный  законодательством Российской Федерации  минимальный размер оплаты труда  или сумма активов баланса  превышает на конец отчетного  года в 200 тысяч раз установленный  законодательством Российской Федерации  минимальный размер оплаты труда. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены; 

      - обязательный аудит в отношении  этих организаций предусмотрен  федеральным законом (например, статьей  26 Закона об унитарных предприятиях  установлено, что бухгалтерская  отчетность унитарного предприятия  в случаях, определенных собственником  имущества унитарного предприятия,  подлежит обязательной ежегодной  аудиторской проверке независимым  аудитором). 
 
 
 
 

      4.2. Руководитель муниципального унитарного  предприятия. 

      Согласно  статье 21 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом  унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается  собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия. 

      Руководитель  унитарного предприятия действует  от имени унитарного предприятия  без доверенности, в том числе  представляет его интересы, совершает  в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном  законодательством. 

      Руководитель  унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества  унитарного предприятия. 

Информация о работе Правовое положение муниципальных унитарных предприятий