Правовое положение муниципальных унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:11, реферат

Описание работы

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.
Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 36.78 Кб (Скачать)

      - за счет доходов, полученных  в результате деятельности такого  предприятия. 

      Решение об увеличении уставного фонда муниципального предприятия может быть принято  собственником его имущества  только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. 

      Одновременно  с принятием решения об увеличении уставного фонда муниципального предприятия собственник его  имущества принимает решение  о внесении соответствующих изменений  в устав такого предприятия. 

      Документы для государственной регистрации  внесенных в устав муниципального предприятия изменений в связи  с увеличением его уставного  фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц. 

      Непредставление указанных документов является основанием для отказа в государственной  регистрации внесенных в устав  муниципального предприятия изменений. 

      Размер  уставного фонда муниципального предприятия с учетом размера  его резервного фонда не может  превышать стоимость чистых активов  такого предприятия. 

      Средства  резервного фонда используются исключительно  на покрытие убытков унитарного предприятия. 

      Собственник имущества муниципального предприятия  вправе, а в случаях, предусмотренных  статьей 15 Закона об унитарных предприятиях, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия. 

      Уставный  фонд муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше тысячи минимальных размеров оплаты труда. 

      В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения. 

      В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше тысячи минимальных размеров оплаты труда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. 

      Если  в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона об унитарных предприятиях, собственник имущества муниципального предприятия в течение шести  календарных месяцев после окончания  финансового года не принимает решение  об уменьшении уставного фонда, о  восстановлении размера чистых активов  до минимального размера уставного  фонда, о ликвидации или реорганизации  муниципального предприятия, кредиторы  вправе потребовать от государственного предприятия прекращения или  досрочного исполнения обязательств и  возмещения причиненных им убытков. 

      В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного  фонда муниципальное предприятие  обязано в письменной форме уведомить  всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда  и о его новом размере, а  также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации  юридических лиц, сообщение о  принятом решении (Постановление ФАС  Дальневосточного округа от 28 декабря 2004 года по делу №Ф03-А51/04-1/3921). 

      Приказом  МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508 «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570 «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений. 

      Кредиторы муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств муниципального предприятия и возмещения им убытков. 

      Государственная регистрация уменьшения уставного  фонда муниципального предприятия  осуществляется только при представлении  таким предприятием доказательств  уведомления об этом кредиторов.

      3. Имущество муниципального унитарного  предприятия

      3.1. Порядок формирования имущества  муниципального унитарного предприятия.

      В соответствии со статьей 215 ГК РФ, муниципальной  собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям. 

      От  имени муниципального образования  права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 

      Имущество, находящееся в муниципальной  собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями во владение, пользование  и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ. 

      Средства  местного бюджета и иное муниципальное  имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения  или другого муниципального образования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 июля 2004 года по делу №Ф03-А04/04-1/1770). 

      Согласно  статье 11 Закона об унитарных предприятиях, имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной  собственности и принадлежит  такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 

      Имущество унитарного предприятия формируется  за счет: 

      - имущества, закрепленного за унитарным  предприятием на праве хозяйственного  ведения или на праве оперативного  управления собственником этого  имущества; 

      - доходов унитарного предприятия  от его деятельности; 

      - иных не противоречащих законодательству  источников. 

      Право на имущество, закрепляемое за унитарным  предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого  имущества, возникает с момента  передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено  федеральным законом или не установлено  решением собственника о передаче имущества  унитарному предприятию. 

      При переходе права собственности на муниципальное предприятие как  имущественный комплекс к другому собственнику муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. 

      Распоряжение  имуществом муниципального унитарного предприятия. 

      Распоряжение  имуществом муниципального унитарного предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения. 

      Согласно  статье 18 Закона об унитарных предприятиях муниципальное предприятие распоряжается  движимым имуществом, принадлежащим  ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных  предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами (Постановление ФАС Западно-сибирского округа от 22 сентября 2005 года по делу №Ф04-6096/2005(14908-А45-30)). Так, согласно статье 23 Закона об унитарных предприятиях решение о совершении крупных сделок принимается лишь с согласия собственника имущества муниципального предприятия. 

      Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные  с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с  иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать  договоры простого товарищества. 

      Муниципальное предприятие не вправе продавать  принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал  хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться  таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия. 

      Движимым  и недвижимым имуществом муниципальное  предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности  осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом  такого предприятия. 

      Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными («Обобщение информации о  деятельности Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа за первое полугодие 2005 года» ФАС Волго-Вятского округа). Таким образом, контрагентам муниципальных предприятий следует  уточнять, соответствует ли совершаемая  сделка целям деятельности предприятия  во избежание неблагоприятных последствий. Хотя, безусловно, ответственность  за соответствие совершаемой сделки целям и видам деятельности, закрепленных в уставе в первую очередь несет предприятие. 

      Уставом муниципального предприятия могут  быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. 

      Собственник муниципального унитарного предприятия  не вправе изымать имущество из хозяйственного ведения предприятия (Постановления  ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2005 года по делу №А33-18758/03-С2-Ф02-1028/05-С2). 

      Статья 295 ГК РФ не предоставляет собственнику право изымать или иным образом  распоряжаться имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, при этом само предприятие  не вправе отчуждать имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения, когда такое отчуждение приводит к невозможности осуществления  им хозяйственной деятельности. 

      Пункт 3 статьи 299 ГК РФ допускает возможность  прекращения по решению собственника права хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за предприятием, но лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для  прекращения права собственности, а также при правомерном изъятии  имущества у предприятия по решению  собственника. 

      Статья 20 Закона об унитарных предприятиях допускает возможность изъятия  собственником имущества лишь у  казенных предприятий, при условии, что это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению. 

      Собственник имущества не наделен правом изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципального предприятия (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2005 года по делу №А33-18758/03-С2-Ф02-1028/05-С2).

      3.2. Распоряжение имуществом муниципального  унитарного предприятия

      В соответствии со статьей 19 Закона об унитарных  предприятиях муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или  иным способом распоряжаться принадлежащим  ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. 

      Обратите  внимание, казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему  имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности  осуществлять деятельность, предмет  и цели которой определены уставом  такого предприятия. 

Информация о работе Правовое положение муниципальных унитарных предприятий