Правовое положение муниципальных унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:11, реферат

Описание работы

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.
Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 36.78 Кб (Скачать)

      2. Правовое положение муниципальных  унитарных предприятий

      2.1. Муниципальное унитарное предприятие,  основанное на праве хозяйственного  ведения.

      Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного  на то органа местного самоуправления. 

      Согласно  статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения  предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. 

      В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок  деятельности муниципальных предприятий, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности  руководителей данных предприятий, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. 

      Собственник имеет право на получение части  прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении  предприятия. 

      Право хозяйственного ведения предоставляет  унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник  имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок. 

      Предприятие не вправе продавать принадлежащее  ему на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать в залог, вносить  в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ  и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без  согласия собственника. 

      Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных  законом или иными правовыми  актами. 

      Плоды, продукция и доходы от использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, а также имущество, приобретенное  унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в  хозяйственное ведение предприятия  или учреждения в порядке, установленном  ГК РФ, другими законами и иными  правовыми актами для приобретения права собственности. 

      Размер  уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее  тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. 

      Согласно  статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия не может быть менее 100000 рублей. 

      Полное  фирменное наименование муниципального предприятия на русском языке  должно содержать слова «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — муниципальное  образование.

      2.2. Порядок учреждения муниципального  унитарного предприятия

      Учредителем муниципального унитарного предприятия  может выступать муниципальное  образование. 

      Решение об учреждении муниципального предприятия  принимается уполномоченным органом  местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию  таких органов. 

      В соответствии со статьей 8 Закона об унитарных  предприятиях муниципальное предприятие  может быть создано в случае: 

      необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе  имущества, которое необходимо для  обеспечения безопасности Российской Федерации; 

      необходимости осуществления деятельности в целях  решения социальных задач (в том  числе реализации определенных товаров  и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций  для обеспечения продовольственной  безопасности государства; 

      необходимости осуществления научной и научно-технической  деятельности в отраслях, связанных  с обеспечением безопасности Российской Федерации; 

      необходимости разработки и изготовления отдельных  видов продукции, находящейся в  сфере интересов Российской Федерации  и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; 

      необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно  оборотоспособной. 

      Муниципальное казенное предприятие учреждается  решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. 

      Казенное  предприятие может быть создано  в случае: 

      если  преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых  работ, оказываемых услуг предназначена  для федеральных государственных  нужд, нужд субъекта Российской Федерации  или муниципального образования; 

      необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе  имущества, необходимого для обеспечения  безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного  транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; 

      необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; 

      необходимости разработки и производства отдельных  видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; 

      необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно  оборотоспособной; 

      необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения  убыточных производств; 

      необходимости осуществления деятельности, предусмотренной  федеральными законами исключительно  для казенных предприятий. 

      Решение об учреждении унитарного предприятия  должно определять цели и предмет  деятельности унитарного предприятия. 

      Обратите  внимание, наделение хозяйствующих  субъектов функциями органов  власти запрещено (Постановление ФАС  Волго-Вятского округа от 10 июня 2004 года по делу №А28-11088/2003-305/8). 

      Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения  устава унитарного предприятия и  заключения контракта с его руководителем  устанавливается органами местного самоуправления. 

      Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным  предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством  об оценочной деятельности. 

      Унитарное предприятие подлежит государственной  регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических  лиц, в порядке, установленном Федеральным  законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 

      Унитарное предприятие считается созданным  как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических  лиц (далее ЕГРЮЛ) с особенностями, установленными статьей 10 Закона об унитарных  предприятиях. 

      Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение  уполномоченного органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве  хозяйственного ведения или на праве  оперативного управления.

      2.3. Уставный фонд муниципального  унитарного предприятия

      Уставный  фонд создается только в муниципальных  унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. В  казенном предприятии уставный фонд не формируется. 

      Согласно  статье 12 Закона об унитарных предприятиях, уставным фондом муниципального предприятия  определяется минимальный размер его  имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. 

      Уставный  фонд муниципальных предприятия  может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. 

      Размер  уставного фонда муниципального предприятия определяется в рублях. 

      Как уже отмечалось, размер уставного  фонда муниципальных предприятия  должен составлять не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда, то есть не менее 100000 рублей. 

      Стоимость имущества, передаваемого унитарному предприятию, при его учреждении определяется в соответствии с Федеральным  законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об  оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно статье 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об  оценочной деятельности в Российской Федерации» муниципальные образования  имеют право на проведение оценщиком  оценки любых принадлежащих им объектов оценки. 

      Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит  от установленного законодательством  Российской Федерации порядка осуществления  государственного статистического  учета и бухгалтерского учета  и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. 

      На  практике нередко возникал вопрос, необходимо ли увеличивать в соответствии со статьей 12 Закона об унитарных предприятиях уставный фонд предприятия, зарегистрированного  до введения указанного Закона при  внесении изменений в устав предприятия. Представляется, что уставный фонд можно не увеличивать, так как  приведение устава предприятия, зарегистрированного  до введения в действие Закона об унитарных  предприятиях, в соответствие с нормами  указанного Закона не является моментом учреждения унитарного предприятия (датой  государственной регистрации муниципального предприятия). 

      Федеральными  законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может  формироваться уставный фонд муниципального предприятия. 

      В соответствии со статьей 13 Закона об унитарных  предприятиях, уставный фонд муниципального предприятия должен быть полностью  сформирован собственником его  имущества в течение трех месяцев  с момента государственной регистрации  такого предприятия. 

      Уставный  фонд считается сформированным с  момента зачисления соответствующих  денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого  за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме. 

      Увеличение  уставного фонда муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи муниципальному предприятию недвижимого  и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве  хозяйственного ведения. 

      Статьей 14 Закона об унитарных предприятиях установлено, что увеличение уставного  фонда муниципального предприятия  может осуществляться двумя способами: 

      - за счет дополнительно переданного  собственником имущества; 

Информация о работе Правовое положение муниципальных унитарных предприятий