К собственным доходам
местных бюджетов относятся следующие
виды доходов:
- местные
налоги и сборы (земельный налог, доходы
от реализации недвижимости, лицензионные
сборы за право производства и торговли
спиртными напитками и пивом, подакцизными
товарами, налог с розничных продаж, налог
на содержание жилого фонда и объектов
социально-культурной сферы, транспортный
налог, налог на нужды образовательных
учреждений и другие);
- налог на
имущество с юридических и физических
лиц, налог на имущество, переходящее в
порядке наследования и дарения;
- государственная
пошлина за отдельные виды деятельности;
- платежи
за пользование недрами и природными ресурсами
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- налог с
владельцев транспортных средств;
- около 5-10
процентов от налогооблагаемой прибыли
предприятий и организаций (планируемый
муниципальный налог на прибыль из части
бюджета субъекта Федерации);
- около 10-15
процентов от общей суммы НДС по товарам
отечественного производства, за исключением
драгметаллов и драгкамней (планируемый
муниципальный налог);
- около 50
процентов от подоходного налога с физических
лиц (планируемый муниципальный налог
с физических лиц);
- 100 процентов
акцизов, взимаемых на территории муниципального
образования (планируемый налог);
- 100 процентов
доходов от приватизации и реализации
муниципального имущества и часть от реализации
государственного имущества в соответствии
с государственной программой приватизации;
- 100 процентов
средств от сдачи в аренду муниципального
имущества и земли, находящейся в муниципальной
собственности;
- прочие
налоги и сборы.
Расходы бюджетов, предусмотренные
бюджетной классификацией, подразделяются
на расходы, включаемые в бюджет текущих
расходов и бюджет развития (см. Федеральный
закон "О бюджетной классификации
Российской Федерации" от 15 августа
1996 г..
К бюджету текущих расходов
относятся расходы на текущее
содержание и капитальный ремонт
(восстановительный) жилищно-коммунального
хозяйства, объектов охраны окружающей
среды, образовательных учреждений,
учреждений здравоохранения и социального
обеспечения, науки и культуры, физической
культуры и спорта, средств массовой
информации, органов государственной
власти и управления, органов местного
самоуправления и иные расходы, не включенные
в расходы развития.
В ходе исполнения бюджета
орган местного самоуправления вправе
принимать решения о внесении
изменений по статьям расходов бюджетной
классификации в пределах утвержденных
ассигнований по каждому направлению
расходования средств.
Свободный остаток средств
бюджета, образовавшийся на начало текущего
финансового года, доходы бюджета, дополнительно
полученные в ходе исполнения бюджета,
суммы превышения доходов над
расходами, образующиеся в результате
увеличения поступлений в бюджет
или экономии в расходах (далее -
свободные бюджетные средства), не
подлежат изъятию органом субъекта
Федерации.
Расходная часть минимального
бюджета определяется:
- суммой
затрат, включаемых в бюджет текущих расходов,
которые учитываются вышестоящими органами
власти в расчетах к бюджету года, предшествующего
планируемому (в сопоставимых условиях),
с учетом увеличения (снижения) этих расходов,
вызванного:
- согласованной
с вышестоящим органом власти суммой затрат
в связи с изменением состава объектов,
подлежащих бюджетному финансированию;
- решениями
вышестоящих органов власти об изменении
социальных и финансовых норм и нормативов;
- изменением
индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих
исполнительных органов власти, осуществляемым
в установленном порядке;
- минимально
необходимой суммой затрат, включаемых
в бюджет развития данного национально-государственного
или административно-территориального
образования.
Законодательством обеспечиваются гарантии
гласности при принятии решений
по вопросам, связанным с бюджетом,
внебюджетными и валютным фондами.
Решения органов местного
самоуправления об утверждении бюджета,
об использовании средств внебюджетных
и валютного фондов, об утверждении
отчета об исполнении бюджета и использовании
средств внебюджетных и валютного
фондов, а также решения по иным
вопросам, касающимся формирования бюджета
или указанных фондов, подлежат опубликованию
в средствах массовой информации
в сроки, установленные соответствующим
органом местного самоуправления, или
доводятся до сведения населения
иным способом исходя из возможностей
соответствующего субъекта Федерации
и муниципального образования.
В случае принятия решения
об отклонении проекта бюджета или
о неутверждении отчетов об исполнении
бюджета и использовании средств
внебюджетных и валютного фондов
в средствах массовой информации
должны быть опубликованы необходимые
сведения о причинах принятия такого
решения.
При недостаточности бюджетных
средств для покрытия расходов, превышающих
минимальный бюджет, или в случаях
временных финансовых затруднений
в процессе исполнения утвержденного
бюджета органы власти муниципального
образования могут получать процентные
или беспроцентные ссуды из иных
бюджетов, а также в порядке, установленном
органами власти субъекта Федерации, выпускать
займы на инвестиционные цели на собственной
территории.
Органы власти муниципального
образования вправе получать краткосрочные
кредиты коммерческих банков за счет
их собственных ресурсов по решению
представительного органа власти, в
котором определяются приемлемые условия
заключения соглашения исполнительного
органа власти с банком о предоставлении
и погашении кредита.
Максимальный размер соотношения
общей суммы займов, кредитов, иных
долговых обязательств соответствующего
бюджета и объема его расходов
устанавливается законами Российской
Федерации. Вышестоящие органы власти
не отвечают по долговым обязательствам
нижестоящего органа власти, за исключением
случаев, предусмотренных законодательными
актами Российской Федерации.
Доходная часть минимального
бюджета должна полностью покрывать
указанные суммы затрат. В случае
несбалансированности доходов и
минимально необходимых расходов бюджетов
сельсоветов, поселков, районных бюджетов
районов в городах, городских
бюджетов городов без районного
деления, бюджетов городов (кроме городов
Москвы и Санкт-Петербурга), районов
органы местного самоуправления представляют
в органы власти субъекта Федерации
необходимые расчеты для обоснования
размеров нормативов отчислений от регулирующих
доходов, дотаций, субвенций, перечня
доходов и расходов, подлежащих передаче
из вышестоящих бюджетов, а также
данные об изменении состава объектов,
подлежащих бюджетному финансированию.
Для полного учета всех
финансовых ресурсов, а также определения
средней финансовой обеспеченности
муниципального образования его
органы вправе составить территориальный
сводный финансовый баланс. Предприятия,
учреждения и организации всех форм
собственности, расположенные на соответствующей
территории, включая налоговые службы
и органы статистики, по запросам органов
местного самоуправления обязаны безвозмездно
представлять им сведения, необходимые
для составления этих балансов.
Государственные органы власти
субъекта Федерации организуют работу
по доведению до начала финансового
года до органов местного самоуправления
следующих данных:
- проектируемых
нормативов (процентов) отчислений от
регулирующих доходов и принятых в их
расчет сумм контингентов этих доходов;
- о дотациях
и субвенциях, намечаемых к предоставлению
из республиканского бюджета Российской
Федерации и бюджета субъекта Федерации,
и их целевом назначении;
- перечня
и фиксированных долей (в процентах) доходов,
закрепленных за бюджетами разных уровней;
- перечня
расходов, передаваемых из республиканского
бюджета Российской Федерации и бюджета
субъекта Федерации в бюджет местного
самоуправления.
Государственный комитет Российской
Федерации по статистике во исполнение
постановления Правительства Российской
Федерации от 21 апреля 1995 г. "О
совершенствовании информационной
системы представления бухгалтерской
отчетности" принял положение от
27 сентября 1995 г. "Об утверждении
порядка сбора и обработки
годовой бухгалтерской отчетности
организаций и представления
сводной информации органам государственной
власти и местного самоуправления,
а также иным заинтересованным пользователям".
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 апреля 1995
г. "О совершенствовании информационной
системы представления бухгалтерской
отчетности" на органы государственной
статистики возложены функции по
сбору, обработке годовых бухгалтерских
отчетов организаций, расположенных
на территории Российской Федерации, для
представления соответствующей
информации органам местного самоуправления,
а также другим заинтересованным
пользователям.
При сборе, обработке бухгалтерской
отчетности и представлении органам
местного самоуправления следует руководствоваться
частью первой Гражданского кодекса
Российской Федерации, Федеральным
законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации,
информатизации и защите информации",
Федеральным законом от 14 июня 1995
г. "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации", постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 апреля 1995
г. "О совершенствовании информационной
системы представления бухгалтерской
отчетности", Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минфина
России от 26 декабря 1994 г. N 170, Положением
о Государственном комитете Российской
Федерации по статистике, утвержденным
постановлением Правительства Российской
Федерации от 9 июля 1994 г. "Вопросы
Государственного комитета Российской
Федерации по статистике", совместным
Приказом Госкомстата России и Госналогслужбы
России "Об информационном взаимодействии
органов государственной статистики
и налоговых органов", утвержденным
25 июля 1995 г. N 141/ВГ-3-13/49.
К местным налогам относятся:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог; регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью;
налог на строительство объектов
производственного назначения в
курортной зоне; курортный сбор;
сбор за право торговли; целевые
сборы с граждан и предприятий,
учреждений, организаций на содержание
милиции, благоустройство территории,
на нужды образования и другие
цели; налог на рекламу; налог на
перепродажу автомобилей, вычислительной
техники; сбор с владельцев собак; лицензионный
сбор за право торговли винно-водочными
изделиями; лицензионный сбор за право
проведения местных аукционов и
лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру;
сбор за парковку автотранспорта; сбор
за использование местной символики;
сбор за участие в бегах на ипподромах;
сбор за выигрыш на бегах; сбор со сделок
на биржах (за исключением сделок, предусмотренных
законодательными актами о налогообложении
операций с ценными бумагами; сбор
за право проведения кино- и телесъемок;
сбор за уборку территорий населенных
пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса;
налог на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы;
налоги и сборы, не предусмотренные
федеральным законодательством
и введенные местным самоуправлением
(сбор за содержание излишнего поголовья
дойных коров, сбор за проезд через
территорию города, сбор за парковку иностранного
транспорта и за право проезда
по центральным улицам города, сбор
на содержание автобусного парка, налог
на содержание общественного телевидения,
сбор на содержание футбольной команды,
сбор на медоборудование, сбор за вывоз
древесины и другие налоги и сборы).
В принимаемых решениях о
введении местных налогов и сборов
должны быть четко определены:
- плательщики;
- объекты
обложения;
- размеры
ставок;
- порядок
исчисления и сроки уплаты;
- источники
уплаты налогов и сборов (для юридических
лиц);
- льготы
и порядок их предоставления;
- порядок
зачисления уплачиваемых налогов и сборов
в бюджеты разного уровня (желательно
с указанием номера счета);
- порядок
представления отчетности по налогам
и сборам;
- права,
обязанности и ответственность плательщиков;
- органы,
осуществляющие прием налогов и сборов.
При этом следует иметь в виду
следующее. Законом об основах налоговой
системы определены бюджеты разного
уровня, в которые зачисляются
уплачиваемые суммы местных налогов
и сборов, если иное не предусмотрено
законодательными актами. Поэтому не
допускается принятие решений, ущемляющих
бюджетные права органов местного
самоуправления. За нарушение принятых
решений о введении местных налогов
и сборов к плательщикам применяются
санкции в соответствии с Законом
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации".
Собственники земли, землевладельцы
и землепользователи, кроме арендаторов,
облагаются ежегодным земельным
налогом.
За земли, переданные в
аренду, взимается арендная плата. Для
покупки и выкупа земельных участков
в случаях, предусмотренных Земельным
кодексом РСФСР, а также для получения
под залог земли банковского
кредита устанавливается нормативная
цена земли.
Размер земельного налога
не зависит от результатов хозяйственной
деятельности собственников земли,
землевладельцев, землепользователей
и устанавливается в виде стабильных
платежей за единицу земельной площади
в расчете на год. Ставки земельного
налога пересматриваются в связи
с изменением не зависящих от пользователя
земли условий хозяйствования.
Средние ставки дифференцируются
по местоположению и зонам различной
градостроительной ценности территории
органами местного самоуправления городов.
Границы зон определяются в соответствии
с экономической оценкой территории
и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь
включаются земельные участки, занятые
строениями и сооружениями, участки,
необходимые для их содержания, а
также санитарно-защитные зоны объектов,
технические и другие зоны, если
они не предоставлены в пользование
другим юридическим лицам и г