Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:31, контрольная работа
Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельная правовая отрасль в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления.
Институт референдума
обычно включает в себя две возможности
- решать законодательные вопросы
совместно парламенту и электорату.
Поэтому референдум предполагает, что
его инициаторами могут быть, с
одной стороны, парламент, законодательная
власть, а с другой - избирательный
корпус, действующий в порядке
народной инициативы. Согласно действующему
законодательству инициатива проведения
референдума Российской Федерации
принадлежит не менее чем двум
миллионам граждан, имеющих право
на участие в референдуме
Первичной целью референдумов
является принятие государственных
решений на основе единства мнений
граждан в условиях, когда другие
формы прямой демократии применяются
ограниченно или не дают должного
результата. Но всегда возникает вопрос,
насколько едино общество с его
многообразием форм, институтов, мнений
и настроений. В Российской Федерации
признается идеологическое и политическое
многообразие, многопартийность (ч.1 и
3 ст.13 Конституции Российской Федерации).
Иначе говоря, мы живем в условиях
идеологического и
Юридическая сила решения, принятого на референдуме, связана, во-первых, с тем, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Вследствие этого решение референдума Российской Федерации общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Во-вторых, юридическая сила решения референдума зависит от вида закона, вопрос о котором вынесен на референдум, от положения этого закона в иерархии нормативных правовых актов, выстроенной в Российской Федерации с учетом федеративных принципов. Так, в отличие от референдума Российской Федерации, решения, принятые на референдуме субъекта Российской Федерации или на местном референдуме, могут быть отменены или изменены вследствие признания их недействительными в судебном порядке [5, С.109].
Одним из важнейших оснований для того, чтобы суд отменил соответствующие решения, может служить то, что решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации (п.4 и 5 ст.61 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях…").
13.Правовое регулирование
Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.
В зависимости от преобладания
в системе юридических способов
регулирования общественных отношений,
которые используются в отрасли
права, того или иного правового
приема различают два основных метода
правового регулирования – импе
Характер правового
Используются в муниципальном праве и запреты – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.
Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.
14.Местный бюджет и другие местные финансы.?
Местные финансы включают: средства местных бюджетов, муниципальных внебюджетных (включая валютные) фондов, а также в соответствии с законом иные финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Формирование и использование
местных финансов основывается на принципах
самостоятельности местных
Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных образований.
Бюджеты муниципальных образований
составляются при использовании
основных финансовых и бюджетных
понятий, установленных
Консолидированный бюджет -
свод бюджетов нижестоящих территориальных
уровней и бюджета
Минимальный бюджет - расчетный
объем доходов соответствующего
консолидированного бюджета нижестоящего
территориального уровня, бюджета поселка,
районного бюджета района в городе,
городского бюджета города без районного
деления, покрывающих гарантируемые
соответствующими вышестоящими органами
власти минимально необходимые расходы,
часть которых в случае недостаточности
расчетного объема закрепленных доходов
покрывается отчислениями от регулирующих
доходов, дотациями и субвенциями
по решению органов
Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы - соответственно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.
Закрепленные доходы - доходы,
которые полностью или в твердо
фиксированной доле (в процентах)
на постоянной или долговременной основе
в установленном порядке
Регулирующие доходы - доходы,
которые в целях
Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования.
Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.
Контингент дохода - сумма взимаемого на территории соответствующего муниципального образования конкретного вида налога либо иного платежа.
Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития муниципального образования в расчете на одного жителя.
Основные характеристики бюджета: объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; оборотная кассовая наличность.
При составлении проекта бюджета, уточнении бюджета в ходе его исполнения органы муниципального образования в пределах своей компетенции вправе:
определять объем
определять направления
использования средств бюджета
на инвестиции, собственные целевые
программы, а также на совместные
программы с органами государственной
власти или местного самоуправления
иных административно-
увеличивать в пределах имеющихся
средств нормы расходов на содержание
жилищно-коммунального
определять в пределах
имеющихся средств
образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;
объединять на договорной
основе средства своего бюджета со
средствами иных бюджетов, а также
предприятий, учреждений, организаций,
общественных объединений и граждан
для финансирования строительства,
ремонта и содержания объектов производственного
и непроизводственного
Отчет об исполнении бюджета и отчеты об использовании средств внебюджетных и валютного фондов составляются органами местного самоуправления. Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов и расходования средств).
Уровень закрепленных доходов
бюджета (за исключением районных бюджетов
районов в городах) должен составлять
не менее 70 процентов доходной части
минимального бюджета соответствующего
национально-государственного или
административно-
Для достижения этого уровня
в процессе бюджетного регулирования
Государственная Дума Российской Федерации,
иные государственные органы власти
закрепляют за бюджетами муниципального
образования полностью или в
твердо фиксированной доле (в процентах)
на долговременной основе (не менее
чем на пять лет) любые регулирующие
доходы, а также могут передавать
в эти бюджеты свои закрепленные
доходы. При этом в случае увеличения
минимального бюджета на следующий
финансовый год указанная фиксированная
доля (в процентах) подлежит соответствующей
корректировке в сторону
Государственные органы власти Федерации и ее субъектов в пределах своей компетенции утверждают для бюджетов муниципального образования дифференцированные или единые нормативы отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.