1.Понятие и предмет муниципального
права.
Муниципальное право —
отрасль российского права, регулирующая
правовые отношения, складывающиеся в
области местного самоуправления. Понятие
муниципальное право используется в трех
основных значениях: как относительно
самостоятельная правовая отрасль в системе
права РФ, как научная дисциплина, изучающая
нормы муниципального права и регулируемые
ими общественные отношения и как учебная
дисциплина.
Основу муниципального права
составляют традиционно нормы конституционного
права, а также административного
права. Эти отрасли по-прежнему играют
ведущую роль в правовом закреплении
основных принципов функционирования
местной власти — местного самоуправления.
Кроме того, в его содержание входят
отдельные нормы бюджетного, финансового,
экологического, земельного и других
отраслей права, которые также определяют
полномочия местного самоуправления в
различных сферах местной жизни.
Важную роль в регулировании муниципальных
отношений играют акты международного
права, напр. Европейская хартия местного
самоуправления (Страсбург, 15 октября
1985 г.).
Предметом муниципального
права являются общественные отношения,
возникающие в процессе организации и
функционирования местного самоуправления.Предмет
муниципального права юридически разнороден.
Такая разнородность предмета характерна
для комплексных отраслей российского
права, каковой является и муниципальное.
Как и другие комплексные отрасли, муниципальное
право не имеет своего специфического метода
правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского
права.На этой основе можно сформулировать
и его понятие.Муниципальное
право — это комплексная отрасль российского
права, представляющая собой совокупность
правовых норм, регулирующих общественные
отношения, которые возникают в процессе
осуществления организации и функционирования
местного самоуправления.
Источники муниципального
права:
Конституция РФ;Международные
договоры РФ;Федеральный закон РФ
(ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 г);Указы Президента
РФ (федеральный уровень);Постановления
Правительства (По вопросам местного самоуправления,
требующим единой регламентации в границах
всей РФ);Муниципальные правовые акты;Судебные
источники (правовые позиции Конституционного
Суда РФ);Договорные источники.Решения,
принятые на сходе/собрании
граждан
2.Территориальные основы местного
самоуправления.
Территориальные основы местного
самоуправления представляют собой
совокупность муниципально-правовых норм,
закрепляющих и регулирующих территориальную
организацию местного самоуправления:
формирование и состав территории муниципального
образования, границы территории муниципального
образования, порядок их установления
и изменения.
В соответствии с Конституцией
РФ местное самоуправление осуществляется
в городских, сельских поселениях и
на других территориях. Развивая это
конституционное положение ФЗ "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" определяет,
что границы территорий муниципальных
образований -городов, поселков, станиц,
районов (уездов), сельских округов (волостей,
сельсоветов) и других муниципальных
образований устанавливаются уставами
муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов
Российской Федерации. При этом допускается
возможность осуществления местного
самоуправления в муниципальных
образованиях, представляющих собой
часть поселения или несколько
поселений, объединенных общей территорией,
а также наличие в границах
территории муниципального образования
других муниципальных образований.
» Еще одно уточнение понятия
"территория муниципального образования"
вносит Федеральный закон "Об обеспечении'
конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления":
в субъектах Российской Федерации,
не установивших в своих законах
норм, регулирующих порядок образования,
объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований, муниципальными
образованиями являются в соответствии
с существующим административно-территориальным
делением субъектов Российской Федерации
- районы, города, районы в городах, имеющих
районное деление, поселки, сельские округа
(сельсоветы), иные населенные пункты или
территории, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление.Из сказанного следует, что муниципальное
образование может иметь любую форму территориальной
организации местного самоуправления:
район (уезд), город, район в городе, имеющем
районное деление, сельский округ (волость,
сельсовет), село, поселок, станица и др.
При этом в основе территориальной организации
местного самоуправления в настоящее
время лежит прежде всего существующее
административно-территориальное деление
субъектов Российской Федерации. Территорию
муниципального образования составляют
земли городских, сельских поселений,
прилегающие к ним земли общего пользования,
рекреационные зоны, земли, необходимые
для развития поселений, и другие земли
в границах муниципального образования
независимо от форм собственности и целевого
назначения.
Установление и изменение
границ, в том числе при образовании,
объединении, преобразовании или упразднении
муниципальных образований, осуществляются
с учетом мнения населения, исторических
и иных местных
В отдельных поселениях уставом
муниципального образования в соответствии
с законами субъектов Российской
Федерации может быть предусмотрена
возможность осуществления полномочий
представительных органов местного
самоуправления собраниями (сходами) граждан.
3.Порядок прохождения муниципальной
службы.
. Порядок поступления на муниципальную
службу, ее прохождения и прекращения
Поступление
на муниципальную службу.На муниципальную
службу вправе поступать граждане, достигшие
возраста 18 лет, владеющие государственным
языком Российской Федерации и соответствующие
квалификационным требованиям, установленным
в соответствии с настоящим Федеральным
законом для замещения должностей муниципальной
службы, при отсутствии обстоятельств,
указанных в статье 13 настоящего Федерального
закона в качестве ограничений, связанных
с муниципальной службой.При поступлении
на муниципальную службу, а также при ее
прохождении не допускается установление
каких бы то ни было прямых или косвенных
ограничений или преимуществ в зависимости
от пола, расы, национальности, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также от других обстоятельств,
не связанных с профессиональными и деловыми
качествами муниципального служащего.3.
При поступлении на муниципальную службу
гражданин представляет:
1) заявление с просьбой
о поступлении на муниципальную
службу и замещении должности
муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную
и подписанную анкету по форме,
установленной Правительством Российской
Федерации;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением
случаев, когда трудовой договор
(контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство
обязательного пенсионного страхования,
за исключением случаев, когда
трудовой договор (контракт) заключается
впервые;
7) свидетельство о постановке
физического лица на учет в
налоговом органе по месту
жительства на территории Российской
Федерации;
8) документы воинского
учета - для военнообязанных и
лиц, подлежащих призыву на
военную службу;
9) заключение медицинского
учреждения об отсутствии заболевания,
препятствующего поступлению на
муниципальную службу;
10) сведения о доходах
за год, предшествующий году
поступления на муниципальную
службу, об имуществе и обязательствах
имущественного характера;
11) иные документы, предусмотренные
федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации
и постановлениями Правительства
Российской Федерации.
4. Сведения, представленные
в соответствии с настоящим
Федеральным законом гражданином
при поступлении на муниципальную
службу, могут подвергаться проверке
в установленном федеральными
законами порядке. В отдельных
муниципальных образованиях федеральными
законами могут устанавливаться
дополнительные требования к
проверке сведений, представляемых
гражданином при поступлении
на муниципальную службу.
5. В случае установления
в процессе проверки, предусмотренной
частью 4 настоящей статьи, обстоятельств,
препятствующих поступлению гражданина
на муниципальную службу, указанный
гражданин информируется в письменной
форме о причинах отказа в
поступлении на муниципальную
службу.
6. Поступление гражданина
на муниципальную службу осуществляется
в результате назначения на
должность муниципальной службы
на условиях трудового договора
в соответствии с трудовым
законодательством с учетом особенностей,
предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
7. Гражданин, поступающий
на должность главы местной
администрации по результатам
конкурса на замещение указанной
должности, заключает контракт. Порядок
замещения должности главы местной
администрации по контракту и
порядок заключения и расторжения
контракта с лицом, назначаемым
на указанную должность по
контракту, определяются Федеральным
законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации". Типовая форма контракта
с лицом, назначаемым на должность
главы местной администрации
по контракту, утверждается законом
субъекта Российской Федерации.
8. Поступление гражданина
на муниципальную службу оформляется
актом представителя нанимателя
(работодателя) о назначении на
должность муниципальной службы.
9. Сторонами трудового
договора при поступлении на
муниципальную службу являются
представитель нанимателя (работодатель)
и муниципальный служащий.
Конкурс
на замещение должности муниципальной
службы
1. При замещении должности
муниципальной службы в муниципальном
образовании заключению трудового
договора может предшествовать
конкурс, в ходе которого осуществляется
оценка профессионального уровня
претендентов на замещение должности
муниципальной службы, их соответствия
установленным квалификационным
требованиям к должности муниципальной
службы.
2. Порядок проведения конкурса
на замещение должности муниципальной
службы устанавливается муниципальным
правовым актом, принимаемым представительным
органом муниципального образования.
Порядок проведения конкурса
должен предусматривать опубликование
его условий, сведений о дате,
времени и месте его проведения,
а также проекта трудового
договора не позднее чем за
20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной
комиссии в муниципальном образовании
и порядок ее формирования
устанавливаются представительным
органом муниципального образования.
3. Представитель нанимателя
(работодатель) заключает трудовой
договор и назначает на должность
муниципальной службы одного
из кандидатов, отобранных конкурсной
комиссией по результатам конкурса
на замещение должности муниципальной
службы.
Аттестация
муниципальных служащих
1. Аттестация муниципального
служащего проводится в целях
определения его соответствия
замещаемой должности муниципальной
службы. Аттестация муниципального
служащего проводится один раз
в три года.
2. Аттестации не подлежат
следующие муниципальные служащие:
1) замещающие должности
муниципальной службы менее одного
года;
2) достигшие возраста 60 лет;
3) беременные женщины;
4) находящиеся в отпуске
по беременности и родам или
в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им возраста
трех лет. Аттестация указанных
муниципальных служащих возможна
не ранее чем через один
год после выхода из отпуска;
5) замещающие должности
муниципальной службы на основании
срочного трудового договора (контракта).
3. По результатам аттестации
муниципального служащего аттестационная
комиссия выносит решение о
том, соответствует муниципальный
служащий замещаемой должности
муниципальной службы или не
соответствует. Аттестационная комиссия
может давать рекомендации о
поощрении отдельных муниципальных
служащих за достигнутые ими
успехи в работе, в том числе
о повышении их в должности,
а в случае необходимости рекомендации
об улучшении деятельности аттестуемых
муниципальных служащих. Результаты
аттестации сообщаются аттестованным
муниципальным служащим непосредственно
после подведения итогов голосования.
Материалы аттестации передаются
представителю нанимателя (работодателю).
4. По результатам аттестации
представитель нанимателя (работодатель)
принимает решение о поощрении
отдельных муниципальных служащих
за достигнутые ими успехи
в работе или в срок не
более одного месяца со дня
аттестации о понижении муниципального
служащего в должности с его
согласия. По результатам аттестации
аттестационная комиссия может
давать рекомендации о направлении
отдельных муниципальных служащих
на повышение квалификации.
5. В случае несогласия
муниципального служащего с понижением
в должности или невозможности
перевода с его согласия на
другую должность муниципальной
службы представитель нанимателя
(работодатель) может в срок не
более одного месяца со дня
аттестации уволить его с муниципальной
службы в связи с несоответствием
замещаемой должности вследствие
недостаточной квалификации, подтвержденной
результатами аттестации. По истечении
указанного срока увольнение
муниципального служащего или
понижение его в должности
по результатам данной аттестации
не допускается.