Политика формирования и поддержания конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к реальным рыночным отношениям потребовал кардинального переосмысления роли, места и значения планирования в системе государственного регулирования экономики и конкурентоспособного управления последней. К сожалению, в России, как и на всем постсоветском пространстве, недостаточно полное научное обеспечение процесса реформирования привело, и еще приводит, к непродуманному копированию механизмов регулирования развития государств со стабильными экономиками. Это, в свою очередь, чревато разрушением связей в системе планирования, вместо качественного их изменения и адаптации к рыночным условиям конкурентной экономики.

Содержание

Введение 3
I глава. Понятие конкуренции 4
1.1 Определение конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции
II глава. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации
11
2.1 Текущее положение уровня развития конкуренции в Российской Федерации 11
2.2 Российские исследования 12
III глава. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в РФ
20
Заключение 28
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ККР.docx

— 212.27 Кб (Скачать)

     Второе  направление конкурентной политики – это дальнейшее совершенствование  механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения  в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.

     Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции  на рынках Российской Федерации. Средствами конкурентной политики являются установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.

     Можно выделить четыре основные группы проблем.

1. Структурные проблемы российской экономики.

2. Несовершенство  правового регулирования и правоприменительных  механизмов.

3. Низкая правовая культура.

4. Теневая экономика и коррупция.

     Оценка  экономического развития российского  государства за последние годы выявляет положительную динамику в их решении. Однако существует ряд структурных  проблем, которые до сих пор преодолеть не удалось. Среди основных проблем  можно выделить: наследование негативного  опыта административно-командной  системы, неразвитость малого и среднего бизнеса, недостаточную конкурентоспособность  российского бизнеса, недостатки проведенной  приватизации.

     Серьезной проблемой на сегодня является перекрестное субсидирование – искусственное  перераспределение прибыли между  естественно-монопольными и конкурентными  видами деятельности, препятствующее созданию конкурентной среды. Для решения  этого вопроса в электроэнергетике, например, был принят Федеральный  закон № 36-ФЗ от 26.03.2003 «Об особенностях функционирования электроэнергетики  в переходный период…»10, в соответствии со статьей 6 которого все хозяйствующие субъекты, совмещающие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению (естественно-монопольные виды деятельности) с деятельностью по ее купле-продаже и производству (конкурентные виды деятельности), обязаны были разделить их до 1 апреля 2006 г. Первоначально разделение предполагалось завершить до 1 января 2006 г., но процесс затянулся. Причин сразу несколько: отсутствие подробного разъяснения соответствующих нормативно-правовых актов, подготовки персонала, а также сложности в составлении разделительного баланса.

     Тарифная  политика естественных монополий на сегодня также вызывает ряд вопросов. Например, в железнодорожной отрасли  отсутствует эффективный раздельный учет, и деление тарифа на инфраструктурную и вагонную составляющие носит искусственный  характер. Инфраструктура содержится за счет перевозок, соответственно увеличиваются  транспортные издержки. Неравная стоимость  услуг для различных пользователей  является еще одним «но» на пути к развитию конкуренции.

     Недостаточный контроль за перераспределением собственности (при приватизации, при создании ФПГ), неэффективность предварительного контроля за созданием новых структур в результате слияния, присоединения, приобретения крупных пакетов акций  привели к высокой монополизации  рынков. Монополисты диктуют свои цены, навязывают свое качество, плюс ко всему приобретают возможности  участвовать в системе государственного управления – налицо сращивание власти и бизнеса.

     Актуальной  проблемой на сегодня, связанной  также с вступлением России в  ВТО, является невыработанность механизмов защиты отечественного производителя, несовершенство таможенно-тарифной политики. В настоящее время предпринимаются  попытки изменить ситуацию, курс Правительства  РФ направлен на применение антидемпинговых  механизмов при защите отечественных  рынков. Должны учитываться интересы российских производителей, имеющих  экспортный потенциал. Необходима защита от антиконкурентной практики не только со стороны российских монополистов, но и со стороны зарубежных конкурентов, нацеленных завоевать российские рынки. Г.Греф отметил, что при вступлении в ВТО Правительство РФ «будет приоткрывать свои рынки только в  обмен на открытие рынков стран, входящих в ВТО».

     Негативное  влияние на развитие конкуренции  в РФ оказали и результаты приватизации, основным следствием которой стал износ  основных фондов. В ходе чековой приватизации большинство приватизированных предприятий перешло в собственность их трудовых коллективов, в интересы которых не входило инвестирование в производство. Цель привлечь «эффективных собственников» (в этой роли должны были выступить иностранные инвесторы) не была реализована.

     Существуют  определенные проблемы в отношении  установления составов правонарушений и санкций за них (отсутствие некоторых  составов и слабые санкции в КоАП РФ, несовершенство состава ст. 178 УК РФ).

     Теневая экономика и коррупция подрывают  нормальную конкуренцию, дают возможность  отдельным хозяйствующим субъектам  получать преимущества в предпринимательской  деятельности не конкурентными методами, а с помощью неправовых методов.

     Использование коррупционных методов позволяет  осуществлять недобросовестную конкуренцию. Например, можно успешно избавиться от конкурента или, по крайней мере, серьезно подорвать его деловую  репутацию, «натравив» на него антимонопольные  органы.

     Проведенный анализ показал, что на настоящий  момент российский рынок сталкивается с рядом серьезных проблем, непосредственно  оказывающих негативное, сдерживающее влияние на развитие конкуренции.

 

Заключение

      С учетом вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

      1. Конкуренция - эффективный, дешевый  метод экономического контроля. Они толкает производителя на  сокращение издержек производства, иен, увеличение объема сбыта,  па борьбу за потребителя и  улучшение качества.

      2. Государство играет активную  роль в регулировании конкуренции  в национальных границах, руководствуясь  общенациональными интересами. Именно  от государства во многом зависит  создание условий для благоприятной  конкурентной среды.

      3. В современных условиях важна  не столько ценовая конкуренция,  сколько конкуренция новых товаров  и услуг. Однако высокая степень  экономического риска сдерживает  немало производственников от  внедрения инноваций в производство.

      4. Несмотря на то, что конкуренция в силу своего стихийного характера может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.

      Можно также еще раз подчеркнуть, что  основу для решения проблемы формирования конкурентной среды создает политика государства в этой области, а  полученные возможности уже в  той или иной мере реализуются  на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого  сектора; создание системы льгот  для хозяйственников, применяющих  новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.

      Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и  упрощении их процедуры; создании кредитной  системы, доступной всем субъектам  рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.

      Только  в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от неэффективных, полулегальных и недобросовестных форм конкурентного поведения на рынке, повышения цивилизованных и  добросовестных форм конкуренции на потребительском рынке республики.

 

Список  использованной литературы:

  1. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003 . N 9. - С. 18-32.
  2. Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 355.
  3. Ведомости Верховного Совета СССР, 1987., N 26, ст. 385.
  4. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета, 1990, № 25, ст. 460.
  5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР, 1990, № 30, ст. 418.
  6. «Российская газета» N 89/1991 г.
  7. «Российская газета» от 14 апреля 1994 г. N 70.
  8. Пугинский Б.И . Коммерческое право России. – М.: Юрайт-М, 2002. – С. 87.
  9. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003 . N 9. - С. 18-32.
  10. СЗ РФ, 31.03.2003, N 13, ст. 1178.
  11. СЗ РФ, 31.07. 2006, N 31 (часть I), ст. 3434.
  12. СЗ РФ, 25.07.2005, N 30 (часть I), ст. 3105.

Информация о работе Политика формирования и поддержания конкурентной среды