Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа
Переход нашей экономики к реальным рыночным отношениям потребовал кардинального переосмысления роли, места и значения планирования в системе государственного регулирования экономики и конкурентоспособного управления последней. К сожалению, в России, как и на всем постсоветском пространстве, недостаточно полное научное обеспечение процесса реформирования привело, и еще приводит, к непродуманному копированию механизмов регулирования развития государств со стабильными экономиками. Это, в свою очередь, чревато разрушением связей в системе планирования, вместо качественного их изменения и адаптации к рыночным условиям конкурентной экономики.
Введение 3
I глава. Понятие конкуренции 4
1.1 Определение конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции
II глава. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации
11
2.1 Текущее положение уровня развития конкуренции в Российской Федерации 11
2.2 Российские исследования 12
III глава. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в РФ
20
Заключение 28
Список использованной литературы
Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.
1.
Основной чертой чисто
2.
Конкурирующие фирмы
3.
На совершенно конкурентном
4.
Новые фирмы могут свободно
входить, а существующие фирмы
- свободно покидать совершенно
конкурентные отрасли. В
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».5
Большинство
случаев несовершенной
Во-вторых,
рынки имеют тенденцию к
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7 долларов.6
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Дифференциация продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками, связанными с функционированием такой рыночной структуры. В то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку потребителя, усложняя процесс выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно часто предпочтение одним товарам перед другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.
Производитель
в условиях монополистической конкуренции
может, манипулируя продуктом, добиться,
по крайней мере, временного преимущества
над конкурентами. Такой же результат
может быть достигнут производителем
с помощью рекламы и других
приемов стимулирования сбыта.
2.1 Текущее положение уровня развития конкуренции в Российской Федерации
В
настоящее время в Российской
Федерации отсутствуют
В
настоящее время отдельные
Такие
исследования, как правило, направлены
на оценку конкурентоспособности
При этом международные исследования позволяют сравнивать состояние конкурентной среды с другими странами, отечественные исследования в большей степени нацелены на оценку текущего состояния конкурентной среды и динамики ее изменения.
По
результатам анализа проводимых
в настоящее время
Среди
основных факторов, ограничивающих развитие
конкуренции в Российской Федерации,
проводимые в настоящее время
исследования отмечают высокие барьеры
входа на товарные рынки, которые
выражаются как в необоснованных
административных барьерах, так и
в инфраструктурных ограничениях, наличие
необоснованных государственных преференций
отдельным участникам рынка, высокую
степень участия государства
в экономике. Кроме того, следует
отметить невысокий уровень
2.2 Российские исследования
Российские исследования, среди которых можно выделить отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия», наблюдения Росстата, «Барометр Деловой России», исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса в России», опросы Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) не позволяют объективно оценить состояние конкурентной среды в стране и динамику ее изменения. В настоящее время не проводится исследований, позволяющих сравнивать уровень конкуренции в регионах или отдельных рынках и отслеживать динамику ее изменения.
Лишь
некоторые из приводимых исследований
измеряют отдельные аспекты
Только
исследование Росстата проводится во
всех субъектах Росссийской
По данным ежегодных отчетов «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия» за 2007 и 2008 годы, подготовленных исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с Государственным университетом – Высшей школой экономики, предпринимательская активность в Российской Федерации сохраняется на очень низком уровне. В 2007 году лишь 1,68% населения в возрасте от 18 до 64 лет являлись устоявшимися предпринимателями, то есть владели собственным бизнесом более 3 лет. В 2008 году количество устоявшихся предпринимателей в Российской Федерации сократилось до 1,1%. Вместе с тем соответствующий показатель в США составляет 8,3%, Японии -– 7,9%, Великобритании -– 6 %, Финляндии – 9,2 %, Франции – 2,8 %, Бразилии – 14,6 %, Турции – 10,7 процента.
Однако
в 2008 году отмечался рост предпринимательской
активности на ранних стадиях ведения
бизнеса (нарождающиеся
Данное
исследование также включает в себя
региональный разрез, в который вошли
25 городов Российской Федерации. По
результатам обследования предпринимательской
активности населения можно выделить
города с наибольшим уровнем потенциальной
предпринимательской
Рисунок 1.
Сопоставление
этих данных с уровнем нарождающихся
предпринимателей позволяет констатировать,
что не все города удерживают лидирующие
позиции, когда речь идет о действиях
индивидуумов по созданию компаний. Казань
и Санкт-Петербург
Рисунок 2.
Таким
образом, если уровень потенциального
предпринимательства среди
Величина индекса остроты конкуренции Барометра в январе 2010 г. сократилась на 4,0% по сравнению с декабрем 2009 г.
Информация о работе Политика формирования и поддержания конкурентной среды