Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа
Переход нашей экономики к реальным рыночным отношениям потребовал кардинального переосмысления роли, места и значения планирования в системе государственного регулирования экономики и конкурентоспособного управления последней. К сожалению, в России, как и на всем постсоветском пространстве, недостаточно полное научное обеспечение процесса реформирования привело, и еще приводит, к непродуманному копированию механизмов регулирования развития государств со стабильными экономиками. Это, в свою очередь, чревато разрушением связей в системе планирования, вместо качественного их изменения и адаптации к рыночным условиям конкурентной экономики.
Введение 3
I глава. Понятие конкуренции 4
1.1 Определение конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции
II глава. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации
11
2.1 Текущее положение уровня развития конкуренции в Российской Федерации 11
2.2 Российские исследования 12
III глава. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в РФ
20
Заключение 28
Список использованной литературы
В
2009 году Всемирным банком, помимо расчета
непосредственно индекса, отражающего
различия в сложности ведения
бизнеса на национальном уровне, проведено
углубленное исследование, направленное
на сравнительную оценку сложности
административных процедур и условий
ведения предпринимательской
Анализ
в рамках проведенного исследования
затрагивает нормы
Оценка в рамках данного исследования производится по сравнительно меньшему числу показателей, чем на национальном уровне, в частности по таким параметрам, как создание компании, получение разрешений на строительство, регистрация собственности и международная торговля.
Вместе
с тем результаты, продемонстрированные
десятью российскими городами в
данном исследовании, сильно разняться
по таким показателям, как степень
сложности нормативно-
По данным аналитического отчета «Состояние делового климата в России», проведенного в 2009 году ВЦИОМ, стабильно в течение 3 лет ухудшаются оценка открытости региональных рынков (возможность компании из другого региона обосноваться на рынке, см. рис. 3), отношения бизнеса с контрольно-надзорными органами, деятельность региональных властей по совершенствованию инфраструктуры для бизнеса, а также отношения внутри самого бизнес-сообщества.
Рисунок 3.
Так, оценка возможности обосноваться на рынке для компании, пришедшей из другого региона, равняется в 2009 году 3,30 баллам в шкале от 1 балла до 7 баллов, где 1 балл соответствует абсолютно отрицательному ответу, 7 баллов – абсолютно положительному.
Начать новый бизнес считают легкой задачей только 9% предпринимателей, а появление на рынке сложившейся компании из другого региона - 16 %. И наоборот, сложной задачей открыть новый бизнес считают 70 %, а войти на рынок крепкому «чужаку» - 56%. С 2007 года ситуация только ухудшалась: средний балл снизился с 3,74 до 3,30 баллов.
Также
исследование отмечает, что опыт противоправного
вмешательства властей в
Необходимо
отметить, что, по данным исследования,
основные ограничения конкуренции
происходят со стороны органов
По данным исследования ВЦИОМ, в опросах 2007–2009 годов свобода от коррупции оценивалась примерно в 2 балла по 7-балльной шкале. В 2009 году этот балл впервые оказался меньше 2 и составил 1,95 балла. Такой провал вполне коррелирует с ростом числа жалоб на коррупционное давление во время взаимоотношений бизнеса с надзорными органами. Именно этот параметр делового климата устойчиво оценивается как самый проблемный.
Помимо
указанных выше данных, в исследовании
ВЦИОМ 2009 года также оценивается
состояние инфраструктуры, необходимой
для ведения бизнеса. Оценки российскими
предпринимателями состояния
Рисунок 4.
По результатам опросов, выполняемых Росстатом, рассчитываются следующие показатели:
Доля
хозяйствующих субъектов, считающих,
что антиконкурентных действий органов
государственной власти и местного
самоуправления стало меньше, увеличился
с 8,6 до 9%. Доля хозяйствующих субъектов
от общего числа опрошенных, считающих,
что доступность услуг
Вместе с тем формулировка вопросов, используемых в ходе исследования, не позволяет делать однозначные выводы о том, каким образом респонденты оценивают уровень конкуренции на рынках товаров и услуг. Результаты фиксируют лишь долю предпринимателей, оценивающих изменение конкурентной среды, а не ее состояние, при этом какие-либо позитивные изменения конкурентной среды отмечает лишь треть опрошенных. В связи с этим можно сделать вывод, что представленные данные свидетельствуют о довольно низкой динамике развития конкуренции в Российской Федерации.
Проводимые
в последние десятилетия в
Российской Федерации экономические
реформы привели к
Отправной
точкой в формировании такой политики
стало принятие в 1991 году Закона «О
конкуренции и ограничении
Ретроспективный анализ нормативных правовых документов в области формирования тех или иных аспектов конкурентной политики позволяет выделить несколько общих недостатков: отсутствие единства, всесторонности и последовательности государственной политики; декларативный характер; отсутствие конкретных задач и механизмов, обеспечивающих их реализацию.
Необходимо
отметить, что с начала 90-х годов
прошлого века в сфере регулирования
конкуренции произошла подмена
понятий – конкурентная политика,
конкурентное законодательство – были
замещены терминами «антимонопольная
политика», «антимонопольное законодательство».
Можно предположить, что подменяются
только термины, а содержание политики
остается неизменным. Но это не так.
Вопрос, на самом деле, гораздо глубже.
Практика показала, что подменяются
не только термины, но и содержание
политики, которая осуществляется,
в основном, по направлениям борьбы
с монополистической
Что представляет собой государственная конкурентная политика?
Любой вид государственной политики представляет собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектом (субъектами) в отношении определенных объектов с определенной целью, и предполагает установление обязательных правил, поддерживаемых соответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правил хозяйствующими субъектам.9 Субъектами проведения политики в данном случае являются органы государственной власти, на которые возложена обязанность по осуществлению предусмотренных политикой мер и которые ответственны за их осуществление.
Конкурентная политика государства не может быть статичной. Она должна быть рефлексивной к изменениям в экономической ситуации в стране, к смене приоритетов в рамках иных политик государства.
Современное состояние реальной конкурентной политики в указанном выше смысле показывает явный дефицит государственных действий в этом направлении. Анализ правительственных программ по экономическому развитию показывает, что Правительство России признает необходимость развития конкуренции. Однако нет достаточного представления, как, какими способами и путями надо осуществлять эту деятельность. Поэтому основной акцент в программах делается опять-таки на совершенствование антимонопольного законодательства.
В
настоящее время в структуре
органов российской государственной
власти нет единого органа, который
был бы ответственен за осуществление
всего комплекса мер, направленных
на создание и развитие конкуренции.
Ранее функции по развитию предпринимательства
и конкуренции на товарных рынках
были возложены на Министерство по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. В настоящее
время Федеральная
Конкурентная
политика государства должна включать
в себя два основных направления.
Первое – активное развитие конкуренции
на товарных рынках. Причем необходимо
учитывать, что конкуренция не может
рассматриваться как панацея
от всех проблем рынка, как некий
бесценный идеал, к которому нужно
стремиться. Например, очевидно, что
наряду с конкуренцией на рынках в
некоторых случаях
Информация о работе Политика формирования и поддержания конкурентной среды