Политика формирования и поддержания конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к реальным рыночным отношениям потребовал кардинального переосмысления роли, места и значения планирования в системе государственного регулирования экономики и конкурентоспособного управления последней. К сожалению, в России, как и на всем постсоветском пространстве, недостаточно полное научное обеспечение процесса реформирования привело, и еще приводит, к непродуманному копированию механизмов регулирования развития государств со стабильными экономиками. Это, в свою очередь, чревато разрушением связей в системе планирования, вместо качественного их изменения и адаптации к рыночным условиям конкурентной экономики.

Содержание

Введение 3
I глава. Понятие конкуренции 4
1.1 Определение конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции
II глава. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации
11
2.1 Текущее положение уровня развития конкуренции в Российской Федерации 11
2.2 Российские исследования 12
III глава. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в РФ
20
Заключение 28
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ККР.docx

— 212.27 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и Менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Государственное муниципальное управление»

на тему:

«Политика формирования и поддержания  конкурентной среды»

 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка гр. 720671 Кузнецова В.Р.
Проверил: ассистент кафедры Панфёрова М.О.
 
 
 
 
 

Тула 2010

Содержание:

  Введение 3
I глава. Понятие конкуренции 4
  1.1 Определение конкуренции 6
  1.2 Виды конкуренции  
II глава. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации  
11
  2.1 Текущее положение  уровня развития конкуренции в Российской Федерации 11
  2.2 Российские  исследования 12
III глава. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в РФ  
20
  Заключение 28
  Список  использованной литературы 30
 

 

Введение

     Переход нашей экономики к реальным рыночным отношениям потребовал кардинального  переосмысления роли, места и значения планирования в системе государственного регулирования экономики и конкурентоспособного управления последней. К сожалению, в России, как и на всем постсоветском пространстве, недостаточно полное научное обеспечение процесса реформирования привело, и еще приводит, к непродуманному копированию механизмов регулирования развития государств со стабильными экономиками. Это, в свою очередь, чревато разрушением связей в системе планирования, вместо качественного их изменения и адаптации к рыночным условиям конкурентной экономики.

      Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя  на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя  и улучшение качества товаров.

      При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна экономики России. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

      Я думаю, данная тема важна и актуальна  на данный момент, именно поэтому она  была выбрана мной для исследования.

I глава. Понятие конкуренции

1.1 Определение конкуренции

     Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.1

     Существуют  и другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода  к определению конкуренции.

     Первый  определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для  отечественной литературы.

     Второй  подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической  теории.

     Третий  подход определяет конкуренцию как  критерий, по которому определяется тип  отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

     Первый  подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество  экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

  • состязательность  хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров  на данном рынке и стимулируют  производство тех товаров, которые  требуются потребителю;
  • состязательность  на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • состязательные, сопернические отношения между  двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в  достижении единой цели, получить более  высокий результат, оттеснить соперника;
  • это особый по замыслу вид честной экономической  борьбы, в которой при наличии  в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная  сторона;
  • соперничество между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  • соперничество на рынке между производителями  товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли  или достижение иных конкретных целей.2

     Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В  результате соперничества продавцов  и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и  конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

     Конкуренция - механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через  механизм межотраслевой конкуренции  происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

     В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции  на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых  свойственно определенное поведение  экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости  общих рыночных условий от поведения  отдельных участников рынка.

1.2 Виды конкуренции

     Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Исходя из степени дифференциации товара конкуренция  подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).

     Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень  свободного проникновения в отрасль.

     Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного  рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов.

     Функциональная  конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

     Видовая конкуренция - следствие того, что  имеются товары, предназначенные  для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

     Предметная  конкуренция - результат того, что  фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством  изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых  случаях верно, однако, следует иметь  в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

     И самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества.3

     Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными  показателями являются:

     1. количество продавцов и покупателей;

     2. характер продукции;

     3. условия входа/выхода на рынок;

     4. информация и мобильность.

     Вышеизложенные  характеристики рыночных структур можно  записать кратко в таблице 1.4

     Таблица 1.Характеристики рыночных структур

Структура рынка Количество 

продавцов и покупателей

Характер

продукции

Условия входа/

выхода  на рынок

Информация

и мобильность

1. Совершенная

конкуренция

Множество мелких продавцов и покупателей Однородная Просто. Никаких  затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Несовершенная конкуренция:

2. Монополия

Одна фирма-продавец и множество покупателей Однородная Барьеры на входе Полная информация и мобильность
3. Монополист.

конкуренция

Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов Разнородная Отдельные препятствия  на входе Полная информация и мобильность
4.Олигополия Ограничен. число  продавцов и множество покупателей Разнородная и  однородная Возможны отдельные  препятствия на входе Некоторые ограничения  по поводу информации и мобильности

Информация о работе Политика формирования и поддержания конкурентной среды