Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа
Целью данной работы – выяснить, какие методы используются при составлении прогноза развития страны в целом и ее регионов, анализ основных тенденций прогнозирования социально-экономического развития в РФ, какие подходы использует государство для совершенствования прогнозирования развития регионов.
К основным задачам исследования можно отнести:
определение теоретических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития страны;
рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
какое место играет прогнозирование в социально-экономическом развитии страны.
Введение 3
. Теоретические основы прогнозирования 6
Понятия и термины, этапы и функции прогнозирования 6
Методы прогнозирования 8
Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 11
. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 15
Основные тенденции социально-экономического развития 15
Преимущества и недостатки прогнозирования 22
. Современные подходы к прогнозированию развития регионов 26
Заключение 34
Список использованной литературы
2. Стремление властей сохранить государство хотя бы в форме диктатуры.
3.
Внедрение конструктивного
Если сгруппировать основные ошибки при прогнозировании социальных процессов, то они сведутся к следующим:
·
Соотношение между прогнозами и
ретроспективной
· Недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние.
· Неразработанность методических и процедурных аспектов.
· Ограниченный объем информации.
·Отсутствие должной организационно-правовой основы процессов прогнозирования.
· Слабая научная разработанность теории, методологии прогнозирования.
Недостатки
информационного обеспечения
Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя всё большее развитие получают ВТК (временные творческие коллективы), включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности - но находящихся в профессиональном взаимодействии.
Сравнительный анализ развития субъектов РФ свидетельствует о тенденции нарастания их социально-экономической дифференциации. Это во многом связано с неоднородностью хозяйственного пространства России, а значит, и с различиями возможностей успешной работы в рыночных условиях. В выигрышном положении находятся в основном регионы-экспортеры продукции, использующие устойчивый внешний спрос на нефть, газ, цветные металлы и алмазы, а также крупные торгово-посреднические центры и центры банковского капитала - Москва и Санкт-Петербург. Для остальных регионов переход к рыночному хозяйствованию сопряжен с большими трудностями. Поэтому государственная экономическая политика не должна основываться ни на установлении общих для всех субъектов Федерации финансово-экономических правил, ни на поддержке регионов по политическим соображениям. Необходим объективный и конструктивный подход к формированию государственной системы регулирования территориального социально-экономического развития страны, основанный, во-первых, на признании необходимости учета региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства. Во-вторых, - на отказе от предоставления регионам индивидуальных льгот и принятии обоснованных мер господдержки различных типов регионов, имеющих общие проблемы и схожие особенности социально-экономического развития, непосредственно влияющие на характер и результаты хозяйственной деятельности. В-третьих - на формировании в каждом субъекте Федерации охватывающего все стороны экономического и социального развития хозяйственного механизма, построенного на базе общероссийских принципов и законов, но с учетом собственных особенностей и интересов своего населения.
Формирование взвешенной общегосударственной и региональной социально-экономической политики немыслимо без проведения широкого круга аналитических и методологических работ, одно из направлений которых - государственное прогнозирование. В условиях России региональный аспект прогнозирования играет особую роль, ибо без учета специфики развития регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение никаких социальных и экономических реформ. Кроме того, только прогнозы территориального развития позволяют определить вероятность возникновения кризисных ситуаций в различных субъектах Федерации, а также оценить саму возможность реализации основных направлений государственной экономической политики в различных сферах и на разных уровнях.
В сложившейся к настоящему времени системе государственного прогнозирования главным звеном стали краткосрочные прогнозы. На втором месте - среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ, и уж затем - долгосрочные прогнозы. Подобная расстановка приоритетов в определенной мере соответствует и возможностям прогнозирования, поскольку в условиях нестабильной переходной экономики приемлемая точность прогнозов не обеспечивается и величина погрешностей резко возрастает по мере удлинения прогнозного периода.
Краткосрочный прогноз предназначается прежде всего для разработки федерального бюджета на ближайший год, ибо его доходы во многом зависят от состояния производства, а расходы - от состояния бюджетной сферы регионов. Целью среднесрочного и долгосрочного прогнозов является прогнозирование структурных сдвигов в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.[8, c. 134]
В сложившейся практике государственного прогнозирования территориальный разрез макроэкономических показателей базируется на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в прогнозируемом периоде, а также на предложениях субъектов Федерации, в определенной мере учитывающих возможности и интересы территорий. Анализ различий показателей, определенных «сверху» и «снизу», помогает выработать компромиссный вариант, отвечающий как федеральным, так и региональным интересам.
Наиболее сложны проблемы согласования интересов в финансово-бюджетной политике. Теоретически и федеральные органы власти и управления, и субъекты Федерации решают общие задачи финансового обеспечения экономического и социального развития России в интересах всех ее граждан. Однако здесь реально обнаруживаются различия и противоречия интересов - как по кругу конкретных задач, так и по средствам их решения. Достаточно отметить, что субъекты Федерации отвечают, прежде всего, за социальное развитие, тогда как федеральный уровень в первую очередь озабочен проблемами экономического развития и устойчивости государства. Как правило, средств на полнокровное решение всех проблем не хватает, причем особенно остро дефицит ресурсов сказывается в переходный, кризисный период, когда между центральным правительством и регионами идет острая борьба за распределение ограниченных ресурсов. Дополнительную остроту ей придает вышеупомянутый значительный разброс регионов по уровню экономического развития, соответственно по возможностям самофинансирования социальных программ. Последнее обстоятельство предопределяет необходимость крупномасштабного перераспределения ресурсов между регионами.
Прогнозирование социального развития связано прежде всего с решением проблем повышения уровня жизни населения, обеспечения рациональной занятости, развития социально-культурного комплекса, поддержки низко доходных и слабо защищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест. Все эти проблемы должны решаться главным образом на региональном уровне. Однако существенное влияние на ход их решения оказывают федеральные органы - не только посредством реализации федеральных целевых программ социального характера, но и в результате проведения определенной отраслевой и инвестиционной политики, выделения трансфертов и целевых субсидий регионам.
Один из основных инструментов исследования перспективного развития страны - комплексный прогноз территориального аспекта ее экономической и социальной эволюции, отражающий федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения баланса интересов государства и регионов в условиях развития рыночных отношений.
Методология прогнозирования развития регионов должна предусматривать анализ экономических и социальных аспектов этого развития в ретроспективном периоде с учетом степени реализации государственных программ, а также оценку текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации и антропогенного загрязнения. В самом территориальном прогнозировании различаются следующие аспекты: 1) воспроизводственный; 2) финансовый; 3) социальный.[12, c. 200]
Основой территориального прогноза являются прогнозы, разрабатываемые каждым субъектом Российской Федерации. На региональном уровне основными органами, осуществляющими прогнозирование, как правило, являются – Экономические службы исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В Воронежской области основными подразделениями, осуществляющими прогнозирование социально-экономического развития области, является - Главное управление экономического развития Правительства Воронежской области.
На федеральном
уровне должны проводиться проверка
реалистичности этих материалов, их обобщение
и сопоставление с показателями
централизованного
Выполняя
аналитическую и
Процесс
разработки математических моделей
экономических систем и их практического
использования в
В этой
связи на первый план выходит динамическое
моделирование социально-
Именно этот вариант программного обеспечения воплощен в разработанном в Перми программно-инструментальном комплексе «Прогноз», автоматизирующем весь процесс: ввод и корректировку исходной информации, формирование моделей, проведение расчетов, обмен информацией между базой данных и моделями, обработку и печать исходной и расчетной информации. Необходимость решения в ходе моделирования и прогнозирования комплекса сложных задач предопределила блочное построение программного комплекса «Прогноз», в котором выделены конструкторы баз данных, отчетных форм и динамических моделей социально-экономических процессов. На основе этого комплекса в Министерстве экономики РФ развернута прикладная информационно-аналитическая система прогнозирования социально-экономического развития страны в региональном разрезе.
База
данных в составе системы
База данных системы является информационной основой для проведения анализа текущего социально-экономического состояния территорий, построения моделей и проведения прогнозных расчетов. Конструктор отчетных форм представляет собой электронную таблицу - инструментальное средство для создания и отображения отчетов. Инструмент позволяет отображать и корректировать данные, полученные в результате запроса из базы данных или из моделей, анализировать данные с помощью графиков и диаграмм, проводить различные математические вычисления с последующим анализом итоговых результатов. В рамках системы пользуются готовыми отчетами или создаются новые формы-шаблоны. Информацию о региональном развитии Российской Федерации можно представлять в виде географических карт, что позволяет визуально анализировать результаты прогнозных расчетов.
Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ