Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа
Целью данной работы – выяснить, какие методы используются при составлении прогноза развития страны в целом и ее регионов, анализ основных тенденций прогнозирования социально-экономического развития в РФ, какие подходы использует государство для совершенствования прогнозирования развития регионов.
К основным задачам исследования можно отнести:
определение теоретических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития страны;
рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
какое место играет прогнозирование в социально-экономическом развитии страны.
Введение 3
. Теоретические основы прогнозирования 6
Понятия и термины, этапы и функции прогнозирования 6
Методы прогнозирования 8
Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 11
. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 15
Основные тенденции социально-экономического развития 15
Преимущества и недостатки прогнозирования 22
. Современные подходы к прогнозированию развития регионов 26
Заключение 34
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Региональная экономика и управление
Факультет Менеджмента и маркетинга
Специальность
Государственное и
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Основы социального прогнозирования
на
тему Организация прогностического
процесса в РФ
Студент Панасенко А.Н.
Курс 5 ГиМУ
Личное дело № 06МГБ01693
Преподаватель
Ремезова Л.С.
Воронеж
2010
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Спрос на прогнозные разработки имел место всегда, поскольку всегда интересно заглянуть в будущее, связать с этим свои намерения и в соответствии с этим строить планы. На современном этапе преобразований, происходящих с достаточно высокой скоростью, и в институциональной среде, и в системе бизнеса, и в обществе в целом возрастает спрос на качественные и оперативные прогнозные разработки.
Интерес к будущему возникает из практической потребности реального времени, когда любой субъект, формируя собственную стратегию, прогнозирует изменения во внешней среде. Прогнозирование характеризует активную позицию субъекта, широту его видения, т.к. анализ перспектив основывается на синтезе методов, заимствованных из самых разных областей научной деятельности: философии, социологии, математики, экономики.
Желание работать на опережение, эффективно формировать стратегию, предугадывая возможные или новые изменения в конкурентной среде, в поведении остальных субъектов, становится жизненно необходимым и объективно оправданным.
В процессе реформирования экономики все в большей степени актуальны прогнозные исследования социально-экономических процессов на различных уровнях управления и принятия решений. Правильный выбор решения находится в прямой зависимости от качества его обоснования. Прогнозирование является одной из функций управления, наряду с анализом, организацией, планированием, мотивацией и т.д. Активными потребителями прогнозных разработок являются миллионы агентов рынка, домашние хозяйства, органы государственного и территориального управления. В демократическом открытом обществе необходимо представлять альтернативные варианты развития общества, возможности, существующие у каждого участника рыночных отношений.
Таким образом, прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Одним
из важнейших видов
Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов социально-экономического развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Целью данной работы – выяснить, какие методы используются при составлении прогноза развития страны в целом и ее регионов, анализ основных тенденций прогнозирования социально-экономического развития в РФ, какие подходы использует государство для совершенствования прогнозирования развития регионов.
К основным задачам исследования можно отнести:
определение
теоретических основ
рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
какое место играет прогнозирование в социально-экономическом развитии страны.
Объектом исследования является прогностический процесс в РФ.
Предмет курсовой работы – это исследование сущности, структуры и технологии прогностического процесса в РФ.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.).
Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.
Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций - он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция.
Под
ретроспекцией понимается этап прогнозирования,
на котором исследуется история
развития объекта прогнозирования
для получения его
Диагноз - это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.
Проспекция
представляет собой этап прогнозирования,
на котором по данным диагноза разрабатываются
прогнозы развития объекта прогнозирования
в будущем, производится оценка достоверности,
точности или обоснованности прогноза
(верификация), а также реализация цели
прогноза путем объединения конкретных
прогнозов на основе принципов прогнозирования
(синтез). На стадии проспекции выявляется
недостающая информация об объекте прогнозирования,
уточняется ранее полученная, вносятся
коррективы в модель прогнозируемого
объекта в соответствии с вновь поступившей
информацией.
Социальное
прогнозирование как
Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.[9, c. 89]
Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.
Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.
Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.
Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.
Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Мосина В.Н., «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».[6, c. 67]
Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.
Экспертную
оценку проводят специальные центры
экспертизы, научные информационно-
Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ