Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа
Целью данной работы – выяснить, какие методы используются при составлении прогноза развития страны в целом и ее регионов, анализ основных тенденций прогнозирования социально-экономического развития в РФ, какие подходы использует государство для совершенствования прогнозирования развития регионов.
К основным задачам исследования можно отнести:
определение теоретических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития страны;
рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
какое место играет прогнозирование в социально-экономическом развитии страны.
Введение 3
. Теоретические основы прогнозирования 6
Понятия и термины, этапы и функции прогнозирования 6
Методы прогнозирования 8
Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 11
. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 15
Основные тенденции социально-экономического развития 15
Преимущества и недостатки прогнозирования 22
. Современные подходы к прогнозированию развития регионов 26
Заключение 34
Список использованной литературы
Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:
- определяется круг экспертов;
- выявляются проблемы;
-
намечается план и время
- разрабатываются критерии для экспертных оценок;
-
обозначаются формы и способы,
в которых будут выражены
Общая типовая методика прогнозирования содержит следующие основные этапы исследования:
· предпрогнозная ориентация - определение предмета, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования;
· прогностический фон (сбор готовых данных по смежным, непрофильным отраслям прогнозирования);
· исходная или базовая модель, т. е. система показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта;
· поисковая модель - проекция в будущее системы показателей исходной модели на дату упреждения по наблюдаемой тенденции с учётом факторов прогностического фона;
· для управляемых явлений - также нормативная модель (проекция в будущее системы показателей исходной модели в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям);
·
оценка степени достоверности (верификация)
и уточнение предварительных
моделей с помощью
· выработка рекомендации для оптимизации принятия решений в планировании, управлении и т.п. на основе сопоставления прогностических моделей.[15]
Социальное прогнозирование занимает важную часть в развитии общества, науки и техники и с помощью него можно делать прогнозы. Оно имеет свои основные функции, особенности и методы. Исходным элементом прогнозирования является целепологание (способ реализации человеческих способностей предвидения).
Перечень
документов, регламентирующих социально-экономическое
развитие страны, включает: прогнозы развития
экономики и сопряженных сфер,
концепцию социально-
«Прогнозирование есть составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства».[3, c. 228]
Разработка экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.
В состав разрабатываемых прогнозных документов входят:
1. Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:
- демографическая ситуация в стране,
- состояние
природной среды, включая
- состояние научно технических достижений и их внедрения в производство,
- величина и динамика спроса населения на товары и услуги,
- прогнозы
основных факторов
- прогнозы
развития отдельных отраслей
народного хозяйства,
2. Комплексный
экономический прогноз, отражает будущее
развитие экономики страны как целостного
образования. К комплексным прогнозам
можно также отнести прогнозы регионов
страны, а также крупных народнохозяйственных
и территориально-
Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:
Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.
Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.
Прогнозированием, т.е. предвидением тенденций будущего развития, последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании - предвидении будущего, которым, занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.
Прогнозирование
выполняет три основных функции
в государственном
1) предвидение
возможных тенденций и
2) предвосхищение
вариантов и возможных
3) своевременное
внесение корректив или отмена
решения, если этого потребуют
изменившиеся условия
Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно - многовариантные, чтобы оценить возможные перемены. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траектория динамики системы резко изменилась.
Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации, банки, холдинги принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов Согласно Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», государственное прогнозирование находит выражение в разработке и представлении Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).
Прогнозы
нужны государственным органам
прежде всего для обоснования
стратегии и приоритетов
В 2010 году продолжилось экономическое оживление, начавшееся во второй половине прошлого года. После окончания спада, продолжавшегося четыре квартала подряд во второй половине 2008 года и первой половине 2009 года, когда экономика России сократилась на 11%, экономический рост продолжался на протяжении четырех последующих кварталов. Ко второму кварталу 2010 года была компенсирована практически половина от спада. ВВП во II квартале 2010 года на 5,2% превышал уровень II квартала 2009 года – максимальной точки спада. Восстановительный рост происходил в секторах, наиболее пострадавших от кризиса – в обрабатывающей промышленности, ориентированной на инвестиционный спрос – машиностроительных отраслях.
Засуха и пожары привели к паузе в экономическом росте в третьем квартале. В июле, по оценке Минэкономразвития России, ВВП сократился с учетом сезонного фактора на 0,4% и в целом рост за январь-июль оценивается в 3,9%. Однако в целом тренд на восстановление в ближайшие месяцы должен возобновиться. Он будет поддержан ростом потребительского спроса, восстановлением запасов, и ожидаемым к концу года усилением инвестиционной активности. Это позволяет оценивать годовой рост ВВП на уровне около 4 процентов. В то же время сохраняются риски, связанные с реакцией экономики на масштабные потери в сельском хозяйстве, продолжающейся стагнацией в строительстве и слабым инвестиционным спросом, которые могут ограничить экономический рост в 2010 году 3,5-3,7 процентами. Основными факторами экономического роста в конце прошлого года и в январе-июле стали повышение доходов экспортеров и оживление потребительского спроса, поддерживаемое улучшением ситуации на рынке труда. Во II квартале, по оценке Минэкономразвития России, возобновился рост запасов, что поддержало высокие темпы роста промышленного производства.
Ниже приведена Таблица 1, в которой отражены основные показатели развития экономики РФ.
Таблица 1. Основные показатели развития экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)[14]
2009 | 2010 | |||||
1 полугодие | 2 полугодие | год | 1 полугодие | 2 полугодие | год | |
ВВП | 89,8 | 94,1 | 92,1 | 104,2 | 103,9 | 104,0 |
Индекс потребительских цен, на конец периода, за период | 107,4 | 101,3 | 108,8 | 104,4 | 103,3 | 107,0-108,0 |
Индекс промышленного производства2) | 85,5 | 96,1 | 90,7 | 110,2 | 105,0 | 107,6 |
Обрабатывающие производства3) | 77,7 | 92,4 | 84,8 | 114,3 | 105,5 | 109,9 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства | 101,4 | 101,0 | 101,2 | 102,9 | 77,3 | 90,1 |
Инвестиции в основной капитал, % | 79,4 | 88,2 | 83,8 | 101,3 | 103,7 | 102,5 |
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» | 80,7 | 87,3 | 84,0 | 96,9 | 102,3 | 99,6 |
Ввод в действие жилых домов, млн. кв. м общей площади | 21,6 | 38,3 | 59,9 | 21,6 | 38,4 | 60,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 102,1 | 102,5 | 102,3 | 105,1 | 103,7 | 104,4 |
Реальная заработная плата | 97,6 | 95,4 | 96,5 | 104,6 | 105,2 | 104,9 |
Оборот розничной торговли | 97,5 | 93,1 | 95,1 | 103,4 | 107,0 | 105,2 |
Объем платных услуг населению | 97,2 | 94,4 | 95,8 | 100,8 | 102,4 | 101,6 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 125,4 | 178,0 | 303,4 | 189,8 | 188,4 | 378,2 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 82,4 | 109,4 | 191,8 | 104,2 | 136,8 | 241,0 |
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель | 50,8 | 71 | 61,1 | 75,9 | 74,1 | 75 |
Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ