Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Целью курсовой работы являлся анализ и социальная эффективность деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по совершенствованию ее оценки.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть систему местного самоуправления в современной России
- изучить взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении проблем социально-культурного обслуживания
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления 8
1.1 Понятие и функции органов местного самоуправления 8
1.2 Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления 14
1.3 Показатели социальной эффективности деятельности организации местного самоуправления 21
2 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по повышению ее эффективности 27
2.1 Оценка социальной эффективности деятельности администрации города Брянска 27
2.2 Предложения по повышению социальной эффективности деятельности администрации города Брянска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Разграничение органов местного
самоуправления с системой органов
государственной власти предопределило
основные проблемы постсоветского периода:
обеспечение единства системы управления
государственными и общественными
делами; сохранение необходимой централизации
государственной власти и управления
в условиях демократической
В 2003 году 6 октября был
подписан Федеральный закон №131-ФЗ
«Об общих принципах
В законе были определены важнейшие
задачи местного самоуправления: управление
муниципальной собственностью; исполнение
местных бюджетов; установление местных
налогов и сборов; охрана порядка;
принятие местных законов, образующих
локальную правовую систему (не противостоящую
федеральному и региональному
При этом указанный перечень
задач по ведению местного самоуправления
может быть дополнен федеральными и
региональными законами. Как правило,
региональные законы относят к вопросам
местного значения также иные вопросы
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения
Важно отметить, что выведение органов местного самоуправления из системы государственной власти не означает, что они исключаются из системы общегосударственного управления, поскольку деятельность органов местного самоуправления регламентируется Конституцией РФ и другими законодательными актами, как и деятельность органов государственного управления. С данной точки зрения местное самоуправление -- это общественный институт управления местным сообществом, учрежденный государством и действующий самостоятельно в пределах установленных законом полномочий.
Необходимо подчеркнуть политические аспекты деятельности местного самоуправления, назначение которого -- выражать и защищать интересы местного сообщества, регулировать взаимоотношения между различными социальными группами внутри него и развивать взаимоотношения с другими сообществами и с государством. Местное самоуправление -- это гражданский и правовой институт, играющий важную роль в формировании и развитии гражданского общества. Основные гражданские права и формы гражданской активности, различные негосударственные проявления общественной жизни людей реализуются в местных сообществах, образуя основы гражданского общества. [2, с. 43-44]
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремиться местное самоуправление.
Как известно, местное самоуправление способствует осуществлению
демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить:
- потребности населения в различного рода услугах (в социально- культурной и иных сферах местной жизни);
- реализацию социально-
- оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д..
Анализ законодательства о местном самоуправлении, закрепляющего полномочия органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать как правовое выражение функций), позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления:
1) Обеспечение участия населения в решении местных дел. Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма местного управления с меньшей бюрократией, нежели при централизованной системе управления. Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержку инициатив и самодеятельности граждан, различных форм самоуправления.
Участие граждан в решении местных дел обеспечивается с помощью форм прямого волеизъявления (референдум и др.), а также через органы местного самоуправления.
2) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления. Как уже отмечалось выше, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу.
Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.
3) Обеспечение развития соответствующей территории. Местное самоуправление означает, что население, органы местного самоуправления берут на себя ответственность за решение всех вопросов местной жизни.
4) Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.
Функция обслуживания населения
- одна из основных функций местного
самоуправления: ведь, как известно,
в основе учения о местном самоуправлении
лежит мысль о том, что население
и образуемые им органы местного самоуправления
гораздо лучше могут
5) Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.
6) Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Федеральным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обращаться за защитой своих прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.
Функции местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. [5, с. 45-52]
1.2 Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления
Конституция Российской Федерации,
признавая и гарантируя МСУ, определяя
его статус в системе народовластия,
использует понятия: «полномочия МСУ»,
«права МСУ». Следовательно, государство
признает за муниципальными образованиями
определенную совокупность полномочий,
необходимую для решения
Толковый словарь русского языка определяет «полномочия», как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел.
Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых непосредственно конституцией и другими законами.
Полномочия местного самоуправления- это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.
Полномочия МСУ реализуются во-первых непосредственно населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Конституцией РФ, федеральными законами признано право на осуществление местного самоуправления. Население городского, сельского поселения независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.
Во-вторых, полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию.
Полномочия МСУ можно подразделить на две группы:
1) «собственные» полномочия МСУ, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением
2) отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.
Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами МСУ данных полномочий. [6, с. 34-37]
Полномочия органов МСУ обладают специфическими чертами:
1) полномочия органов МСУ представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей.
2) полномочия органов МСУ закрепляются в соответствующих нормативно - правовых актах.
3) в отличие от прав граждан
всякое полномочие органов МСУ реализуется
ими через совершение властных действий
административно-
4) органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.
Классификации полномочий органов МСУ может осуществляться по различным критериям. Анализ законодательства РФ позволяет выделить основные сферы деятельности органов МСУ по решению вопросов местного значения: хозяйственного строительства, социально-культурного строительства, охраны общественного труда. Для осуществления деятельности в указанных сферах органы МСУ наделяются соответствующими полномочиями.
Первым составным элементом полномочий являются предметы ведения.
Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган.
Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления.
Таким образом, предметы ведения,
как структурный элемент
Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения органов местного самоуправления в целом, указывая вопросы местного в ведении муниципального образования.
Предметы ведения конкретных
органов местного самоуправления закрепляются
в соответствии с федеральными законами,
законами субъектов Федерации в
уставах муниципальных
В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общих полномочий; б) органы специальных полномочий.
К органам общих полномочий относятся органы местного самоуправления -- представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) -- предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни. [9, с. 38-42]
Характер полномочий, закрепляемых за представительными органами местного самоуправления, дает основание сделать вывод, что деятельность этих органов, по существу, затрагивает все стороны местной жизни, все ее сферы. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы развития муниципального образования, решают другие вопросы.
Местная администрация (орган
управления муниципального образования)
управляет муниципальной