Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по повышению ее эффективно

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлся анализ и социальная эффективность деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по совершенствованию ее оценки.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть систему местного самоуправления в современной России
- изучить взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении проблем социально-культурного обслуживания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления 8
1.1 Понятие и функции органов местного самоуправления 8
1.2 Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления 14
1.3 Показатели социальной эффективности деятельности организации местного самоуправления 21
2 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по повышению ее эффективности 27
2.1 Оценка социальной эффективности деятельности администрации города Брянска 27
2.2 Предложения по повышению социальной эффективности деятельности администрации города Брянска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 78.84 Кб (Скачать)

К органам специальных  полномочий относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или  выполняющие отдельные функции  в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования  местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.

Второй элемент полномочий -- права и обязанности -- является основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.

Права и обязанности органов  местного самоуправления тесно взаимосвязаны  с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют  пределы возможностей органа в той  или иной сфере муниципальных  отношений.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно  подразделить на: а) полномочия общего характера; б) полномочия конкретного  характера.

Например, право представительного  органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям общего характера. Практическая реализация этого права обеспечивается использованием Конкретных правомочий, которые принадлежат представительному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (например, представительный орган местного самоуправления вправе заслушать отчет органа или должностного лица местного самоуправления).

Таким образом, полномочия общего характера как бы определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления. Полномочия конкретного  характера всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов  местного самоуправления.

В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения полномочий органов  местного самоуправления:

1) основные полномочия  органов местного самоуправления  устанавливаются конституцией или  законом. Однако это не исключает  предоставления органам местного  самоуправления в соответствии  с законом отдельных конкретных  полномочий;

2) органы местного самоуправления  в пределах, установленных законом,  обладают полной свободой действий  для осуществления собственных  инициатив по любому вопросу,  который не исключен из их  полномочий и не отнесен к полномочий другого органа власти;

3) осуществление публичных  полномочий, как правило, должно  преимущественно возлагаться на  органы власти, наиболее близкие  к гражданам. Предоставление каких-либо  из этих полномочий иному органу  власти должно производиться  с учетом объема и характера  конкретной задачи, а также требований  эффективности и экономии;

4) предоставляемые органам  местного самоуправления полномочия  должны быть, как правило, полными  и исключительными. Они могут  быть поставлены под сомнение  или ограничены иным органом  власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных  законом;

5) при делегировании полномочий  центральными или региональными  органами органы местного самоуправления  должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.

Данные положения получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция  РФ закрепляет самостоятельность органов  местного самоуправления в пределах их полномочий и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления. Закон об общих принципах организации местного самоуправления запрещает органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. В соответствии с ним муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной  компетенцией в решении вопросов местного значения. В уставе муниципального образования определяются полномочия и сроки полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления.

Закон запрещает передавать полномочия органов местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных  образований, которые создаются  муниципальными образованиями в  целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления  своих прав и интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. Например, на территории, включающей несколько  муниципальных образований, совместным решением органов местного самоуправления может быть создан общий орган, которому делегируются отдельные полномочия органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной  инициативе к рассмотрению вопросы, отнесенные к полномочиям других органов местного самоуправления. Подчиненность  одного муниципального образования  другому не допускается. В соответствии с уставом муниципального образования  органы местного самоуправления могут  передавать полномочия органам территориального общественного самоуправления с учетом тех задач и функций, которые осуществляют данные органы.

Рассмотрев теоретико-правовые аспекты местного самоуправления, общее  понятие полномочий перейдем к рассмотрению полномочий МСУ в социально-культурной области, так как эта сфера  является очень важной, с которой  мы сталкиваемся ежедневно и от состояния которой зависит состояние страны. [11, с. 67-74]

1.3 Показатели  социальной эффективности деятельности  организации местного самоуправления

Социальную эффективность, выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует  степень использования потенциальных  возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

На практике социальную эффективность  оценивают в основном при помощи экономических показателей. Однако такая односторонняя ориентация без учета сопряженных социальных результатов неизбежно влечет за собой тяжелые последствия, в  результате чего организациям и государству  приходится тратить значительные дополнительные средства на ликвидацию (нередко частичную) вызванных этим последствий.

Исчисление показателей  эффективности предполагает соотношение  полученных результатов и произведенных  затрат. При этом в качестве социальных результатов деятельности предприятий выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности и т. д. В качестве затрат при этом могут в отдельных случаях выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья для работников предприятия, приобретение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха работающих и другие.

Соотнесение указанных результирующих и затратных (ресурсных) факторов считаем  некорректным, показатели социальной эффективности менеджмента не могут  быть выражены через соотношение  произведенных затрат (ресурсов) и  полученных социальных результатов  деятельности предприятий, так как:

1) многие социальные результаты управленческой деятельности находятся вне зависимости от материальных затрат;

2) произведенные затраты и полученные социальные результаты деятельности предприятий имеют, как правило, разные масштабы, измерители, опосредованную связь, стохастический характер;

3) согласно математической теории перестроек в перестроечных условиях зачастую отсутствует пропорциональность между прилагаемыми усилиями и результатами.

В связи с этим целесообразно  социальную эффективность менеджмента  характеризовать только результирующими  составляющими, без затратных (ресурсных).

Социальную эффективность целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую, по нашему мнению, можно разбить на 4 группы.

 

Прежде всего показатели, характеризующие условия труда работников организации:

1) морально-психологический климат;

2) уровень конфликтности в коллективе предприятия;

3) удовлетворенность работников своим трудом;

4) нервно-эмоциональная нагрузка;

5) удельный вес творческих операций;

6) уровень заболеваемости работников;

7) уровень травматизма работников;

8) обеспеченность работников предприятия санитарно-гигиеническими помещениями;

10) температурный режим в рабочих помещениях;

11) освещенность рабочих мест;

12)напряженность, интенсивность труда;

13) уровень шума, запыленности помещений;

14) удельный вес нормируемых операций;

15) рациональность режимов труда и отдыха;

16) удельный вес неквалифицированного труда;

17) внутренняя культура в предприятии;

18) уровень механизации и автоматизации труда;

19) уровень компьютеризации административно-управленческого труда.

К показателям, характеризующим  социально-бытовые условия работников организации, можно отнести:

  • жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;
  • обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;
  • обеспеченность лечебными учреждениями;
  • обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;
  • обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;
  • уровень социальной активности работников;
  • средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников;
  • текучесть кадров.

К показателям социальной эффективности, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:

  • общеобразовательный уровень работников;
  • профессиональный уровень работников;
  • уровень квалификации кадров;
  • уровень экономической грамотности кадров;
  • уровень правовых знаний работников;
  • уровень общей культуры работников.

Основные показатели социальной эффективности, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:        

  • дисциплина труда;
  • исполнительская дисциплина;
  • участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);
  • уровень организации и оснащенности рабочих мест;
  • обеспеченность работников нормативной документацией;
  • материальное и моральное стимулирование работников;
  • трудовая активность работников;
  • соотношение формальных и неформальных структур.

Приведенные показатели социальной эффективности, характеризующие состояние или уровень тех или иных явлений, являются статическими. Их могут дополнять динамические показатели, характеризующие развитие социальных явлений. Причем рост одних показателей (уровня квалификации кадров, обеспеченности работников жильем, уровня механизации труда и др.

Показатели социальной эффективности  менеджмента определяют с помощью  экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем некоторые показатели определяются с известной степенью условности, другие - вообще не могут быть выражены количественно.

Приведенные частные показатели характеризуют ту или иную сторону  социальной эффективности менеджмента. Разностороннюю ее оценку дает интегральный, обобщающий показатель. Для расчета  его может быть использован следующий  методический подход.

Прежде всего выбирается несколько наиболее существенных характеристик (частных показателей) социальной сферы данной организации с учетом специфики ее деятельности и других факторов.

Информация о работе Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по повышению ее эффективно