Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа
Одной из сложнейших проблем при формировании системы местного самоуправления является вопрос о его базовых ценностях, наиболее значимых именно для нынешнего этапа общественного развития.
1. Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества.
2.Территориальные основы местного самоуправления в Самарской области.
Список литературы
ПЛАН:
1. Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества.
2.Территориальные основы местного самоуправления в Самарской области.
Список литературы
Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества.
Одной из сложнейших проблем при формировании системы местного самоуправления является вопрос о его базовых ценностях, наиболее значимых именно для нынешнего этапа общественного развития.
На основе этого, например, решается вопрос о размерах единицы местного самоуправления (по территории и по числу жителей). Если основная задача - добиться максимальной эффективности деятельности местных органов власти, достижения наиболее высокого уровня предоставления ими услуг населению, то выбор, как правило, делается в пользу более крупных самоуправляющихся единиц, способных сконцентрировать в своих руках достаточный объем ресурсов. Однако в этом случае существует серьезная опасность потери ими собственно самоуправленческого начала. А ведь значение местного самоуправления в жизни страны далеко не исчерпывается управленческими функциями. Выступая в роли наиболее важного связующего звена между гражданским обществом и государством, оно является неотъемлемой сущностной характери-стикой демократического общества.
Являясь той оптимальной точкой, где сходятся интересы местных сооб-ществ, отдельного гражданина, государства, политических партий, групп интересов, местное самоуправление обладает огромными потенциальными возможностями гармонизации взаимоотношений между ними, укрепления различного рода социаль-ных связей. Однако это же обстоятельство приводит к тому, что именно на данном уровне с наибольшей остротой проявляется и весь комплекс социальных, политиче-ских и экономических проблем данного общества, сталкиваются интересы не только местных, но и региональных и общенациональных политических элит.
Развитие местного самоуправления является противовесом авто-кратической власти центра и гарантом существования в обществе плюрализма. Местное самоуправление расширяет круг субъектов политической власти и одно-временно ограничивает последнюю, тем самым оно способствует развитию сво-боды индивидуума.
Именно местное самоуправление предоставляет широкие возмож-ности для участия граждан в политическом процессе. И здесь представляется особо важным обеспечить максимальную доступность органов местного самоуправления для рядового гражданина, поскольку в этом случае ему предоставляется возможность играть активную полити-ческую роль.
Занимаясь координацией, интеграцией и инновациями, органы местного самоуправления в современных условиях занимают достаточно прочное положение в системе общественного управления и по мере развития демократии призваны играть все более важную роль в определении общенациональной политики и решения общенациональных проблем. Выступая с позиций управленческого лидера в местном сообществе, являясь живым носителем самой идеи сообщества, конструктивной гражданской активности, принципа субсидиарности, они являются центром притяжения для других институтов гражданского общества, функционирующих на территории данной местности, поскольку нередко только благодаря поддержке местных властей и с их непосредственной помощью негосударственные организации способны реализовать многие свои проекты.
Одновременно при необходимости именно органы местного самоуправления могут наиболее эффективно выступать в качестве посредника между общественными организациями и государством. В свою очередь, негосударственные организации могут служить для местного самоуправления хорошим индикатором общественного мнения, одним из важнейших каналов обратной связи местной власти с населением.
Всемерно поддерживая развитие местного самоуправления, необходимо отдавать себе отчет в том, что в реальной действительности оно остается все же в значительной степени управлением и в этом качестве может нанести столь же серьезный ущерб правам и свободам отдельных граждан, а порой и целым группам, как и центральное правительство. Отсюда необходимость взаимоконтроля различных уровней общественного управления и структурных элементов политической системы за соблюдением прав и свобод граж-дан. В условиях крайне неоднородного состава населения важнейшую роль здесь должны играть различного рода общественные организации, как выразители интересов различных социальных, национальных, культурных, демографических и пр. групп. Взаимодействия с ними, органы местного самоуправления нередко учатся у них гибкости, навыкам самоорганизации, командной работе, демократической культуре принятия решений.
Роль местного самоуправления в становлении и развитии гражданского общества зависит от наличия общественного контроля и политического равноправия, находящих свое выра-жение не только в создании равных условий для всех участников избирательного процесса, обеспечении его конкурентности и свободы волеизъявления граждан, но и в последующей подотчетности представителей власти народу, их ответственности перед обществом за проводимую политику и конкретные действия, которые они предпринимают, находясь у власти.
По мере развития гражданского общества все большее влияние на деятельность органов местного самоуправления оказывают различные группы инте-ресов. В результате позиции местных советов могут вступать в противоречие с более пря-мыми формами участия граждан, поскольку если органы местного самоуправления представляют интересы местного сообщества в целом, то общественные организации выражают и защищают интересы отдельных категорий граждан. Таким образом, на первый план выходит проблема согласования интересов, поиска взаимоприемлемых решений.
Одним из наиболее действенных путей недопущения возникновения подобного рода конфликтов является активное участие не только политических партий и организаций, но и других негосударственных организаций в обеспечении представительства своих интересов в местных советах. При этом все участники избирательного процесса должны помнить, что:
-- для формирования политически представительного местного самоуправления необходимо, чтобы голоса всех граждан имели равный вес, вне зависимости от того, где они живут и за какую партию голосуют;
-- для адек-ватного социального представительства необходимо обеспечение реального равен-ства возможностей участвовать в выборах органов власти для представителей всех социальных групп и слоев населения;
-- для представительства общественного мне-ния требуется, чтобы доступ к средствам массовой информации и органам власти не зависел от богатства и связей.
В нынешней российской ситуации особое значение приобретает осознание органами местного самоуправления и негосударственными организациями существования общих интересов и проблем, которые должны заставить их объединять свои усилия, коор-динировать свою деятельность, пытаться установить возможно более тесные связи друг с другом.
В основе этого лежат два объединяющих фактора. Во-первых, это общая за-бота о повседневной демократической практике, максимально приближенной к лю-дям, во-вторых, отстраненность от процесса принятия решений в рамках общенациональной или региональной политики. Возможность оказывать реальное воздействие на процесс принятия решений напря-мую связана со способностью к выработке единой (или хотя бы близкой) позиции.
Развитие гражданского общества требует перехода от "культуры конфликта" к "культуре согласия", а для этого необходимо осознание общности базовых интересов. Такое осознание легче достижимо именно на местном, локадьном уровне и, соответственно, может быть реализовано через местное самоуправление. В то же время именно здесь наиболее отчетливо прослеживается ответственность граждан за результаты своего политического, в частности, электорального поведения, что должно способствовать усилению демократического элемента в политической культуре общества.
Территориальные основы местного самоуправления в Самарской области.
Вопросы административно-
В статье 12 Главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации указано, что «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».[1] Местное самоуправление рассматриваются специально в главе 8, одной из девяти самостоятельных глав Основного Закона РФ[2]. Здесь неоднократно подчеркивается самостоятельность органов местного самоуправления в решении очень широкого круга вопросов местного значения. К одним из таких вопросов отнесен и вопрос изменения территориальных границ.
Конституция Российской Федерации ужесточает требования к изменениям границ как субъектов Федерации, так и органов местного самоуправления. В части 3 статьи 67 Конституции РФ указано, что «границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия». Часть вторая статьи 131 гласит: «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий».
Вопросы АТУ муниципальных образований, к которым относятся районы и общины, были подробнее раскрыты в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (в дальнейшем «ФЗ-154»). Этот закон опирался на следующие основные принципы:
1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.
2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.
3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Нетрудно понять, что развивая концепцию Конституции РФ ФЗ-154 фактически отделил местное самоуправление от АТУ. В главе II «Территориальные основы местного самоуправления» имелось две статьи: статья 12 «Территории местного самоуправления» и статья 13 «Установление и изменение границ муниципального образования».
В части 1 статьи 12 указано на многообразие организационных форм муниципальных образований: наряду с районами указаны уезды, а вместе с сельскими округами - волости и сельсоветы. Этим подчеркивалось право муниципальных образований самим определять название своей АТЕ.
Реализация этого права, закрепленная в уставах районов Самарской области, привела на начало 1998 года к наличию восьми видов низовых АТЕ: сельские администрации (117 в 10-ти районах и двух городах областного подчинения); волости (87 в семи районах); администрации округа (50 в трех районах); администрации волости (29 в трех районах), сельские волости (15 в одном районе); администрации сельского округа (14 в одном районе); волостные администрации (7 в одном районе) и администрации территориального округа (5 в одном районе).
Наряду с подчеркиванием самостоятельности органов местного самоуправления это вносило неразбериху и путаницу. Например, отождествление нынешних общин с волостями. Даже в период их наибольшего дробления волости превышали по территории и численности населения нынешние общины. А в конце своего существования, в 20-е годы нашего века в состав волостей входили сельские советы и укрупненные волости были заменены районами. В работах по районированию того периода даже применялись термины «районная волость» и «волость-район» [3].
Также неправомерно давать название низовым АТЕ термин «округ», даже с добавлением слов «сельский», «административный» или «территориальный». Округ по реформе АТУ 20-х годов охватывал несколько районов и в современной системе АТУ он таким и остался, существуя совместно со словом «автономный». Именно в форме территориальных образований из нескольких районов создано шесть округов в Свердловской области. Еще больше отдалило термин «округ» от низового уровня АТУ создание федеральных округов в 2000 году.
В третьем абзаце части 1 статьи 12 указывалось, что «население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления». Этим правом еще раз подчеркивалось самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в решении вопросов АТУ, а также отсутствие подчиненности одного органа местного самоуправления (общины) другому (району).
Однако это противоречит рассматриваемому нами принципу социально-экономического районирования, при котором численность населения является одним из основных факторов, влияющих на АТУ.
В части 2 статьи 12 дается определение территории муниципального образования, которую «составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения».