Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:24, курсовая работа
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Целью данной курсовой работы является расширение, систематизация и закрепление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Муниципальный менеджмент» и приобретение навыков самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности высококвалифицированных специалистов по специальности 080502.65 (экономика и управление в городском хозяйстве) в органах местного и государственного управления и предприятиях муниципального хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Методологические основы муниципального управления…………………6
1.1. Сущность и содержание муниципального управления……………..6
1.2. Основные принципы муниципального управления…………….….10
2. Местное самоуправление России в переходный период (90-е годы xx века)…………………………………………………………………………………14
3. Муниципальная инвестиционная политика…………………………………20
3.1. Понятие и виды инвестиций………………………………………....20
3.2. Сущность муниципальной инвестиционной политики……………23
3.3. Недвижимое имущество и социальная сфера как объекты привлечения капитала на территорию города…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….....39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Методологические
основы муниципального
1.1.
Сущность и содержание
1.2.
Основные принципы
2. Местное
самоуправление России в
3. Муниципальная
инвестиционная политика…………………
3.1.
Понятие и виды инвестиций……………
3.2. Сущность муниципальной инвестиционной политики……………23
3.3.
Недвижимое имущество и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….....39
ВВЕДЕНИЕ
Местное
самоуправление — система организации
и деятельности граждан, обеспечивающая
самостоятельное решение
Целью
данной курсовой работы является расширение,
систематизация и закрепление знаний,
полученных в процессе изучения дисциплины
«Муниципальный менеджмент» и приобретение
навыков самостоятельного, творческого
использования теоретических
Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач:
1.
Изучение современного
2. Выявление на основе изучения положительного зарубежного опыта основных тенденций развития местного самоуправления в других странах, изучение исторического опыта становления местного управления в России и использования этого опыта в современных условиях.
3. Анализ и поиск путей решения актуальных проблем развития местного самоуправления в России на современном этапе.
Методы исследования:
Изучение книг по данной теме, выделение самого необходимого
Поиск информации в интернете
Структура работы обусловлена поставленными в исследовании задачами.
В первой главе отражаются основополагающие моменты муниципального управления: цели и задачи муниципального управления, сущность и перспективы развития муниципального управления.
Во второй главе проанализирован опыт развития местного самоуправления В России в переходный период (90-е годы xx века)
В третьей главе раскрыта тема: «Муниципальная финансовая политика»
1. Методологические
основы муниципального
1.1. Сущность
и содержание муниципального
управления
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию цели деятельности.
Предмет науки управления составляют экономические отношения, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
«Менеджмент» - английское слово, в переводе оно означает «управление».
Современная практика употребления термина «менеджмент» в русском языке охватывает три его основные значения:
К основным функциям управления относятся: прогнозирование, планирование, оперативное управление, отчет, анализ и контроль.
Все эти функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации присутствуют все без исключения функции управления. В совокупности функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают характер труда персонала управления.
Муниципальное
управление - это научная дисциплина
в системе экономических
Муниципальное управление тождественно местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.
Рассматривая суть понятия "муниципальное управление", остановимся на тех элементах, которые входят в его определение.
Муниципальное управление - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом.
Это
понятие включает в себя цель деятельности
и специфические средства для
достижения поставленных целей. На основе
этого определения можно
Муниципальный служащий должен обладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности, поскольку его деятельность мало чем отличается от предпринимательской.
Муниципальные органы управления и службы являются ведущими элементами в муниципальном управлении. Деятельность муниципальных органов управления и служб состоит из множества разнохарактерных по содержанию операций, как-то: сбор и подготовка информации, составление справок, заключений и проектов постановлений, которые согласовываются затем со многими органами управления, руководством, после чего рассматриваются на заседаниях и т.д.
Содержание этой деятельности реализуется в конкретных действиях (функциях) муниципальных служб. Значительная их доля - функции отраслевого управления, так как система муниципального управления построена на принципах оптимального сочетания территориального и отраслевого управления.
В деятельности муниципальных управленческих работников, кроме собственно управленческого труда, применяются и другие разновидности умственного труда - исполнительский, технический, не имеющие непосредственного организационного воздействия.
В настоящее время фактически отсутствует и пригодная для практики теория муниципального управления, поскольку существовавшие ранее научные разработки касались прежних систем управления. Сейчас положение меняется. Местные представительные и исполнительные органы власти должны стать ответственными не перед партийными инстанциями, как это было прежде, а перед населением, и это будет реальным свидетельством подконтрольности власти.
Перед обществом стоит сложная задача - выработать концептуально новые подходы к разрешению противоречий между уровнями местного управления. Чтобы ее решить, необходимо использовать системно-комплексный подход к совершенствованию муниципального управления.
Объективная
необходимость повысить комплексность
муниципального управления определяется
всей совокупностью условий развития
экономики и основными
Муниципальное управление должно соответствовать характеру решаемых задач, каковыми являются:
Совершенствование муниципального управления ставит задачу осмыслить теоретически новые требования, связанные с развитием рыночных отношений в процессе управления муниципальными образованиями, а также выявить основные причинно-следственные связи, определяющие главные направления муниципального управления.
Иными
словами, изменения в хозяйственно-
Из вышеизложенного видно, что система муниципального управления формируется на основе принципа самоуправления, который состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления (муниципального образования и муниципального хозяйства).
Цель муниципального управления - повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:
Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая:
1.2. Основные
принципы муниципального
Принципы муниципального управления - общие и частные - вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).
В
теории и практике муниципального управления
общие и частные принципы тесно
связаны друг с другом, но имеют
и самостоятельное значение. Принципы
муниципального управления отражают требования
объективных закономерностей и
тенденций развития местной власти.
Принципы являются теоретической основой
формирования муниципальных образований
и позволяют выяснить сущность местного
самоуправления, его отличительные
черты и признаки. Они выступают
в качестве критерия оценки действующей
системы муниципального управления,
определяя, насколько она отвечает
соответствующим началам и
Эти принципы таковы.
1. Единоначалие и коллегиальность. Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муниципальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех участников процесса системы муниципального управления воле одного лица - руководителя конкретного процесса муниципального управления. Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей деятельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.