Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.
Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:
1. рассмотреть понятие и значение местного референдума как формы непосредственного выражении власти народа;
2. исследовать правовые источники регулирования местного референдума;
Введение 3
1. Понятие и сущность местного референдума 6
1.1 Понятие и значение местного референдума 6
1.2 Правовое регулирование местного референдума 7
1.3 Вопросы местного референдума 10
2. Порядок организации и проведение местного референдума 13
2.1 Инициатива проведения местного референдума и его участники 13
2.2 Подготовка и проведение референдума 22
2.3 Голосование и определение результатов 27
3. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска 31
3.1 Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске 31
3.2 Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
На основании подпункта
«б» части 1 статьи 10, статьи 24 Закона
Новосибирской области «О местном
референдуме в Новосибирской
области», Новосибирская городская
муниципальная избирательная
Отказать в регистрации инициативной группы по проведению Новосибирского городского референдума «Народный контроль и порядок»44.
Лидер инициаторов референдума не стал полемизировать и лишь заметил, что они готовы оспорить решение депутатов в суде. Уже спускаясь с трибуны, господин Лобарев развел руками: «По заключению комиссии ни одного значимого референдума в городе провести невозможно»45.
Декан факультета государственного и муниципального управления Сибирской академии государственной службы Юрий Молотков также не вспомнил случаев проведения местных референдумов в городах Сибири. Что касается вопросов, которые могут быть на них вынесены, Юрий Иванович привел два примера: «Можно провести референдум об отзыве главы муниципального образования или главы Совета депутатов»46.
Таким образом, такой институт
непосредственной демократии, как местный
референдум, обладает рядом достоинств:
дает возможность гражданам
Из всего изложенного
можно сделать следующие
- представляется, что новая редакция Федерального закона № 67-ФЗ закрепила более правильную позицию: гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта РФ (п. 10 ст. 22). Это не исключает возможности предоставления региональными законодателями муниципальным образованиям права дополнять в установленных законом случаях соответствующее законодательное регулирование;
- можно выделить три
функции, выполняемые
Во-первых, на местный референдум могут быть вынесены подготовленные в органах местного самоуправления проекты нормативных актов в целях придания им особого веса в правовой системе муниципального образования. Утвержденные непосредственно населением, акты будут обладать юридическим приоритетом по отношению к актам органов и должностных лиц местного самоуправления, их положения могут быть изменены только в особом порядке, установленном законодательством о референдуме или самими актами. Использование инструмента всеобщего голосования в этом случае может обеспечить стабильность устройства муниципальной власти и задать нужную иерархию муниципальных правовых актов.
Во-вторых, органы местного самоуправления могут прибегнуть к проведению референдума в тех случаях, когда необходимо выбрать один конкретный вариант правового решения из нескольких возможных.
Однако у данного института существуют и проблемы, которые вынужденно исследуют суды разной юрисдикции. А именно проблема точного определения круга вопросов, которые могут быть вынесены на местный референдум. Это ярко показывает неудачный опыт г. Новосибирска, описанный мной выше.
Нормативные правовые акты
Научная и учебная литература
Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления / Е.С. Шугрина. – М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 336
1 Евлаш, Т.В. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление права на местное самоуправление / Т. В. Евлаш // Гос. власть и мест. самоупр. – 2010. – № 2. – С. 15.
2 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.
3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 142.
4 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 142.
5 Там же.
6 Гулидов, П.В. Проведение местного референдума и муниципальных выборов / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр. – 2010. – № 2. – С. 6.
7 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.
8 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 142-143.
9 Гулидов, П.В. Проведение местного референдума и муниципальных выборов / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр. – 2010. – № 2. – С. 6-7.
10 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.
11 Там же.
12 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.
13 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 143.
14 Там же.
15 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 154.
16 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 154.
17 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 144.
18 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 15.
19 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 155-156.
20 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 147.
21 Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. – М., 2008. – С. 152.
22 Там же.
23 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 148-149.
24 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 149.
25 Там же.
26 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 15.
27 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 150.
28 Там же.
29 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 15-16.
30 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 152.
31 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 153.
32 Референдум,как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.
33 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 145.
34 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 145-146.
35 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 146.
36 Гулидов, П.В. Проведение местного референдума и муниципальных выборов / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр. – 2010. – № 2. – С. 11.
37 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 154.
38 Там же. – С. 155.
39 Широков А. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, // Муницип. власть. – 2008. – № 2. – С. 16.
40 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 153.
41 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М., 2008. – С. 161-162.
42 Шугрина, Е. Вопросы, выносимые на местные референдумы в материалах судебной практики / Е. Шугрина / Гор. упр. – 2010. - № 4. – С. 84.
43 Источник: http://kauzal.1nsk.ru/blog/1.
44 Источник: http://www.old.megansk.ru/
45 http://news.ngs.ru/more/56247/
46 Там же.