Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.
Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:
1. рассмотреть понятие и значение местного референдума как формы непосредственного выражении власти народа;
2. исследовать правовые источники регулирования местного референдума;
Введение 3
1. Понятие и сущность местного референдума 6
1.1 Понятие и значение местного референдума 6
1.2 Правовое регулирование местного референдума 7
1.3 Вопросы местного референдума 10
2. Порядок организации и проведение местного референдума 13
2.1 Инициатива проведения местного референдума и его участники 13
2.2 Подготовка и проведение референдума 22
2.3 Голосование и определение результатов 27
3. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска 31
3.1 Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске 31
3.2 Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
Так, Федеральный закон № 67-ФЗ закрепляет следующий перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:
а) о досрочном прекращении
или продлении срока полномочий
органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, органов
местного самоуправления, о приостановлении
осуществления ими своих
б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Федеральный закон № 67-ФЗ не допускает установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме вопросов, указанных выше.
На местный референдум может быть вынесен вопрос (вопросы) местного значения, проект нормативного правового акта по вопросам местного значения. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека, конституционные гарантии реализации прав и свод, а также противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ17. В соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения18.
Местный референдум проводится
на основе демократических принципов.
Закрепляемых в Конституции РФ, федеральными
законами и призванных обеспечить выявление
свободно выраженной воли участников
референдума. Граждане участвуют в
местном референдуме на основе всеобщего
равного и прямого
В местном референдуме имеют право принимать участие все граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. В Российской Федерации активным избирательным правом пользуются граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ в референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.
Федеральный закон № 67-ФЗ
предоставил активное и пассивное
избирательное право
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва не было расположено на территории муниципального образования, не участвуют в местном референдуме20.
В соответствии со статьей 22 Закона о местном самоуправлении 1995 года инициаторами проведения местного референдума являлись: 1) представительный орган местного самоуправления; 2) население муниципального образования21.
Закон 2003 г. не только расширяет перечень субъектов, обладающих правом выступать с инициативой о назначении местного референдума, но и вводит принцип совместной инициативы субъектов. С подобной инициативой вправе выступать:
1) граждане Российской
Федерации, имеющие право на
участие в местном референдуме
(т.е. в соответствии с
2) избирательные объединения,
иные общественные объединения,
3) совместно представительный
орган муниципального
Если на территории муниципального
образования отсутствует
Федеральным законом № 67-ФЗ установлен закрытый перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение местного референдума. В соответствии с этим Законом местный референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы его проведения нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.
Законом субъекта Федерации,
уставом муниципального образования
может быть установлен срок, в течение
которого местный референдум с такой
же по смыслу формулировкой вопроса
не проводится. Указанный срок не может
превышать два года со дня официального
опубликования результатов
Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума (кроме указанных выше), федеральным законом не допускается.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.
Условием назначения местного референдума в этом случае является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.
Инициатива про ведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать такую группу в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
В случае если инициатива проведения местного референдума выдвигается избирательным объединением, иным общественным объединением, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума, то руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделении (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума23.
Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума24.
Комиссия в течение 15 дней
со дня поступления ходатайства
инициативной группы по проведению референдума
обязана рассмотреть
а) в случае соответствия
указанных ходатайства и
б) в противном случае – об отказе в регистрации инициативной группы25.
Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям федерального закона в порядке и сроки которые установлены законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов26.
Если представительный орган
муниципального образования признает,
что вопрос, выносимый на референдум,
отвечает требованиям Федерального
закона, комиссия осуществляет регистрацию
инициативной группы по проведению референдума,
выдает ей регистрационное свидетельство,
а также сообщает об этом в средства
массовой информации. Решение о регистрации
инициативной группы по проведению местного
референдума принимается в
Если представительный орган
муниципального образования признает,
что выносимый на местный референдум
вопрос не отвечает требованиям федерального
закона, комиссия отказывает инициативной
группе по проведению референдума в
регистрации и выдает ей решение,
в котором указываются
Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная должна представить в представительный орган муниципального образования подписи участников референдум в поддержку инициативы его проведения. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку данной инициативы, устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории про ведения референдума в соответствии с законом, но не может быть менее 25 подписей28.
Установление квоты на сбор подписей участников референдума при проведении местного референдума на части территории муниципального образования не допускается.
Сбор подписей можно начинать со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума устанавливается законом субъекта Федерации и не может быть менее 20 дней29.
Подписи могут собираться
только среди участников референдума,
обладающих правом на участие в местном
референдуме. Участие органов