Местный референдум

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.
Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:
1. рассмотреть понятие и значение местного референдума как формы непосредственного выражении власти народа;
2. исследовать правовые источники регулирования местного референдума;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность местного референдума 6
1.1 Понятие и значение местного референдума 6
1.2 Правовое регулирование местного референдума 7
1.3 Вопросы местного референдума 10
2. Порядок организации и проведение местного референдума 13
2.1 Инициатива проведения местного референдума и его участники 13
2.2 Подготовка и проведение референдума 22
2.3 Голосование и определение результатов 27
3. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска 31
3.1 Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске 31
3.2 Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Время начала и окончания голосования на референдуме устанавливается Законом субъекта Федерации. Продолжительность голосования не мост составлять менее десяти часов. О времени и месте голосования комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

Каждый участник референдума  голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается. Голосование проводится путем нанесения участником референдума в бюллетене для голосования любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте.

Участковая комиссия оформляет  свое решение об итогах голосования  протоколом об итогах голосования на соответствующем участке референдума. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копии, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола об итогах голосования представляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в законе, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.

На основании первых экземпляров  протоколов об итогах голосования результаты референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет избирательная комиссия муниципального образования. О результатах  референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная  таблица, которые подписывают все  присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании  протокола о результатах референдума  комиссия принимает решение о  результатах референдума.

Референдум признается комиссией  референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие  не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума  на территории проведения референдума. Комиссия референдума признает решение  не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало  не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Федерации не могут  устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

Комиссия признает итоги  голосования, результаты местного референдума  недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или  установлении итогов голосования нарушения  не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума  на которых на момент окончания голосования  в совокупности включают не менее  чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных  в списки участников референдума  на момент окончания голосо вания  в соответствующем округе референдума;

в) по решению суда.

Если результаты референдума  признаны недействительными, ко миссия, организующая голосование на референдуме, назначает повтор ное голосование.

Решение, принятое на местном  референдуме, подлежит регистрации  соответственно в органе местного самоуправления в порядке, установленном для  регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня. Оно  может быть отменено или изменено путем принятия иного решения  на местном референдуме, но не ранее  чем через два года после его  принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям41:

нарушение установленного федеральным  законом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

несоответствие закона субъекта Федерации, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции  РФ, федеральному закону, закону субъекта Федерации, действовавшим на момент про ведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить  действительную волю участников референдума;

несоответствие решения, принятого на местном референдуме, Конституции РФ, федеральному закону, закону субъекта Федерации.

  1. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска

    1. Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске

Как же непосредственно население, общественное объединение граждан  может стать инициатором проведения референдума? Для начала необходимо изучить имеющееся в нашем  муниципальном образовании положение  о местном референдуме.

В городе Новосибирске данный вопрос помимо федеральных законов  регулируется Законом Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области», ст. 14 Устава Новосибирской области, Законом Новосибирской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области». Несмотря на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ более детально по сравнению с прежним Законом регламентирует порядок реализации форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением, и в частности референдума, законодательство субъектов в основном содержит те же положения.

Несмотря на объемность Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области», положения его мало чем отличаются от положений выше названных законов. Особенностью можно считать лишь то, что в ст. 14 Устава Новосибирской области содержится положение о том, что местный референдум может проводиться по инициативе Совета депутатов города Новосибирска и мэра города Новосибирска, выдвинутой ими совместно.

Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая совместно  Советом депутатов города Новосибирска и мэром города Новосибирска, оформляется  правовыми актами Совета депутатов  города Новосибирска и мэрии города Новосибирска.

    1. Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума

В отличие от общефедеральных  и региональных референдумов, местные  или муниципальные референдумы  проводятся значительно чаще. По данным Минрегиона РФ в 2007 г. было проведено 122 местных референдума в 12 субъектах  РФ. Наибольшее количество местных  референдумов прошло в Калужской  области – 61, Белгородской области  – 3042.

К сожалению, г. Новосибирск  не входит в данный список. До сих  пор у нас не было проведено  ни одного местного референдума, а попытка  провести его в 2009 году была неудачна.

В Новосибирске была создана инициативная группа по проведению народного референдума. Вопросы, вынесенные гражданами на референдум, касаются демократизации местной политической системы, жилищных, земельных и экологических прав.

На референдум «Народный контроль и порядок» (так была названа инициативная группа) выносились следующие вопросы43:

1. Согласны ли Вы с тем, чтобы Контрольная счетная палата г. Новосибирска избиралась на муниципальных выборах, а не формировалась Советом депутатов города Новосибирска? Разъяснение: по федеральному законодательству члены счетной  палаты могут выбираться (как депутаты) или назначаться городским Советом. Сегодня они назначаются. Счетная палата контролирует расходование средств местного бюджета и использование муниципального имущества. Вопрос референдума предусматривает прямое избрание в городе Новосибирске контрольного органа.

2. Согласны ли Вы с тем, чтобы распоряжение муниципальными землями города Новосибирска (кроме индивидуального жилищного строительства) производилось в соответствии с решениями референдумов в границах избирательных округов представительного органа власти? Разъяснение: Если власти планируют что-то строить, то до отвода земли они должны провести референдум в избирательном округе, или нескольких или во всем городе, смотря чьи интересы затрагивает данное строительство. И только получив согласие на референдуме, имеют право заключать договор аренды или продажи.

3. Согласны ли  Вы обязать органы местного  самоуправления города Новосибирска  восстановить парки, скверы, зеленые  зоны в фактических границах  на 1 января 2004 года (кроме земельных  участков, по которым иное решение  будет принято местным референдумом)? Разъяснение: если власти уже застроили после 1 января 2004 года внутриквартальную или иную территорию, то либо они должны сегодня это узаконить, проведя референдум согласно второго вопроса данного референдума, может быть компенсируя чем – то созданные неудобства, либо снести постройки, и восстановить все в границах на 1 января 2004 года, если за это проголосует референдум, организуемый властью.

4 Согласны ли  Вы с тем, чтобы установить  минимальную численность инициативной  группы, которая может выступать  с правотворческой инициативой  в городе Новосибирске 100 (сто)  человек? Разъяснение: правотворческая инициатива – это инициатива граждан, которую в обязательном порядке обязан рассмотреть как Городской совет депутатов, так и мэрия на своих заседаниях и принять решение. Сегодня эта цифра 300 человек, поэтому за все время действия закона такой инициативы и не возникло. А проблем, которые требуют решений, достаточно. Например, проблему по выплате детских компенсаций на детей, не ходящих в дошкольные учреждения, по 6 тыс. рублей на ребенка в месяц, депутаты не выносят на сессию и др. Узаконивание 100 человек позволит решить многие вопросы, стоящие перед гражданами города.

Рассмотрев представленные документы, Новосибирская городская  муниципальная избирательная комиссия установила, что представленное ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению Новосибирского городского референдума «Народный контроль и порядок» и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям статьи 9 Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области».

Так, статьей 9 Закона Новосибирской  области «О местном референдуме  в Новосибирской области» установлено, что инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную  комиссию муниципального образования  с ходатайством о регистрации  группы, к которому должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума. В протоколе  должно быть отражено решение о выдвижении инициативы проведения референдума, решение  о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по вопросам подготовки и проведения референдума, с указанием полномочий уполномоченного  представителя, и результаты голосования  по поставленным вопросам. Представление  каких-либо иных протоколов законом  не предусмотрено.

Однако в представленном протоколе собрания инициативной группы по проведению референдума «Народный  контроль и порядок» от 14.10.2009 не содержится решений инициативной группы, предусмотренных  действующим законодательством, а  содержится лишь ссылка на собрание инициативной группы от 23.09.2009 года.

В соответствии с решением Новосибирской городской муниципальной  избирательной комиссии от 12.10.2009 года № 26/125 инициативной группе по проведению Новосибирского городского референдума  «Народный контроль и порядок» было отказано в регистрации в связи  с несоответствием представленного  ходатайства и приложенных к  нему документов, в том числе и  протокола собрания инициативной группы от 23.09.2009 года. Таким образом, процедура  выдвижения инициативы проведения референдума  была прекращена. Следовательно, повторное  выдвижение инициативы проведения референдума возможно с соблюдением процедуры, предусмотренной статьей 9 Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области», т.е. начиная с момента образования инициативной группы и подачи ходатайства с предусмотренными указанным выше Законом Новосибирской области документами. В связи с чем протокол собрания инициативной группы от 14.10.2009 года, не содержащий необходимые решения, а содержащий лишь ссылку на протокол собрания инициативной группы от 23.09.2009 года, не может быть признан документом, оформленным надлежащим образом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 9 Закона Новосибирской  области «О местном референдуме  в Новосибирской области» в ходатайстве  инициативной группы по проведению референдума  должен быть указан адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать  от имени инициативной группы на территории муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» установлено, что под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации  зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета  граждан по месту пребывания и  по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако в сведениях о  членах инициативной группы и уполномоченных лицах при указании адреса места  жительства не указано наименование субъекта Российской Федерации –  Новосибирская область, т.е. указаны  неполные данные об адресе места жительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Новосибирской области  «О местном референдуме в Новосибирской  области» в случае несоответствия ходатайства  и документов требованиям указанного Закона Новосибирской области, муниципальная комиссия референдума принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Информация о работе Местный референдум