Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.
Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:
1. рассмотреть понятие и значение местного референдума как формы непосредственного выражении власти народа;
2. исследовать правовые источники регулирования местного референдума;
Введение 3
1. Понятие и сущность местного референдума 6
1.1 Понятие и значение местного референдума 6
1.2 Правовое регулирование местного референдума 7
1.3 Вопросы местного референдума 10
2. Порядок организации и проведение местного референдума 13
2.1 Инициатива проведения местного референдума и его участники 13
2.2 Подготовка и проведение референдума 22
2.3 Голосование и определение результатов 27
3. Порядок организации и проведение местного референдума на примере города Новосибирска 31
3.1 Акты, регулирующие проведение местного референдума в городе Новосибирске 31
3.2 Практический опыт города Новосибирска в проведении местного референдума 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
Время начала и окончания голосования на референдуме устанавливается Законом субъекта Федерации. Продолжительность голосования не мост составлять менее десяти часов. О времени и месте голосования комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается. Голосование проводится путем нанесения участником референдума в бюллетене для голосования любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте.
Участковая комиссия оформляет
свое решение об итогах голосования
протоколом об итогах голосования на
соответствующем участке
На основании первых экземпляров
протоколов об итогах голосования результаты
референдума путем суммирования
содержащихся в этих протоколах данных
определяет избирательная комиссия
муниципального образования. О результатах
референдума составляются в двух
экземплярах протокол и сводная
таблица, которые подписывают все
присутствующие члены данной комиссии
с правом решающего голоса. На основании
протокола о результатах
Референдум признается комиссией
референдума не состоявшимся в случае,
если в нем приняло участие
не более половины участников референдума,
внесенных в списки участников референдума
на территории проведения референдума.
Комиссия референдума признает решение
не принятым на референдуме в случае,
если за это решение проголосовало
не более половины участников референдума,
принявших участие в
Комиссия признает итоги голосования, результаты местного референдума недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосо вания в соответствующем округе референдума;
в) по решению суда.
Если результаты референдума признаны недействительными, ко миссия, организующая голосование на референдуме, назначает повтор ное голосование.
Решение, принятое на местном
референдуме, подлежит регистрации
соответственно в органе местного самоуправления
в порядке, установленном для
регистрации нормативных
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям41:
нарушение установленного федеральным законом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
несоответствие закона субъекта
Федерации, устава муниципального образования,
на основании которых проводился
местный референдум, Конституции
РФ, федеральному закону, закону субъекта
Федерации, действовавшим на момент
про ведения данного
несоответствие решения, принятого на местном референдуме, Конституции РФ, федеральному закону, закону субъекта Федерации.
Как же непосредственно население,
общественное объединение граждан
может стать инициатором
В городе Новосибирске данный вопрос помимо федеральных законов регулируется Законом Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области», ст. 14 Устава Новосибирской области, Законом Новосибирской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области». Несмотря на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ более детально по сравнению с прежним Законом регламентирует порядок реализации форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением, и в частности референдума, законодательство субъектов в основном содержит те же положения.
Несмотря на объемность Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области», положения его мало чем отличаются от положений выше названных законов. Особенностью можно считать лишь то, что в ст. 14 Устава Новосибирской области содержится положение о том, что местный референдум может проводиться по инициативе Совета депутатов города Новосибирска и мэра города Новосибирска, выдвинутой ими совместно.
Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая совместно Советом депутатов города Новосибирска и мэром города Новосибирска, оформляется правовыми актами Совета депутатов города Новосибирска и мэрии города Новосибирска.
В отличие от общефедеральных и региональных референдумов, местные или муниципальные референдумы проводятся значительно чаще. По данным Минрегиона РФ в 2007 г. было проведено 122 местных референдума в 12 субъектах РФ. Наибольшее количество местных референдумов прошло в Калужской области – 61, Белгородской области – 3042.
К сожалению, г. Новосибирск не входит в данный список. До сих пор у нас не было проведено ни одного местного референдума, а попытка провести его в 2009 году была неудачна.
В Новосибирске была создана инициативная группа по проведению народного референдума. Вопросы, вынесенные гражданами на референдум, касаются демократизации местной политической системы, жилищных, земельных и экологических прав.
На референдум «Народный контроль и порядок» (так была названа инициативная группа) выносились следующие вопросы43:
1. Согласны ли Вы с тем, чтобы Контрольная счетная палата г. Новосибирска избиралась на муниципальных выборах, а не формировалась Советом депутатов города Новосибирска? Разъяснение: по федеральному законодательству члены счетной палаты могут выбираться (как депутаты) или назначаться городским Советом. Сегодня они назначаются. Счетная палата контролирует расходование средств местного бюджета и использование муниципального имущества. Вопрос референдума предусматривает прямое избрание в городе Новосибирске контрольного органа.
2. Согласны ли Вы с тем, чтобы распоряжение муниципальными землями города Новосибирска (кроме индивидуального жилищного строительства) производилось в соответствии с решениями референдумов в границах избирательных округов представительного органа власти? Разъяснение: Если власти планируют что-то строить, то до отвода земли они должны провести референдум в избирательном округе, или нескольких или во всем городе, смотря чьи интересы затрагивает данное строительство. И только получив согласие на референдуме, имеют право заключать договор аренды или продажи.
3. Согласны ли
Вы обязать органы местного
самоуправления города
4 Согласны ли
Вы с тем, чтобы установить
минимальную численность
Рассмотрев представленные
документы, Новосибирская городская
муниципальная избирательная
Так, статьей 9 Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области» установлено, что инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы, к которому должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума. В протоколе должно быть отражено решение о выдвижении инициативы проведения референдума, решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по вопросам подготовки и проведения референдума, с указанием полномочий уполномоченного представителя, и результаты голосования по поставленным вопросам. Представление каких-либо иных протоколов законом не предусмотрено.
Однако в представленном протоколе собрания инициативной группы по проведению референдума «Народный контроль и порядок» от 14.10.2009 не содержится решений инициативной группы, предусмотренных действующим законодательством, а содержится лишь ссылка на собрание инициативной группы от 23.09.2009 года.
В соответствии с решением
Новосибирской городской
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 9 Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области» в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен быть указан адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» установлено,
что под адресом места
В соответствии с пунктом
1 статьи 10 Закона Новосибирской области
«О местном референдуме в