Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа
Цель и задачи, исследования: проанализировать различные аспекты проблемы федерализма в Российской Федерации.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы ставились задачи рассмотрения следующих аспектов проблемы:
- признаки субъектов Российской Федерации;
- особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации;
- классификация субъектов Российской Федерации;
Введение 5
1 Признаки субъектов Российской Федерации 8
2 Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации 15
2.1 Республики в составе Российской Федерации 15
2.2 Автономная область, автономные округа в составе Российской
Федерации 16
2.3 Края, области в составе Российской Федерации 17
2.4 Города федерального значения в составе Российской Федерации 18
3 Классификация субъектов Российской Федерации 20
4 Изменение состава субъектов Российской Федерации 23
5 Особенности разграничения и делегирования полномочий на
современном этапе развития российского федерализма 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Для учёта региональных интересов при Правительстве РФ могут учреждаться их представительства. Например, при Правительстве РФ функционируют представительства Брянской, Магаданской, Тульской, Самарской, Ивановской областей [8].
В свою очередь в самих субъектах в соответствии с ч.1 ст. 78 Конституции РФ предусматривается возможность создания территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц федеральными органами исполнительной власти для осуществления ими своих полномочий.
Новым институтом, созданным
в целях повышения
В соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [8] российские регионы имеют право на ведение переговоров с указанными иностранными партнёрами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Эти соглашения не могут содержать положения, противоречащие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта. Необходимо иметь в виду, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключённые органами государственной власти субъекта, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.
Субъекты Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей по согласованию с федеральным
Министерством иностранных дел вправе
открывать свои представительства за
пределами Российской Федерации, а также
давать разрешение на открытие на территории
данного субъекта представительств субъектов
иностранных федеративных государств
и административно-
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации отнесена к предметам совместного ведения. Она возлагается на федеральные органы исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Федеральные органы государственной власти также оказывают региональным государственным органам необходимую правовую и экспертно-консультативную помощь, в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, в выработке текстов соглашений, в их выполнении, а также обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов в иностранных государствах [1, 17].
9. Субъекты Федерации имеют собственную символику: герб, гимн, флаг, а также столицу или административный центр.
Наличие символов субъектов российской Федерации не является признаком, свидетельствующим о их суверенитете. В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г., в частности, проверялось положение Конституции Республики Алтай, в которой было закреплено, что государственные символы Республики Алтай – герб, флаг, гимн выражают не только самобытность и традиции её многонационального народа, но и суверенитет Республики Алтай. Конституционный Суд в своём решении подчеркнул, что в силу своего конституционного статуса (статьи 65 и 66 Конституции Российской Федерации) республика, как и другие субъекты Российской Федерации, вправе самостоятельно устанавливать свои символы, выражающие исторические и иные ценности и традиции народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием республики призваны самоидентифицировать её внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить иным целям.
Принцип равноправия субъектов Федерации закреплён на конституционном уровне впервые, что представляется крайне важным для гармоничного развития федеративных отношений [13, 304].
Суверенитет Российской Федерации в силу её Конституции исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов.
Содержащиеся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Федерации в целом.
Приведённые выше признаки присущи всем субъектам Федерации [13, 305 – 306].
2.1 Республики в составе Российской Федерации
В силу множественности
и разнородности субъектов
Республики в составе Российской Федерации выступают в качестве государств. Такая дефиниция используется как федеральной Конституцией (ст. 5), так и республиканскими конституциями. Отсюда отличительные признаки, свойственные лишь данной категории российских регионов.
Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Причём Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (ч. 2 ст. 66) [1, 15]. И республиканские конституции, и уставы иных регионов выступают в качестве основных законов соответствующих субъектов, в силу чего они находятся на одном уровне по своему функциональному назначению и по юридической силе в рамках собственных правовых систем.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В то же время в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» (с последующими изменениями) алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральным законом. Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ) [1, 16]. Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают.
Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими. Республикам свойственен институт президентства. Высшими должностными лицами остальных субъектов Федерации, как правило, являются губернаторы. В качестве атрибутивного признака государства можно расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.
Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главный принцип современного российского федерализма это принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определённых особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другим. Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определённые особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера [13, 310].
2.2 Автономная область, автономные округа
в составе Российской Федерации
Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации – национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. – национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока. В условиях конституционного закрепления принципа равноправия всех субъектов Федерации сохранение в наименовании данных субъектов термина «автономный» не представляется логичным.
Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта – его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться федеральным законом о них. Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66).
Большая часть автономных кругов входит в состав краёв и областей. Действующая Конституция права автономного округа на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес.
В соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», все автономные области были выведены из состава краёв и включены в Российскую Федерацию непосредственно. В настоящее время единственная автономная область (Еврейская) входит в Российскую Федерацию непосредственно [15, 152].
2.3 Края, области в составе Российской Федерации
Некоторые российские регионы являются сложносоставными, то есть включают в свой состав другие субъекты – автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определённые юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры между органами государственной власти таких субъектов.
Предыдущая российская
Конституция предусматривала
В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России татарским проливом, а Калининградская область – территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенностей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учётом этого федеральный законодатель предусматривает создание особой экономической зоны в Калининградской области [13, 310].
Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации