Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи, исследования: проанализировать различные аспекты проблемы федерализма в Российской Федерации.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы ставились задачи рассмотрения следующих аспектов проблемы:
- признаки субъектов Российской Федерации;
- особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации;
- классификация субъектов Российской Федерации;

Содержание

Введение 5
1 Признаки субъектов Российской Федерации 8
2 Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации 15
2.1 Республики в составе Российской Федерации 15
2.2 Автономная область, автономные округа в составе Российской
Федерации 16
2.3 Края, области в составе Российской Федерации 17
2.4 Города федерального значения в составе Российской Федерации 18
3 Классификация субъектов Российской Федерации 20
4 Изменение состава субъектов Российской Федерации 23
5 Особенности разграничения и делегирования полномочий на
современном этапе развития российского федерализма 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по конституционному праву.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

 

Факультет юридический

Кафедра государственного и административного права

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студент: _               

1 Тема:       Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации                                                            

2 Срок представления работы к защите: _________________________________

3 Исходные данные для  научного исследования:    работы отечественных  и зарубежных авторов по данной теме, материалы периодической печати, законодательные акты                                                                                                          

4 Содержание курсовой  работы:

4.1 Понятие и признаки субъекта Российской Федераци

4.2 Характеристика конституционного статуса субъекта Российской Федерации

4.3 Классификация субъектов Российской Федерации   

4.4 Изменение статуса субъектов Российской Федерации   

 

 

Руководитель работы                ________________________________

                                                                  Подпись, дата, инициалы, фамилия                  

 

Задание принял к исполнению _________________________________

                                                                           Подпись, дата

Реферат

 

Курсовая работа содержит 34 страницы и 18 использованных источников.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ, ФЕДЕРАЛИЗМ, СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОНСТИТУЦИИ (УСТАВЫ) СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, органы государственной власти субъектов РФ, РЕСПУБЛИКА, АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

Объектом исследования является конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Цель работы – проанализировать различные аспекты проблемы федерализма в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой методы познания.

Полученные результаты и эффективность: проведено системное исследование конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Степень внедрения –  частичная.

Область применения –  материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Конституционное право Российской Федерации».

 

 

 

Содержание

 

                                                                                                                                    

Введение                                                                                                                       5                                            

1 Признаки субъектов Российской Федерации                                                        8

2 Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации                   15

2.1 Республики в составе Российской Федерации                                                  15

2.2 Автономная область, автономные округа в составе Российской

Федерации                                                                                                                  16

2.3 Края, области в составе Российской Федерации                                              17

2.4 Города федерального значения в составе Российской Федерации                18

3 Классификация субъектов Российской Федерации                                            20

4 Изменение состава субъектов Российской Федерации                                      23

5 Особенности разграничения и делегирования полномочий на

современном этапе развития российского  федерализма                                       27

Заключение                                                                                                                 31                                                                                  

Список использованных источников                                                                       33

                                                    

 

 

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации 1993 г.  в  целом  заложила  современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных  отношений в России. В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация –  Россия есть демократическое федеративное  правовое  государство  с  республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская  Федерация состоит  из  республик,  краев,  областей,  городов федерального  значения, автономной области, автономных округов – равноправных  субъектов  Российской Федерации.

  Федеративное   устройство   Российской   Федерации   основано    на    ее  государственной  целостности,  единстве  системы   государственной   власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами  государственной власти Российской Федерации  и  органами  государственной  власти  субъектов Российской Федерации, равноправии и  самоопределении  народов  в  Российской Федерации.  Во  взаимоотношениях  с  федеральными  органами  государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

Актуальность  темы. В настоящее время российская государственность претерпевает глубокое качественное обновление. Несмотря на противоборство различных политических и социальных сил, в обществе и государстве тем не менее выработано известное согласие относительно логики политико-правового развития Российской Федерации: человек – гражданское общество – государство. При этом трудно складывается понимание основных начал конституционного строя, в первую очередь – федерализма.

Устойчивый федерализм, независимо от способа формирования федеративного государства (путём заключение договора между независимыми государствами или путём повышения статус автономных образований и (или) административно-территориальных единиц высшего уровня), выполняет две взаимосвязанные функции: с одной стороны, он децентрализует публичную власть посредством её разделения по вертикали и тем самым формирует полицентризм, гарантирующий демократические институты государства, провозглашённые в его конституции; с другой – он интегрирует объединившиеся в федерацию государства и иные территориальные сообщества, обеспечивая их государственное единство.

Интегративной функцией федерализма, единством федеративного государства обусловлено наличие федеральной конституции и законодательства федерации, территории, включающей территории входящих в неё субъектов, политическое, экономическое и военное единство государства. децентрализацией публичной власти и разделением её по вертикали обусловлено наличие у субъектов федерации своих конституций или иных учредительных актов и собственного законодательства, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, территории, которая не может быть изменена без их согласия, а также в ряде случаев – гражданства субъектов федерации и их символики.

Рациональное сочетание  и взаимодействие этих функций и  их государственно-правовых проявлений в распределении предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами является непременным условием стабильности и устойчивости данной формы государственного устройства. Чрезмерная централизация публичной власти ведёт к перерождению федерации в унитарное государство, даже если при этом сохраняются внешние атрибуты федерализма; чрезмерная дезинтеграция публичной власти чревата разрушением политико-правового, экономического и военного единства федеративного государства и вычленением из него отдельных субъектов.

Объект исследования: субъекты Российской Федерации.

Предмет исследования: конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Цель  и задачи, исследования: проанализировать различные аспекты проблемы федерализма в Российской Федерации.

В тесной связи  с указанной целью в ходе работы ставились задачи рассмотрения следующих аспектов проблемы:

- признаки субъектов  Российской Федерации; 

- особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации;

- классификация субъектов  Российской Федерации;

- процедура изменения  состава субъектов Российской Федерации.

Теоретическая основа исследования. Данная курсовая работа проводилась преимущественно на базе изучения и обобщения трудов советских и современных российских ученых-юристов.

В современном  российском праве вопросам конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации посвящены работы следующих авторов: Карапетян Л.М., Козака Д.Н., Кокотова А.Н., Кукушкина М.И., И.Г. Дудко

Методологической  основой исследования является современный методологический инструментарий. В ходе исследования широко применялись общенаучные и частно-научные методы познания объективной действительности. Применение общенаучных методов познания позволило определить генезис, выявить закономерности, тенденции развития системы, сформулировать понятие конституционного-правового статуса субъектов РФ в условиях современности.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

  1. Признаки субъектов Российской Федерации

 

Статус субъектов Российской Федерации обладает следующей совокупностью признаков.

  1. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). Утверждения этих учредительных документов со стороны федеральных органов не требуется. Статус субъектов определяется не только собственным конституционным законодательством, но и федеральным конституционным законодательством. Причём конституции (уставы) субъектов не должны противоречить Конституции РФ. Конституционный Суд РФ наделён правом признавать недействительными положения региональных конституций (уставы) в случае обнаружения противоречий между ними, с одной стороны, и федеральной Конституцией, с другой.

Статус того или иного  субъекта может быть изменён только по взаимному согласию с Российской Федерацией в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции) [1, 15].

  1. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование. Причём новое наименование субъекта должно быть внесено в Конституцию РФ. Указами Президента РФ в ст. 65 Конституции РФ были включены следующие новые наименования: Республика Ингушетия (старое наименование – Ингушская Республика), Республика Северная Осетия – Алания (старое наименование – Республика Северная Осетия), Республика Калмыкия  (старое наименование Республика Калмыкия – Хальмг Тангч), Чувашская Республика – Чувашия (старое наименование – Чувашская республика – Чаваш республики), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (старое наименование – Ханты-Мансийский автономный округ).
  2. Субъекты Федерации являются самоуправляющимися территориями. В пределах своих полномочий органы государственной власти субъектов самостоятельно реализуют государственную власть на своей территории, обеспечивают её экономическое и социальное развитие. По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов последние осуществляют правовое регулирование и управление вместе с федеральными органами государственной власти. Все проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с региональными органами государственной власти. Субъекты Федерации также принимают участие в реализации федеральных предметов ведения, так как они соответствующим образом представлены в Федеральном Собрании. Каждый субъект в лице его законодательного (представительного) органа обладает правом законодательной инициативы в парламенте России.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти осуществляется посредством Конституции РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

  1. Территория субъектов Федерации является составной частью российского государства. В то же время территории субъектов неприкосновенны и могут быть изменены только с их согласия. Если субъект Федерации имеет границу с иностранным государством, то она совпадает с Государственной границей Российской Федерации.
  2. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство, иные нормативные акты в пределах своих полномочий. Причём в соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта, принятым по предметам ведения субъекта, действует нормативный акт субъекта.
  3. Интересы субъектов Федерации представлены на федеральном уровне. В частности, от них избираются депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания. В Совет Федерации Федерального Собрания каждый регион направляет двух представителей.

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации