Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция
1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС
3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.
- самост. решение о своем досрочном роспуске/продлении своих полномочий в случае войны или чп. Сессии = очередные и внеочередные. Президиум — коллегиальный Президент, между сессиями он имел все полномочия и функции парламента.
2) Глава об основных правах и свободах. Конец текста = 12 глава. Ряд традиц. прав + особенности. Социальные права из той конституции сохраняются все еще в позитивной форме. Соц.права менее защищены судами, чем политические или личные. Соц.права гарантируются конституцией.
Изменения = 1950,54,57,72,80,89 годов.
1972 г. – К. констатировала построение социализма. Право запроса – предоставлялось депутатам по отношению к президиуму, верховному прокурору, председателю верховного суда. Были намечены начала разделения властей. Исполнительные органы советов стали обладать самостоятельной компетенцией. Выборы не все были прямыми. Прямые – члены Гос.собрания и местных советов первого уровня – городских, районных, сел; Советы второго уровня выбирались нижестоящими. Также расширен перечень прав и свобод граждан. Распространяются теперь на всех граждан, а не только трудящихся.
С 1989 года К. приобрела либерально-демократическую окраску.
Характеристика К.:
1. Преамбула, 15 глав, 117 параграфов.
2. Преамбула говорит о временном хар-ре действия К. (как в Германии), но нет ничего более постоянного, чем временное.
3. Главы:
- общие положения
- о статусе орагнов госвласти:
парламент-президент-
-о правах граждан (12 глава)
4. Изменение К. = большинство в 2/3 от всех депутатов Гос.собрания.
Новая К. = вынесение депутатами
предварительного решения, кот. устанавливает
подробности порядка принятия новой К.
+ принятие при 4/5 голосов парламентариев.
Особенности соц структуры Венгрии в постперестроечный период
1 часть имеет возможность участвовать в осуществлении власти, а 2 практически отстранена. Вторая часть общества не имеет возможности в плане соц лифта, соц мобильности. Это проявляется в структуре образовательных возможностей. Только дети из семей среднего и высшего менеджмента могут получить качественное образование в Венгрии. Это отображается и на дальнейшей возможности осуществления власти. 1 часть – три группы:
- Технократы (группа сформировалась из наиболее активной части номенклатуры соц периода (успешные ученые, работники сферы гос управления), которые в период перестройки конвертировали свою власть в собственность).
- Бюрократы (выходцы из социальных низов. Они более способны к проведению реформ с учетом социального элемента).
- Яппи – молодые профессионалы
(офисный планктон): также как и технократы,
абсолютно социально глухи.
20. Статус Конституционного Суда Венгрии. Общая характеристика.
28.
Деятельность Конституционного
Суда Венгрии по
защите социальных
прав.
1. В систему судебных органов КС не входит, считается органом государственной власти.
1. Всеми учеными он выделяется в качестве самого сильного суда в мире, его деятельность сравнивается с ВС США. Это связано с тем, что очень талантливые судьи были в первом созыве. Они избираются на 9 лет Гос.собранием без права переизбрания (11 членов голосами 2/3 депутатов; кандидаты выдвигаются комиссией, в которой – по 1 члену от каждой депутатской группы).
3. Правовой статус судьи не совместим с некоторыми видами другой деятельности. Члены Конституционного суда не могут быть членами политической партии; они не могут также заниматься политической деятельностью, помимо выполнения задач, входящих в сферу компетенции Конституционного суда.
4. Контроль КС может быть как предварительным, так и последующим. Круг заявителей по предварительному достаточно ограничен, а последующий осуществляется по заявлению любого лица, без ограничения заинтересованности.
Ласло Шайон – Президент Венгрии, он был в свое время Председателем КС. И сказал, что Гос.собрание плохо работает. Началось противостояние, в 1998 году ситуация накалилась так, что судьи сами снимали себя с должности.
Решение
Конституционного суда
Венгрии 1990 г.
В октябре 1990 г. Конституционный суд
Венгрии принял решение по кардинальной
проблеме жизни общества - вопросу о земле.
Независимая партия мелких хозяев, вопреки
своему демократическому названию, выражая
интересы крупных земельных собственников,
сформулировала концепцию по аграрному
вопросу. В Программе своей партии она
провозгласила необходимость передела
земли с тем, чтобы передать землю тем,
кому она принадлежала до 1947 г. Такая идея
совершенно не учитывала и, даже более
того, сознательно игнорировала кардинальные
изменения, которые произошли в сельском
хозяйстве страны почти за 50 лет. В самом
деле, при переделе земли, на которой тогда
во многих случаях достаточно успешно
вели хозяйство госхозы и сельскохозяйственные
кооперативы, жестоко пострадали бы истинные
труженики земли: им полагалось бы не более
1,5 га, а бывшим крупным собственникам,
давно забывшим, что такое крестьянский
труд, - бесплатно до 100 га земли.
Конституционный суд Венгрии, рассмотрев
представленный Правительством проект
такой земельной реформы, подготовленной
на основе программы Независимой партии
мелких хозяев, принял решение о том, что
данный проект противоречит конституционным
нормам, ибо нарушает право на собственность,
закрепленное в Конституции Венгрии. В свою очередь это
ведет к дискриминации не только отдельных
людей, но и целых социальных групп и, следовательно,
противоречит также принципу равноправия
граждан.
После оглашения решения лидер независимой
партии мелких хозяев обвинил этот суд
в том, что он защищает государственную
и кооперативную собственность, секретарь
Конституционного суда отвел это голословное
обвинение, подчеркнув, что суд, выступает
в защиту собственности вообще.
Решение Конституционного
суда Венгрии 1992 г.
В марте 1992 г. Государственное собрание
Венгрии приняло закон о привлечении к
уголовной ответственности всех лиц, совершивших
"предательство родины" в период
с декабря 1944 г. по май 1990 г. Этот закон
находится в полном противоречии с принципами
уголовного права, ибо предполагал привлечение
к уголовной ответственности без срока
давности за действия, совершенные почти
50 лет тому назад; наказание - вплоть до
пожизненного тюремного заключения. При
этом формула "предательство родины"
была столь расплывчатой, что ее можно
было применить против любого гражданина
Венгрии, принимавшего более или менее
активное участие в жизни венгерского
общества в период строительства социализма.
По просьбе Президента Республики А.Генца,
Конституционный суд Венгрии, рассмотрев
указанный закон, отверг его как противоречащий Конституции Венгрии. Президент Республики
А.Генц, сам подвергавшийся преследованиям
после 1956 г., заявил, что в условиях правового
государства принятие такого закона было
бы нарушением законности. Между тем он
подчеркнул, что при решении данного вопроса
необходимо руководствоваться не "законом
мести", а восстановлением исторической
справедливости, которое необходимо осуществлять
в рамках законности.
Решение КС по содержанию принципа верховенства права (1998)
У Венгрии было много долгов перед международными организациями. Для перестройки снова нужны были кредиты. Хотели сильно сократить соц выплаты из-за нехватки средств. И КС высказался. Все соц. выплаты, сказал он, надо делить на 2 части. 1 – их нельзя сократить, они производны от права собственности, никакие перемены не являются основанием для возврата гражданину средств, переданных на хранение государству, 2 – государство предоставляет помощь, их можно сократить с предварительным предупреждением и оно не должно быть чрезмерным (достойный уровень жизни должен сохраняться).
Решение КС об источниках права.
В Венгрии есть особый
источник - «закон Двух Третей». Все
институты конституционного права предполагают
свое уточнение посредством законом 2/3.
Двухэтажная Конституция – 1. поверхностный
(собственно К.) + 2. Законы 2/3. И вот суд Шойома
принял решение, что ?, не имеющие большого
значения, содержащиеся в Законах 2/3, могут
изменять простым законом, если не было
прецедента его изменения.
23. Общая характеристика государственных органов Венгрии (парламент, президент, правительство)
25. Взаимоотношения парламента и правительства Венгрии.
22.
Избирательная система
в Венгрии.
Парламент (Государственное собрание) является высшим органом народного представительства. Он избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Осуществляет законодательную власть; оно единственный законодательный орган государства и, следовательно, единственный выразитель суверенной воли народа. Оно создает все другие высшие органы государства. Государственное собрание избирает:
- Президента Республики;
- премьер-министра;
- членов Конституционного суда;
- комиссаров по правам граждан, а также по правам национальных меньшинств;
- председателя и вице-председателя счетной палаты;
- председателя Верховного суда;
+ назначает Генерального прокурора.
Срок полномочий – 4 года. 2 регулярные сессии. В составе 386 депутатов:
Депутаты избираются по смешанной избирательной системе (каждый избиратель владеет 2мя голосами):
— 176 по мажоритарной системе в одномандатных округах (2 тура, абсолютное/относительное, во 2 раунд – 15% голосов и больше; min – 3, даже если не все набрали 15%)
— 152 по списочно-пропорциональной системе в 20 территориальных округах (квота Хагенбаха-Бишоффа)
— 58 по системе остаточных голосов партий (голосование НЕ проводится! суммируются компенсационные голоса партий, преодолевших 5% заградительный барьер) по предыдущим 2м системам в общенациональном округе. Система де Ондто, наименее благоприятна для маленьких партий.
Венгерская
парламентская избирательная
система, по единодушному
мнению большинства
аналитиков-
Процедура выборов для рядового избирателя оказывается чересчур запутанной, а одновременное наличие большого количества разных списков, подчас, превращает принцип свободного волеизъявления в фарс. Можно с уверенностью сказать, что даже 50% венгерских граждан не владеют достаточной информацией в отношении своей избирательной системы. Согласно самой свежей статистике, основанной на социологическом опросе 2007 года, около 7 % граждан Венгрии даже не слышали ни о ведущих партиях страны, ни об их баллотировавшихся в парламент лидерах. 20 % избирателей голосуют за тех, кто им внешне более понравился , 15 % - голосуют под влиянием рекламы, 15 % - голосуют за предвыборную программу, 40 % - вообще не принимают участие в выборах, и только 10 % граждан разбираются в политических силах и голосуют за тех, чья идея совпадает с их собственной.
Правительство несет
ответственность
перед Государственным
собранием. Оно обязано систематически
отчитываться о своей деятельности перед
Государственным собранием.
Наконец, члены Государственного собрания
могут обращаться к Правительству в целом
и любому его члену, а также к Генеральному
прокурору с вопросом, запросом и интерпелляцией
по любому вопросу, относящемуся к их деятельности.
При этом интерпелляция (форма
индивидуальной отв-ти)
отличается от вопроса
и запроса тем, что после
нее она обсуждается
членами парламента
и может быть принято
решение, осуждающее
деятельность, например, министра
вплоть до отстранения
его от поста.
Такая реальная ответственность всех
высших государственных органов перед
парламентом по всем указанным аспектам
свойственна только Венгрии.
Государственное собрание обладает широким
кругом полномочий:
- создает Конституцию,
- издает законы,
- определяет социально-экономический план страны,
- устанавливает баланс государственного бюджета,
- утверждает государственный бюджет и его исполнение,
- принимает решения о программе деятельности Правительства,
- заключает международные договоры, имеющие особо важное значение для развития внешних связей Венгрии,
- принимает решения об
объявлении войны и заключении мира.
+ В случае возникновения непосредственной
опасности, вооруженного нападения иностранной
державы или в состоянии войны (военная
опасность) Госсовет объявляет
чрезвычайное положение
и создает Совет обороны.
+ В случае вооруженных
действий, направленных на свержение конституционного
строя, либо в случае других действий,
создающих в массовом масштабе угрозу
безопасности и имуществу граждан, стихийного
бедствия или промышленной катастрофы
Госсовет объявляет
состояние бедствия (катастрофы); принимает
решения о применении Вооруженных Сил
за рубежом или внутри страны. Наконец,
Государственное собрание решает и другой
важный вопрос жизни общества - объявляет
всеобщую амнистию.
Если Государственное собрание не может
быть созвано вследствие недостатка времени
или из-за событий, вызвавших чрезвычайное
положение или состояние бедствия, о которых
принимают совместное решение председатель
Государственного собрания, председатель
Конституционного суда и премьер-министр,
то Президент Республики имеет право объявлять
состояние войны, провозглашать чрезвычайное
положение, учреждать Совет обороны, а
также объявлять состояние кризиса (бедствия).
Президент:
1. Главнокомандующий Вооруженных Сил,
2. назначает и принимает
чрезвычайных и полномочных
3. принимает участие в заседаниях Государственного собрания и его комиссий;
4. назначает выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления;
5. выступает с инициативой
проведения народного
6. присваивает определенные в законе звания, ордена, награды,
7. имеет право индивидуального помилования,
8. принимает решения по делам о гражданстве.
Его избирает Государственное собрание на пять лет, можно вновь избирать на данный пост не более чем еще на один срок, 35 лет. Избранию Президента Республики должно предшествовать выдвижение его кандидатуры. Для действительности выдвижения необходимо письменное предложение по крайней мере пятидесяти членов Государственного собрания. Кандидатура должна быть представлена председателю Государственного собрания до назначения голосования. Каждый член Государственного собрания может предложить только одного кандидата.
Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии