Конституционное право стран восточной Европы и Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция

Описание работы

1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС

3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.

Работа содержит 1 файл

КПЗС Казунеткина.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

4. правовой статус личности:

- дифференциация разл. видов чрезвычайного; определен  четкий перечень прав, которые  могут быть ограничены (военное  положение – самый большой  перечень) + права, которые не могут  быть ограничены ни при каких  обстоятельствах;

- защита прав национальных меньшинств;

- указание на неотчуждаемость  и естественный характер прав;

- выделяется раздел  об обязанностях.

5.  Общая структура конституции:

- деидеологизация  текста. Вводные разделы появились  с другими целями.

- форма гос.устройства: все гос-ва, кроме Боснии и Герцоговины, унитарны.

- детальное структурирование  глав внутри разделов: разная  ценность и роль тех или  иных разделов.

- структуризация разделов  о гос.органах ~ от того, президентская  или парламентская республика.

- МСУ – системообразующая корпорация для становления демократического характера власти. Необходимость защиты прав граждан обуславливает появление разделов о МСУ. 

6. Феномен постсоциалистического  пространства и  его значение для  понимания особенностей  становления конституционализма в странах ЦВЕ.  

Особенности КПЗС стран Восточной Европы:

  1. все связано с революционными преобразованиями 70-х-90-х гг. в общественной жизни этих стран – т.е. они влияют на предмет КПЗС. Революционные преобразования существенно коснулись предмета – отношений государства – общества – человека, в т.ч. произошла деидеологизация общества. Также страны разделились по политическим режимам, преимущественно наблюдается уход от тоталитаризма и авторитаризма.
  2. стремление построить государство и сформировать форму права в соответствии с либеральными, демократическими ценностями – перейти от республики советов к традиционным демократическим формам правления. В этом и есть специфика конституционно-правовых традиций этих стран (каким образом, какими средствами, по каким причинам осуществлялся этот переход). Например,  Конституции Венгрии 1948 г. носила социалистический характер, она подвергалась многократным изменениям, но отменена не была. Идея в том, чтобы сохранить КП традиции. В тот период поляки посчитали необходимым вернуться к тем институтам, которые были в Польше в досоциалистический период.
  3. появилось много новых государственных органов, должностных лиц. Особенно важны из них независимое правосудие и конституционная юстиция. Т.е. изменяется статус судебной власти – появляются независимые судьи, исчезают местные государственные органы, вместо них появляются органы местного самоуправления, исчезает «коллективный глава государства» - президиум, вместо них появляются президенты. В зависимости от страны, он может быть активным или формально введенным. Это был совершенно новый институт.
  4. кардинально изменился статус индивида (в 80-80-е гг. 20в.). После 2 мировой войны правовой статус личности не был представлен в Конституциях большим количеством статей.   Ранее т.е. на Западе существовала судебная защита прав человека первого поколения (как личности). В 80-90-х гг. страны Восточной Европы изменили структуру института прав человека:
    1. место: личные права и свободы
    2. место: политические права и свободы
    3. место: социально-экономические права и свободы

     Для сравнения в советский период:

     1 место: социально-экономические  права и свободы

     2 место: политические права и  свободы 

     3 место: личные права и свободы  (причем их перечень был гораздо  уже, чем в других странах).

Положения о собственности нашли отражение в Конституциях, во многих из них детально разработаны формы собственности. Решение вопроса о собственности должно быть решено на конституционном уровне. 

7. Конституционная  традиция Польши

14. Реформы 80-х годов  и их влияние  на содержание действующей Конституции Польши. 

Самая старая конституционная  традция Европы. Сформировалась предположительно еще в 15 веке, когда появился Сейм. Является достаточно развитой и самостоятельной  традицией.

Характерные черты  КТ Польши:

1. Традиция создания малых Конституций. Они предваряют создание основного текста. В них определяется способ взаимодействия + полномочия органов гос власти.

2. Характерен принцип  субсидиарности. Дополнительность  участия государства в управлении  обществом. Общество при помощи собственных корпораций само справится. Концепция выходит еще из католических текстов. Закреплен в Преамбуле действующей Конституции.

3. Развитие шляхтинской  демократии. Политико-правовой феномен.  Еще до создания первой Конституции  8% населения страны имели свое представительство на уровне органов гос власти. Нигде больше такого высокого уровня не было. Все шляхтичи равны. Бедный и магнат на собрании равны. Любой член собрания мог наложить вето на решение, которое приняли все остальные. Каждый, кто хотел стать дворянином, мог им стать. 2 свидетеля-шляхтича, говорящие, что ты дворян, делали тебя дворянином.

4. Сейм и Сенат.  Сенат – верхняя палата чисто  формально. Сейм всегда был  сильнее. 

5. Раньше, чем во  всех изучаемых нами гос-вах,  была установлена конституционная ответственность гос. чиновников за их деятельность => специальный орган, привлекавший их к ответственности.  

Этапы развития КТ Польши:

1. 3 мая 1791 года — 1я К. Польши: рефомировала основы соц. и гос. строя Речи Посполитой:

- исходила из принципа гражданства = равноправие граждан (хотя у шляхты было главенствующее положение).

- преимущество католикам. 

- права, которые  были дарованы горожанам ранее,  подтверждены.

- владычество шляхты  сохранялось в отношении крестьян, но – новая интерпретация = крестьяне определялись как особый слой, находящийся под гос опекой.

- принцип разделения  властей

   - преобладание  в системе органов госвласти  — у двухпалатного сейма: зак-во, налоги, контроль за исп.властью

   - отмена  всех инструкций, принятых Сеймиками  (органы местной власти)

   - исп. власть: ответственные перед сеймом министры, кот вместе с королем и высшим  катол духовенством сост правительство. 

   - комиссии  Сейма = министерства.

   - на местах - военно-гражданские комиссии порядка. 

- наследственная кор.  власть

- коллегиальный суд  (в нем усилилась роль средней  шляхты)

=> конституционная  монархия!

2. К. 1793 года = Гродненская К. - возвращение магнатам привелегий, отнятых в 1791 г.

3. 20 февраля 1919 г: Польша становится самостоятельным гос-вом, Учредит. Сейм принимает Малую К.

17 марта 1921 года  принимается 2я К. Польши:

- группа соц прав.

- парламентарная республика.

- президент избирается  национальным собранием (сейм  и сенат).

- правительство политически  ответственно перед Сеймом.

- конституционная  ответственность Президента и членов СовМина перед Гос. Трибуналом.

- новый институт: Верховная  палата Контроля – законность  решений и действий д/лиц.

4. 1926 год — гос. переворот (Маршал Пилсудский) – усилена исполнительная власть:

- У Президента –  роспуск Парламента по предложению СовМина+ издание указов, имеющих силу законов.

- право вводить  в силу правительственный проект  бюджета, если он не принят  и не отвергнут палатами парламента.

Реальная власть сосредоточилась  в руках Президента и Правительства.

5. 23 апреля 1935 года – 3ья К. Польши – Авторитарный режим:

- были ограничены  политические права граждан

- основные  государственные полномочия принадлежали  Президенту

- роль Парламента  была сведена к минимуму, хотя  роль Сената и усилилась

- Сенат стал  формироваться на цензовой основе

6. После войны — возврат к К. 1921 года:

Декларация прав и  свобод граждан Польши и Малая  К. 1947 года:

- Сенат упразднен. 

- З/дат. власть принадлежала  Сейму. 

- из состава Сейма  выделился постоянный орган по  типу президиума – Госсовет. Председатель Госсовета – Президент Республики.

- Правительство формируется  на основе парл. большинства 

7. 12 июля 1952 года – 4я К. Польши:

- Польская объединенная  соц-дем партия оформила свое  полит. господство.

- Институт Президента  ликвидирован.

- Правительство назначалось  и отзывалось Сеймом, а в перерывах  между сессиями — Госсоветом.

- Фактический центр  власти — Госсовет. Первый секретарь  партии формально избирался председателем  Госсовета, но фактически все  члены госсовета равны => система коллективной безответственности.

8. 1976 г. – новая редакция К. 1952 – Польша именуется социалистическим государством.  Возвращается Верховная Палат Контроля, но она подчиняется Правительству.

9. 1980 год – начинаются реформы (Выведение Верх. Палаты Контроля из-под Правительства)

1981 год – военное  положение в Польше объявляет  Войцех Ярузельский => проблема  более точного регулирования  прав и свобод граждан во  время особого положения. 3 особых  положения: военное, исключительное, чрезвычайное (~ предмет введения особого положения+степень ограничения конституционных прав, в особенности — политических)

1982 год. – учреждение 2х органов высшего гос контроля: Конституционный и Государственный  трибуналы. 

КТ: контроль над соответствием  конституции законов и других нпа (окончательное решение принимает Сейм)

ГТ: дела о должностных  преступлениях д/лиц в Польше.

1987 год – поправки  в К.

1988 год – Закон  «О собственности территориального  самоуправления» - восстанавливается  система публичной власти либерального  типа. Первый шаг создания основы власти на местах. 1988 г – Высший Административный суд, Уполномоченный по гражданским делам. Первый защитник – Эва Линтовска, выдающийся юрист по ТП.  

1989 — новая редакция  К.:

- несменяемость судей. 

- восстановлен институт  президентства (право отлагательного вето+акты требуют контрасигнатуры со стороны министров).

- упразднение Госсовета. 

- возвращение Сената (с правом вето)

10. 1989 — круглый стол. Результаты заседаний его — декларация «позиции по вопросу полит реформ»:

- Принцип полит. плюрализма,

- свобода слова, 

- демократич. порядок  формирования органов гос власти,

- независимость судов, 

- сильное, свободно  избранное самоуправление.

- легализация «Солидарности»,

- признание права  политической оппозиции на легальную деятельность,

+ приняты конкретные  решении по выборам которые  д.б. быть проведены в Сейм  и Сенат по новым принципам: 35% мест в Сейме были объявлены  как места, на которые могут  проводится свободные выборы, 65% мест распределены между организациями  переговоры круглого стола. Выборы в Сенат совершенно свободные. Практически все места в Сенате, а также указанные 35%, были заняты оппозицией («Солидарность, лидер – Лех Валенса)

11. 1992 г. – Малая  К. В 1995 в нее внесли ряд  изменения. 

2 апреля 1997 г –  Национальное собрание Польши: принята новая Польская К., утверждена на Референдуме (Национальное Собрание = Сейм + Сенат по вопросу принятия К.) 

17. Особенности действующей  Конституции Польши (Специфические  разделы).

Особенности:

1) Преамбула: принцип  дополнительности, субсидиарности, введенный из христианского учения;

2) высокий уровень  юридической техники;

3) точная структурированность  К. 

Раздел об основных правах и свободах: принципы, разделы  о каждой группе прав, раздел о средствах  защиты прав.

4) специфические разделы, которых нет в К. других европейских стран: «Источники права», «Чрезвычайное положение», «Статус органов контроля и охрана права» + появление раздела характерного для западной Европы послевоенного периода - «Финансы».

- «Источники права»: определяет иерархию НПА в Польше, особенности их принятия и процедур введения в действие => упорядочение нормотворчества разных гос. органов.

- «Чрезвычайное положение»: цели и задачи, критерии выделения  (см. ? 4-5)

Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии