Конституционное право стран восточной Европы и Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция

Описание работы

1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС

3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.

Работа содержит 1 файл

КПЗС Казунеткина.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

В Ceйм мoжeт быть избрaн пoльский грaждaнин, oблaдaющий прaвoм избирaть, достигший нe пoзднее дня выбoрoв пoлнoгo 21 гoдa.

В Ceнaт мoжeт быть избрaн пoльский грaждaнин, oблaдaющий прaвoм избирaть, достигший не позднее дня выбoрoв пoлных 30 лeт.

Общие принципы:

1. Kaндидaтoв в дeпутaты и сeнaтoры мoгут выдвигaть пoлитичeскиe пaртии, a тaкжe избирaтeли.

2. Нeльзя бaллoтирoвaться oднoврeмeннo в Ceйм и Ceнaт.

3. Принцип недопустимости  совмещения мандата (функции Прeдсeдaтeля Нациoнaльнoгo Бaнкa Пoльши, Прeдсeдaтeля Вeрхoвнoй Пaлaты Кoнтрoля, Зaщитникa Грaждaнских Прaв, Зaщитникa Прaв Ребенка и их зaмeститeлeй, члeнa Coвeтa пo Дeнeжнoй Пoлитикe, члeнa Oбщeпoльскoгo Сoвeтa пo Рaдиoвeщaнию и Тeлeвидeнию, пoслa, a тaкжe с рaбoтoй в Kaнцeлярии Ceймa, Kaнцeлярии Ceнaтa, Kaнцeлярии Прeзидeнтa Peспублики или рaбoта в прaвитeльствeннoй aдминистрaции).

4. Принцип запрета императивного мандата.

5. Дeпутaт нe мoжeт быть привлeчeн к oтвeтствeннoсти зa свoю дeятeльнoсть, вхoдящую в сфeру oсущeствлeния дeпутaтскoгo мaндaтa, ни вo врeмя eгo oсущeствлeния, ни пoслe прекращения eгo действия. Зa тaкую дeятeльнoсть дeпутaт oтвeчaeт исключительно пeрeд Ceймoм, a в случae нaрушeния прaв трeтьих лиц мoжeт быть привлeчeн к судeбнoй oтвeтствeннoсти тoлькo с сoглaсия Ceймa.

Co дня опубликования рeзультaтoв выбoрoв дo дня прекращения действия мaндaтa дeпутaт нe мoжeт быть без согласия Сейма привлeчeн к угoлoвнoй oтвeтствeннoсти.

Организация и деятельность:

1. Ceйм и Ceнaт ведут свою работу на заседаниях.

Сейм:

2. Ceйм избирaeт из свoeгo сoстaвa Maршaлa Ceймa и вицe-мaршaлoв.

3. Ceйм oбрaзуeт пoстoянныe кoмиссии, a тaкжe мoжeт oбрaзoвывaть чрeзвычaйныe кoмиссии.

4. Внутрeнняя oргaнизaция и порядок рaбoт Ceймa, a тaкжe пoрядoк oбрaзoвaния и деятельности eгo oргaнoв, рaвнo кaк и спoсoб выпoлнeния кoнституциoнных и предусмотренных зaкoнoм oбязaннoстeй гoсудaрствeнных oргaнoв в отношении Ceйма, oпрeдeляются рeглaмeнтoм Ceймa, принятым Ceймoм. 

Законодательный процесс:

1. Законодательная  инициатива принадлежит:

  • депутатам
  • Сенату
  • Президенту
  • Совету Министров
  • 100 тыс. граждан, имеющим право избирать депутатов в Сейм

Инициаторы, вносящие проект должны представить  информацию о финансовых последствиях его принятия.

2. Каждый  проект проходит 3 чтения. Инициаторы, депутаты и Совмин могут вносить  в проект изменения и поправки. Поправка должна быть предварительно  рассмотрена в комиссии.

Инициатор может  отозвать проект.

3. Ceйм принимaeт зaкoны прoстым бoльшинствoм гoлoсoв в присутствии нe мeнee пoлoвины прeдусмoтрeннoгo зaкoнoм числa дeпутaтoв, eсли K. нe прeдусмoтрeнo инoe бoльшинствo. В таком жe пoрядкe Ceйм принимaeт пoстaнoвлeния, eсли зaкoнoм или пoстaнoвлeниeм Ceймa нe устaнoвлeнo инoe.

4. Принятый Ceймoм зaкoн Maршaл Ceймa пeрeдaeт в Ceнaт.

Ceнaт в тeчeниe 30 днeй сo дня пeрeдaчи зaкoнa мoжeт одобрить eгo, не внося измeнeний, принять пoпрaвки или принять постановление oб oтклoнeнии eгo в целом. Если Ceнaт в тeчeниe 30 днeй сo дня пeрeдaчи зaкoнa нe примeт сooтвeтствующeгo пoстaнoвлeния, зaкoн считaeтся одобренным в рeдaкции, принятoй Ceймoм.

Пoстaнoвлeниe Ceнaтa, oтклoняющee зaкoн, или пoпрaвкa, прeдлoжeннaя в пoстaнoвлeнии Ceнaтa, считaются принятыми, eсли Ceйм нe oтклoнит их aбсoлютным бoльшинствoм гoлoсoв в присутствии нe мeнee пoлoвины прeдусмoтрeннoгo зaкoнoм числa дeпутaтoв.

5. Президент  подписывает принятый закон в  течение 21 дня со дня представления  ему закона.

(!) Он может  отправить закон в Конституционный трибунал, если он, по мнению Президента, не соответствует Конституции. Если Конституционный трибунал сделает вывод о соответствии закона Конституции Польши, то Президент обязан подписать закон. Если Конституционный трибунал решит, что отдельные положения закона не соответствуют Конституции, Президент должен подписать закон с соответствующими изъятиями.

Президент имеет  право «вето», но только в том  случае, если он не обратился в Конституционный  трибунал. С мотивированным предложением может передать закон Сейму для нового рассмотрения. Сейм может преодолеть вето Президента 3/5 от присутствующих.  

Проекты, которые  вносит Правительство, в основной своей  массе, бывают срочными, за исключением  тех, которые касаются вопросов:

  • налогов
  • выборов Президента
  • Сейма
  • Сената
  • Органов территориального управления
  • Устройство и компетенция органов власти
  • Кодексы

Срочные проекты  отличаются сокращенным сроком их рассмотрения:

  1. В Сенате – рассматриваются за 14 дней
  2. Президент подписывает в течение 7 дней
 

19. Статус Президента, его взаимоотношения с Парламентом и Правительством в Польше.

Главой государства  является Президент Республики, считающийся  ее верховным представителем и гарантом непрерывности государственной  власти. Президент избирается непосредственно  гражданами на 5-летний срок и может быть избран повторно только один раз.

Ст. 126:

  1. Президент – Верховный представитель республики во всех внешних сношениях
  2. гарант власти
  3. следит за соблюдением Конституции
  4. стоит на страже суверенитета государства
  5. главнокомандующий ВС
  6. главный инспектор деятельности всех органов
  7. ответственный за внутреннюю безопасность страны
  8. решает вопросы помилования и награждения
  9. составляет Послания Сейму и Сенату.

Институт  Президента существует в Польше с 1921 г. В Польше существовал и коллегиальный глава государства. В 1989 г. – пост президента восстановлен, президентом стал Ярузельский.

По сути выборы проходят в 2 тура:

  1. если кандидат не набрал 50%+1 голос участвующих в выборах, следовательно –
  2. наступает 2 тур, который проводится между 2-мя кандидатами, набравшими большинство голосов

+ Маршал Сейма   временно выполняет функции президента  до времени выборов нового  Президента, + если:

  • смерть Президента
  • отказ от должности
  • подтверждение недействительности выборов
  • признание Национальным Собранием стойкой  недееспособности большинством не менее 2/3 голосов списочного состава

Если Маршал Сейма не исполняет функции Президента, тогда эти обязанности возлагаются  на Маршала Сената.

В основном, решения президента требуют контрассигнации, за исключением следующих вопросов:

  • назначение выборов Национального Собрания
  • созыв 1 заседания Национального Собрания
  • роспуск Парламента (сокращение срока его полномочий)
  • законодательная инициатива
  • подписание закона
  • назначение референдума
  • издание приказа об опубликовании закона
  • формулирование посланий
  • выдвижение предложения Конституционному трибуналу признать какой-либо  закон неконституционным
  • предложение перед Верховной палатой контроля о проведении контрольной процедуры
  • выдвижение кандидатуры и назначение председателя Совета Министров, назначение членов Правительства, принятие их отставки
  • поручение старому Совмину временно исполнять полномочия правительства до создания нового правительства
  • выдвижение предложения Сейму о привлечении к ответственности перед Государственным трибуналом членов Совмина
  • отзыв министра, которому выражено недоверие
  • созыв Кабинета Совета Министров
  • полномочия, связанные с личным статусом (например, вопросы помилования, награждения, гражданства и т.п.)
  • назначение всех судей
  • выдвижение кандидатуры председателя Польского Национального Банка
  • назначение членов комиссии по радиовещанию и ТВ (1 из органов государственного контроля и охраны права)
  • президент самостоятельно может отказаться от своей должности
 

16. Избирательное право  и партийная система  Польши.

1) Пропорциональная система на выборах в Сейм.

2) В Сенат  выборы проходят по одномандатным  округам. С целью преодоления  политической фрагментации в  Польше в 1993 году был введен  достаточно высокий порог для  партий – 5%, а для партийных  объединений – 8%.

3) Но самое главное – в Польше действует система *открытых списков*, когда человек голосует не за конкретный список, а за конкретного кандидата.

4) В 2001 году  в Польше был принят новый  закон *О парламентских выборах*. Согласно этому документу, расходы  политической партии на избирательную кампанию не должны превышать 8% бюджета партии. Человек, отвечающий за финансы, должен в течение 3 месяцев после выборов представить в ЦИК отчет о всех доходах и расходах партии во время выборов. А партии, которые прошли в Сейм, получают гос. дотацию из бюджета, пропорциональную количеству полученных мест.

+ запрет «избирательных  кирпичей» - продажа различных  предметов (сувениров) за большие  деньги с партийной символикой  и пополнение за счет этого  казны политической партии.

5) Раньше у каждой партии было 2 списка:

№ 1 – кандидаты  от каждого населенного пункта

№ 2 – кандидаты, которые  не имели связи с территорией

Сейчас списка №2 нет, остался только список №1. Цель такого нововведения – связь территории (населения) и представителя.

Политические  партии:

   После перемен 1989 г. в Польше произошли  перемены в политическом устройстве в партийной системе. Прежняя  гегемония коммунистической идеологии  и Польской объединенной рабочей  партии уступила место политическому  плюрализму. Вначале существовало четкое разделение на партии, зародившиеся в недрах "Солидарности" и посткоммунистические группировки. Сегодня это разделение всё больше утрачивает значение, а польская политическая сцена приблизилась к европейским и мировым стандартам.

   Таким образом, в Польше действуют социал-демократические, либеральные, консервативные, национальные, крестьянские и популистские партии.

   Крупнейшие  политические группировки в Польше:

   Право и Справедливость (ПиС) является партией правого толка и обращается к традициям борьбы за независимость. Ее политические истоки восходят к движению «Солидарность» периода 80-х гг. Партия ПиС представляет ту часть избирателей, которая придерживается правых взглядов и высказывается за традиционный общественный порядок, свободный рынок, сильное, обеспечивающее безопасность гражданам государство, борьбу с коррупцией, особенно среди политиков. ПиС была создана в 2001 г.

   Гражданская платформа - это партия, которая нацелена на то, чтобы представлять избирателей с либеральными взглядами, частных предпринимателей и деловые круги, а также всех, кто хотел бы видеть польское государство здоровым и сильным, опирающимся на принципы свободного рынка и честной конкуренции.

   Самооборона Польской Речи Посполитой - это партия, завоевывающая избирателей среди людей, критически настроенных к тем социально-политическим и экономическим преобразованиям, которые произошли в Польше после 1989 г. (за Самооборону голосовали, в основном, жители сельской местности и провинции, безработные, бывшие колхозники, неквалифицированные рабочие). Самооборона является популистской партией, провозглашающей лозунги, призывающие к свержению существующего порядка. Деятели Самообороны, переносящие обычаи шумных и агрессивных уличных демонстраций в зал заседаний Сейма, нарушая работу парламента, стали символом анархии.

   Союз  левых демократов (СЛД) образовался в 1999 г. из нескольких социал-демократических группировок и в большой степени опирается на структуры и деятелей партии Социал-демократия Республики Польша. Часть ее членов в свое время симпатизировала Польской объединенной рабочей партии (коммунистической партии), тем не менее, СЛД является социал-демократической партией современного образца, соединяющей в своих программных установках заботу о трудящихся с политикой ответственности за состояние государственных финансов.

   Лига  польских семей (ЛПС) - партия, сплотившая в рядах своих деятелей и сторонников людей радикально-правых, националистических взглядов . ЛПС одна из тех немногочисленных польских политических группировок, которые являются ярыми противниками интеграции Польши в Европейский Союз. Деятели ЛПС высказываются за активное вмешательство государства в сферу экономики. Одновременно главными задачами своей партии они считают защиту таких традиционных ценностей, как: семья, патриотизм, религия, свобода и собственность.

   Польская  крестьянская партия (ПКП) - это современная партия, причисляющая себя к центристским партиям. ПКП представляет интересы производителей сельскохозяйственной продукции, сельских жителей, а также жителей малых населенных пунктов (в крупных городах эта партия не имеет большой поддержки). Деятели ПКП поддерживают довоенные традиции крестьянских партий и крестьянского движения и Польской крестьянской партии Станислава Миколайчика (единственной независимой политической партии, действовавшей в 1945 - 1947 гг.). 

Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии