Конституционное право стран восточной Европы и Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция

Описание работы

1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС

3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.

Работа содержит 1 файл

КПЗС Казунеткина.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

1. Особенности предмета  науки (учебной  дисциплины) КПЗС

3. Критерии распределения  стран ЦВЕ, Азии  и Америки на  зоны. 

Предмет кпзс — властные отношения и нормы их регулирующие, историческая ситуацию в которой развивались эти отношения, политический климат, в котором родились данные нормы.

Особенности предмета = специфика развития властеоношений в период развития рассматриваемых  стран. Особенно интересен 20й век.

Систематизация стран по зонам:

  1. страны Центральной, Восточной Европы (бывшие социалистические страны)
  2. страны Восточной Европы, Азии (бывшие республики СССР)
  3. страны Азии  (данные страны осуществляют преобразования либерально-демократической направленности) = *государства транзита*.

Критерии  такой систематизации:

  1. особенности становления и развития конституционно-правовой традиции. Традиция – это стереотип нормирования в сфере КП, стереотипы восприятия основных правовых институтов, процедур и социально-правовых феноменов, которые сложились в той или мной стране. Социально-правовой феномен – власть. В зоне № 1 конституционно-правовая традиция уже сформировалась и существует. № 2, 3 – находится в стадии формирования (нет еще всех тех критериев, которые присутствуют в зоне № 1).
  2. геополитический критерий

       Геополитика связывает развитие общества и человека с особенностями того пространства и

       ландшафта, на которой этот человек живет, географический рельеф как судьба.

       В геополитике  главный конфликт – между государствами  суши и моря (таласократия – Афины  и

       Карфаген, ныне США, Великобритания). Суши – теллурократические – Германия и Россия.

       Предмет КПЗС – страны *римланд* = пограничная  зона Насыщенное мульти культурное

       пространство (множественность культур). Так как  и суша, и море: страны выбирают, с  кем им идти.

       Одни государства  традиционно к суше, другие к морю. Но есть и нейтральные, в которых все

       вместе.

       К суше –  Китай, Монголия, Вьетнам, Восточная  Европа, Прибалтика.

       Нейтральные государства – Корея, Индия, Ирак, Югославия.

       Традиционные  страны моря – Греция, Пакистан, Турция, Иран, Тайланд.

  1. идеологический критерий (т.е. в зависимости от тяготения государства к той или иной идеологической концепции, которая отражена в Конституции)
  2. социально-экономический критерий (т.е. в зависимости от уровня социально-экономического развития страны).

В свою очередь  зона №1 делится на 2 группы:

  1. Польша, Венгрия, Словакия, Чехия. Данные страны уже готовы воспринять либеральные концепции, модели управления (и даже неолиберальные).  Они по геополитической позиции относятся к «зоне Рима» (буферная зона между двумя главными силами – моря и суши). Что касается идеологии, то она была либеральной еще в советский период. С точки зрения экономического развития эти страны наиболее развитые. На них делал свою ставку Запад, когда пытался завоевать влияние в этом постсоветском регионе.
  2. страны данной группы не обладают всеми теми характеристиками, которыми обладают страны группы 1. К ним относятся: Болгария, Румыния, Словения, Сербия, Черногория, Албания. Они отличаются от группы 1 и с точки зрения формирования конституционно-правовых традиций, и с точки зрения социально-экономического развития.

Зона  № 2: к ней относятся такие страны как Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Таджикистан, Казахстан, Туркмения, Киргизстан, Грузия, Армения.

Зона  № 3: это страны Азии: Китай, Южная Корея, Вьетнам.

Куба не вписывается  ни в одну из указанных групп.

+ отдельная группа: государства, испытавшие преобразования либеральной направленности, но до этого была традиционная система (Египет, Индия, Бразилия) = страны правовой традиции. 

Метод кпзс в широком смысле = совокупность приемов исследования — частных методов:

- сравнительно-правовой (2 цели = найти в практике иностр  гос-в нечто ценное и действительно  применимое в нашей стране  и возможность иначе непредвзято  оценить собств кп институты  + выявить общие тенденции развития)

- формально-логический (нормативистский – сопоставление  конкретных норм)

- исторический (правовые  нормы в те или иные периоды  времени меняются под воздейств  сущ соц-экон и полит ситуации, отсюда и развитие кп).

+ методы других сопредельных областей знания = социологические, политологические и т.д. Например: метод индексного анализа.

Индекс трансформации  Бертельсмана — математический метод  подсчета эффективности выполнения кп институтами своих функций. Индекс используется прежде всего политологами. Состоит из 52х индексов, что позволяет рассмотреть ситуацию комплексно.  

2. Методология  исследований  конституционного  права зарубежных  стран (взаимосвязь  между выбором  приоритетного метода  и идеологической  ориентацией исследователя).

Методология исследования – идеологическая орентация  исследователя или группы исследователй, определяющая направления научного исследования: отбор фактического материала, выбор нормативной базы, система  оценок и т.п. Понятие «использование метода» не идентично понятию методологии.

Методология = система методов+мировоззрение  исследователя.

Мировоззрение – это идеологическая основа исследования, идеологический посыл, который определяет выбор метода.

Доминируют по-прежнему два направления: марксизм и либерализм.

Общее: делают акцент на экономическом аспекте общественной жизни, считая его определяющим в  анализе социальных, экономических, правовых элементов. В центре внимания исследователя – человек экономический. Потому Марксизм и Либерализм –  популярны, они очевидны (КЭП) =) Разлиное: классовый конфликт как неизбежное движение истории/конфликт как средство особождения несвободного человека, реализация стремления сохранить субъективную свободу.

Конкурируют с ними: геополитическое и теологическое направления.

Теологическое – как  противовес либеральному. Либеральное  мировоззрение – основа атомизации общества => люди утратили естественные связи, власть ищет средство объединения  индивидуумов, а это возможно только через общую ситсему духовных ценностей => значение теологического мировоззрения возрастает. 

4. Общая характеристика  трансформации (первый  и второй периоды)  в социально-политической  и экономической  сферах и ее  влияние на конституционное  развитие ЦВЕ

5. Особенности второго  этапа трансформации  конституционного строя государств ЦВЕ (период с середины 80-х по 1991 г. и с 1991 по 2004 г.) 

2 трансформации:

1) 1949-1953 гг. (итог —  формирование народно-демократических  республик, а затем социалистических  республик в данном регионе.  С началом трансформации и  связано возникновение науки кпзс в СССР).

2) 1989-1993 гг.

1я  трансформация. 

1. политическая сфера: (либерально — социалистическая идеология через идеологию демократического национализма):

- замена прездента  на институт *коллективного президента* = президиум/госсовет из числа членов представительно органа власти.

- переход от многопартийной  системе к системе одной доминирующей  партии или даже к однопартийной  системе. Оппозиция была разделена  на 2 вида = явная оппозиция, которая  к власти не допускалась и  *союзнические партии*, возможность участвовать в полит.жизни страны у них сохранялась. Либеральные партии не участвовали в открытой политич. конкуренции, они получали места в парламенте другими путями.

- многоукладность  экономики: интеллиенция существовала  в качестве некоторого дружественного поролетариату слоя общества, но идеологически ему не подчинялась = был признак наличия констит.-правововой традиции. Это влияло и на политический расклад: интеллигенция, фермеры и т.п.

2. экономическая сфера: переход к социалистической экономике:

- экономика стала  плановой,

- экономические системы  получ отображение в конституциях.

- наличие различных  форм собственности, разного правового  статуса и защиты этих форм  собственности: социалистические (гос. [максимальная степень защиты], общ.организаций, колх-кооперативная, личная С. граждан) и несоциалистические формы собственности (сохранялись, но не приветствовались).

3. соц. структура. 

- в кп получило  отражение классовое строение  общества.

- руководящая часть  общества — рабочие/трудящиеся классы, кот. и были центральным звеном в партийной системе.

4. правовой статус  личности.

- социалитическая  доктрина прав и свобод. Идея  — отказ от естественно-правового  понимания происхождения констит.  прав и свобод: человек не рождается свободным, это гос-во дает ему права => только народное гос-во может даровать ему эти права и свободы (=> все права были закреплены в К. сразу с гарантиями)

- значительное количество  соц. и экономич. прав. Эти права  были поставлены на 1е место,  т.к. в них проявлялась социалистическая идеология. Экономикоцентризм.

- концепт: соц-экономич  права — политические — личные  права. Сфера личных прав была  несколько сужена.

5. гос органы

- принцип советов  приходит на смену принципу  разделения властей. Все власти  не разделены, а едины, производны от власти советов. Сильна роль органов исполнтельной власти, хотя в конституциях декларируется полновластие советов. Но появляются нормы, которые указывают на ослабление влияния органов исп.власти. Пример: Всепольский Контрольный комитет был подчинен Правительству, а потом подконтрольный орган стал начальственным.

- отсутствие состязательности  как принципа выборов. Краткосрочность  сессий представительного органа.

6. гос. режим: 

- тоталитарный или  авторитарный режимы. При авторитаризме нек полит свобода допускалась.

7. специфические формы  государства:

- республика советов.  авторитаризм\тоталитаризм.

- социалистические  федерации (по нац. принципу  и принципу советов). 

2я  трансформация.

Идеология меняется от социалистической к либеральной.

1. новые конституционные  принципы:

- принцип многопартийности (+нормы о запрете монополизации  политической власти)

- комплекс принципов  и норм о свободе предпринимательской  деятельности, частной собственности  и ведении рыночного хозяйства.  Равенство всех форм соб-ти. Признание ч/с, права наследования; запрет монополистической деятельности, принудительного обобществления ч/с.

- свобода совести  + поддержка государством сферы  образования и национальной культуры.

2. гос.органы:

- возвращение к  традиционной системе гос. институтов: Польша = сейм —> сейм + сенат.

- введение новых  институтов: президенты и констит.  суды. Это попытка решения проблемы  перехода власти коммунистов  к новым силам либерально-демократической  ориентации. Институт круглых столов.

- институты административной  юстиции.

3. люстрация – процесс, предназначенный для освобождения гос аппарата от нежелательных трудников. Отстранение группы лиц, связанных с прежним режимом, от участия в управлении государством. Обычно не влечет запрета пользоваться активным избирательным правом, но может повлечь ряд ограничений в сфере трудовых прав (запрет преподавать, запрет на работу в СМИ, на адвокатскую деятельность и т.п.).  Весьма специфический институт характерный для данного этапа.

Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии