Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:40, лекция
1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС
3. Критерии распределения стран ЦВЕ, Азии и Америки на зоны.
1. Особенности предмета науки (учебной дисциплины) КПЗС
3.
Критерии распределения
стран ЦВЕ, Азии
и Америки на
зоны.
Предмет кпзс — властные отношения и нормы их регулирующие, историческая ситуацию в которой развивались эти отношения, политический климат, в котором родились данные нормы.
Особенности предмета = специфика развития властеоношений в период развития рассматриваемых стран. Особенно интересен 20й век.
Систематизация стран по зонам:
Критерии такой систематизации:
Геополитика связывает развитие общества и человека с особенностями того пространства и
ландшафта, на которой этот человек живет, географический рельеф как судьба.
В геополитике главный конфликт – между государствами суши и моря (таласократия – Афины и
Карфаген, ныне США, Великобритания). Суши – теллурократические – Германия и Россия.
Предмет КПЗС – страны *римланд* = пограничная зона Насыщенное мульти культурное
пространство (множественность культур). Так как и суша, и море: страны выбирают, с кем им идти.
Одни государства традиционно к суше, другие к морю. Но есть и нейтральные, в которых все
вместе.
К суше – Китай, Монголия, Вьетнам, Восточная Европа, Прибалтика.
Нейтральные государства – Корея, Индия, Ирак, Югославия.
Традиционные страны моря – Греция, Пакистан, Турция, Иран, Тайланд.
В свою очередь зона №1 делится на 2 группы:
Зона № 2: к ней относятся такие страны как Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Таджикистан, Казахстан, Туркмения, Киргизстан, Грузия, Армения.
Зона № 3: это страны Азии: Китай, Южная Корея, Вьетнам.
Куба не вписывается ни в одну из указанных групп.
+
отдельная группа: государства, испытавшие
преобразования либеральной направленности,
но до этого была традиционная система
(Египет, Индия, Бразилия) = страны правовой
традиции.
Метод кпзс в широком смысле = совокупность приемов исследования — частных методов:
- сравнительно-правовой
(2 цели = найти в практике иностр
гос-в нечто ценное и
- формально-логический
(нормативистский –
- исторический (правовые
нормы в те или иные периоды
времени меняются под
+ методы других сопредельных областей знания = социологические, политологические и т.д. Например: метод индексного анализа.
Индекс трансформации
Бертельсмана — математический метод
подсчета эффективности выполнения
кп институтами своих функций. Индекс
используется прежде всего политологами.
Состоит из 52х индексов, что позволяет
рассмотреть ситуацию комплексно.
2. Методология исследований конституционного права зарубежных стран (взаимосвязь между выбором приоритетного метода и идеологической ориентацией исследователя).
Методология исследования – идеологическая орентация исследователя или группы исследователй, определяющая направления научного исследования: отбор фактического материала, выбор нормативной базы, система оценок и т.п. Понятие «использование метода» не идентично понятию методологии.
Методология = система методов+мировоззрение исследователя.
Мировоззрение – это идеологическая основа исследования, идеологический посыл, который определяет выбор метода.
Доминируют по-прежнему два направления: марксизм и либерализм.
Общее: делают акцент
на экономическом аспекте
Конкурируют с ними: геополитическое и теологическое направления.
Теологическое – как
противовес либеральному. Либеральное
мировоззрение – основа атомизации
общества => люди утратили естественные
связи, власть ищет средство объединения
индивидуумов, а это возможно только
через общую ситсему духовных
ценностей => значение теологического
мировоззрения возрастает.
4. Общая характеристика трансформации (первый и второй периоды) в социально-политической и экономической сферах и ее влияние на конституционное развитие ЦВЕ
5.
Особенности второго
этапа трансформации
конституционного строя
государств ЦВЕ (период
с середины 80-х по 1991
г. и с 1991 по 2004 г.)
2 трансформации:
1) 1949-1953 гг. (итог —
формирование народно-
2) 1989-1993 гг.
1я трансформация.
1. политическая сфера: (либерально — социалистическая идеология через идеологию демократического национализма):
- замена прездента на институт *коллективного президента* = президиум/госсовет из числа членов представительно органа власти.
- переход от многопартийной
системе к системе одной
- многоукладность
экономики: интеллиенция
2. экономическая сфера: переход к социалистической экономике:
- экономика стала плановой,
- экономические системы
получ отображение в
- наличие различных
форм собственности, разного
3. соц. структура.
- в кп получило отражение классовое строение общества.
- руководящая часть общества — рабочие/трудящиеся классы, кот. и были центральным звеном в партийной системе.
4. правовой статус личности.
- социалитическая
доктрина прав и свобод. Идея
— отказ от естественно-
- значительное количество соц. и экономич. прав. Эти права были поставлены на 1е место, т.к. в них проявлялась социалистическая идеология. Экономикоцентризм.
- концепт: соц-экономич права — политические — личные права. Сфера личных прав была несколько сужена.
5. гос органы
- принцип советов
приходит на смену принципу
разделения властей. Все
- отсутствие состязательности
как принципа выборов.
6. гос. режим:
- тоталитарный или авторитарный режимы. При авторитаризме нек полит свобода допускалась.
7. специфические формы государства:
- республика советов. авторитаризм\тоталитаризм.
- социалистические
федерации (по нац. принципу
и принципу советов).
2я трансформация.
Идеология меняется от социалистической к либеральной.
1. новые конституционные принципы:
- принцип многопартийности
(+нормы о запрете
- комплекс принципов
и норм о свободе
- свобода совести
+ поддержка государством сферы
образования и национальной
2. гос.органы:
- возвращение к традиционной системе гос. институтов: Польша = сейм —> сейм + сенат.
- введение новых
институтов: президенты и констит.
суды. Это попытка решения проблемы
перехода власти коммунистов
к новым силам либерально-
- институты административной юстиции.
3. люстрация – процесс, предназначенный для освобождения гос аппарата от нежелательных трудников. Отстранение группы лиц, связанных с прежним режимом, от участия в управлении государством. Обычно не влечет запрета пользоваться активным избирательным правом, но может повлечь ряд ограничений в сфере трудовых прав (запрет преподавать, запрет на работу в СМИ, на адвокатскую деятельность и т.п.). Весьма специфический институт характерный для данного этапа.
Информация о работе Конституционное право стран восточной Европы и Азии