Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в системном анализе видов избирательной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Избирательное право РФ…………………………………………………….......5

1.1. Понятие и принципы избирательного права……………………….........5

1.2. История избирательного права России………………………………......8

2. Понятия и особенности избирательной системы…………………………......12

2.1. Мажоритарная избирательная система………………………………….12

2.2. Пропорциональная избирательная система……………………………..18

3. Избирательный процесс…………………………………………………….......21

Заключение………………………………………………………………………....25

Список нормативно-правовых актов……………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПОГИМУ.docx

— 68.70 Кб (Скачать)

     Однако  мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива  по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство  голосов, тогда как против него могли  проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным  большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего  кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При  этих дефектах, система имеет своих  сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой  и значительное большинство в  парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления  сформировать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных  округах, в которых соперничают  списки кандидатов, значимость указанных  дефектов системы многократно возрастает.15

     Мажоритарная  система абсолютного большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства  тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается  нижний порог участия избирателей  в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными  или несостоявшимися. Он чаще всего  составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

     Хотя  данная система и выглядит более  справедливой но, тем не менее,   у нее сохраняется тот же дефект что и у мажоритарной системы  относительного большинства, т.е. вполне возможно, что и при этой системе  партия, кандидаты которой по  стране собрали большинство голосов,  получит  меньшинство  парламентских  мандатов. Это может произойти  в случае, если избиратели, голосующие за  такую  партию, окажутся  сосредоточенными  в  небольшом  числе  избирательных  округов,   а избиратели  «партии  меньшинства»,   напротив,   добьются   хотя   бы   даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект - частая не результативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.16

     Существуют  различные способы преодолеть данную не результативность. Один из наиболее распространенных способов - это перебаллотировка  кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур  выборов  или  повторные выборы.  Чаще  можно  встретить   перебаллотировку   двух   кандидатов, получивших наибольшее число  голосов  в  первом  туре. Но в тоже время при  выборах  во французское Национальное собрание во  второй  тур  проходят  все  кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее  12,5  процента  зарегистрированных избирателей округа.

     Для избрания  во  втором  туре достаточно только  относительного  большинства  голосов, и поэтому такую систему  называют системой двух туров.  Если  же  во втором туре тоже требуется  абсолютное большинство голосов, как, например,  в Германии при выборах  Федерального президента особой коллегией -  Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем  туре,  то система именуется системой трех туров.

Другой  способ  -  так  называемое  альтернативное   голосование. Оно предполагает, что  избиратель в одномандатном избирательном  округе  голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами  против их  фамилий их  предпочтительность  для  него.  Против   фамилии   самого   желательного кандидата   он   ставит   цифру   1,   против    фамилии    следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый  не пройдет)  -  цифру  2  и  так  далее.   При   подсчете   голосов   бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более  половины первых предпочтений, считается избранным. Если  же  не  избран  ни  один  из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого  меньше  всего первых  предпочтений,  а  его  бюллетени  передаются  другим  кандидатам   в соответствии с указанными в  них вторыми предпочтениями. Если и  после  ни  у одного из кандидатов нет  абсолютного  большинства  бюллетеней,  исключается кандидат с  наименьшим  числом  первых  и  вторых  предпочтений,  и  процесс продолжается до тех пор, пока  у  какого-либо  из  кандидатов  не  соберется абсолютное большинство  бюллетеней. Преимущество этого  способа  в  том,  что можно обойтись  однократным  голосованием.17 

      1. Пропорциональная  избирательная система

            Пропорциональная избирательная система – один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России. 

Пропорциональная  избирательная система имеет  много разновидностей, но суть ее состоит  в следующем.  Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом.  Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов.  Избиратель голосует за один из таких списков.  Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам. Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе.  Получается избирательное частное.  Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе.  Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого.  Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части.  Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе. 18

          Плюсом пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей не пропадают. Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц – он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны.  Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе.  Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части.  Пропорциональная избирательная система применяется при выборах всего парламента, либо только нижней палаты, либо ½ состава нижней палаты. 19

         В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов – Государственной Думы.  Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. 

         Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.

       Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства, так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы.

        Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.

        Порядок подготовки и проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.

         Образуются участковые избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение результатов голосования.20 
 
 
 
 

  1. Избирательный процесс

            Попытки сформулировать понятие российского избирательного процесса уже неоднократно предпринимались в научной юридической литературе. Однако четкое и однозначное определение этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что нередко приводит исследователей данного института к самым разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков, вызывает его необоснованное отождествление с выборами, избирательными кампаниями и иными проявлениями электоральной действительности. Думается, что во многом такое положение продиктовано некритическим использованием общего понятия юридической процессуальной формы, отсутствием единого методологического подхода к оценке содержания и видов юридического процесса. Среди отличительных черт избирательного процесса называются его опора на основы конституционного строя Российской Федерации, юридическая нормированность действий участников процесса организации и проведения выборов, логическая последовательность образующих его стадий. Исходя из этих соображений, Е.Н.Хрусталев характеризует избирательный процесс как «урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера».    

 Избирательный  процесс складывается из нескольких  последовательных стадий:

1. Назначение  выборов;                                                                                                         2. Регистрация избирателей и составление  избирательных списков;                               3. Образование избирательных округов  и избирательных участков;                               4. Образование избирательных комиссий;                                                                           5. Выдвижение и регистрация кандидатов;                                                                        6. Предвыборная агитация и информирование  населения;                                             7. Голосование, подсчет голосов  и установление итогов голосования;  21         

     Назначение  выборов – это начальная стадия избирательного процесса, которая заключается  в установлении даты голосования.22 Правом назначать выборы обладают лишь уполномоченные на то законодательством органы или должностные лица и в соответствии со сроками, установленными законодательством. Так, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ; днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент; выборы в Государственную Думу назначаются Президентом РФ, в законодательные органы субъектов федерации – высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления – главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченном на то органом издается соответствующий на то нормативный акт. С этого момента начинается избирательная компания. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. 23

       Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ – это территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый круг населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и т.д. утверждает соответствующий представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся – президентские, парламентские или муниципальные.24

Информация о работе Избирательный процесс