Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в системном анализе видов избирательной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Избирательное право РФ…………………………………………………….......5

1.1. Понятие и принципы избирательного права……………………….........5

1.2. История избирательного права России………………………………......8

2. Понятия и особенности избирательной системы…………………………......12

2.1. Мажоритарная избирательная система………………………………….12

2.2. Пропорциональная избирательная система……………………………..18

3. Избирательный процесс…………………………………………………….......21

Заключение………………………………………………………………………....25

Список нормативно-правовых актов……………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПОГИМУ.docx

— 68.70 Кб (Скачать)

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………………..3

    1. Избирательное  право РФ…………………………………………………….......5

           1.1. Понятие и принципы избирательного  права……………………….........5

           1.2. История избирательного права  России………………………………......8

    2. Понятия и особенности избирательной системы…………………………......12

          2.1. Мажоритарная избирательная система………………………………….12

          2.2. Пропорциональная избирательная система……………………………..18

    3. Избирательный  процесс…………………………………………………….......21

    Заключение………………………………………………………………………....25

    Список нормативно-правовых актов……………………………………………..27

    Список использованной литературы……………………………………………..28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

           Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти.

           Актуальность выбранной темы «Избирательная система РФ» заключается в исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества.

          Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности.  Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны. Ведь от нас, граждан, зависит, как будет развиваться  наше государство. Это мы можем осуществить через выборы.

     В научной литературе термин «избирательная  система»  употребляется обычно в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная  система- это непосредственно порядок  формирования выборных органов государства  и местного самоуправления. А также  принципы и условия участия в  формировании избираемых органов, организацию  и порядок выборов. Избирательная  система в узком смысле - это  система непосредственного распределения  депутатских мандатов между кандидатами  в зависимости от результатов  голосования.  Избирательная система  в узком смысле подразделяется на: мажоритарную,   пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь  мажоритарная система делиться на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы.

     Наиболее  распространена  на  выборах  система  большинства,  которая именуется  мажоритарной.  При  этой   системе   избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное  большинство голосов. Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система, при  которой избранным считается  тот кандидат, который получил  наибольшее число голосов, т.е. больше голосов, чем любой другой кандидат. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего  числа голосов двумя или более  кандидатами. Мажоритарная система  абсолютного большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися.

     Система  пропорционального  представительства  политических партий  и  движений, сокращенно   называется  пропорциональной   системой.   Ее   основная   идея заключается в том, чтобы  каждая  партия  получала  в  парламенте  или  ином представительном органе  число  мандатов,  пропорциональное  числу  голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на   выборах.   Требование   пропорционального  представительства  подчас  поднимается  на  конституционный  уровень. Полупропорциональная система - под этим названием  объединены  системы,  которые,  будучи  основаны  на мажоритарном  принципе,  то  есть  на  требовании  большинства  голосов  для избрания,  все  же  дают  определенные   возможности   представительства   и меньшинству  избирателей.   Это   достигается   благодаря   применению   так  называемого ограниченного вотума, при  котором  избиратель  голосует  не  за такое  число  кандидатов,  которое  равно  числу  подлежащих   избранию   от избирательного округа депутатов, а за меньшее.

     Следующая система – это смешанная избирательная  система. Данная система основана на сочетании двух систем представительства  – мажоритарной и пропорциональной. Она создается с целью соединить  выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти  недостатки существенно смягчить.

     Цель  данной работы состоит в системном анализе видов избирательной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
  • выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

   Изучив  большое количество учебной литературы, в данной работе я решила придерживаться научных, учебных трудов следующих  авторов: Баглай М.В.,

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. и другие. 

  1. Избирательное право РФ
    1. Понятия и принципы избирательного права

     В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения  полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «избирательное право» имеет два значения:

- в объективном  смысле - это система конституционно-правовых  норм. регулирующих общественные  отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

- в субъективном  смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

     «Под  принципами избирательного права (избирательной  системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых  любые выборы не могут быть признанными  легитимными»1

     Данные  принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах  РФ.

     В соответствии со ст.32 ч.2 Конституции  РФ «Граждане Российской Федерации  имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а  также участвовать в референдуме».2 На основании данной статьи существует принцип всеобщности. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право принимать участие в выборах. Существуют два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости, которые ограничивают принцип всеобщности. Возрастной ценз – требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Например, Депутатом Государственной Думы может быть выбран гражданин, который достиг 21 года. Ценз оседлости – установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено  определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

     Следующий принцип – равное избирательное  право. В Федеральном законе оно  трактуется как участие граждан  в  выборах « на равных основаниях». Это означает, что все граждане, которые удовлетворяют требованиям  закона и не отстраненные от участия  в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности  как избиратели.

Также данный принцип предполагает наличие  двух условий:

  1. Каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов. 

 Данное  условие обеспечивается тем, что  избиратель не может быть включен  более чем в один список  избирателей. Он голосует лично  и для получения избирательного  бюллетеня требуется предъявление  документа, который удостоверяет  личность избирателя, а в списке  избирателей делается пометка  о выдаче избирательного бюллетеня.

  1. Каждый депутат должен предъявлять одинаковое число избирателей.       Должна быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа. Это дает гарантию того, что ни один избиратель не имеет каких- либо преимуществ перед другим избирателем.

       Прямое избирательное право означает, что избиратель непосредственно подает свой голос за конкретного кандидата или списка кандидатов. Прямое избирательное право отличается от не прямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей  или каких либо иных лиц. Многостепенное избирательное право, суть которого состоит в том, что выбирают представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящие.

     Еще один принцип избирательного права  – тайное голосование. Данный принцип  является обязательным атрибутом демократической  системы выборов, абсолютной привилегией  избирателей. Это означает, что исключается  возможность какого- либо контроля над  волеизъявлением избирателей. Избиратели имеют право никому и  никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Избирательные  бюллетени не подлежат нумерации, и  никто не в праве пытаться идентифицировать использованный бюллетень. Избиратель заполняет избирательный бюллетень  в закрытой кабине или в особой комнате. В этих помещениях во время  заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной  комиссии. Бюллетень опускается в  избирательный ящик лично.

     Обязательность  и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной  власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в  сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов  РФ, уставами муниципальных образований.  Выборы органов или депутатов  назначает уполномоченный на то орган  или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование  может быть назначено только на календарный  выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать  соответствующий суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также депутатов не может  быть более пяти лет. Изменение сроков не допускается.

     И еще один принцип- принцип добровольности. Это означает, что запрещается  оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к  участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его  свободное волеизъявление. «Свободное волеизъявление избирателей во время  выборов обеспечивается и тем  фактом, что проведение агитации в  день выборов в помещении для  голосования не допускается»3.  

    1. История избирательного права  в России

            Избирательное право в России - институт относительно молодой, несмотря на то, что деятельность таких органов «народоправства», как  вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. На народном вече избирали высших должностных лиц государства: князей, посадников (как правило, из числа военных бояр) и тысяцких. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Выборными были и органы самоуправления пригородов улиц и концов. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось. 4

      Создание и деятельность земских соборов на Руси в качестве высших законовещательных и распорядительных органов сопровождались организацией и функционированием представительных выборных органов местного самоуправления, возглавляемых «излюбленными» головами, «лучшими» людьми - губными старостами, земскими судьями, целовальниками. Такие представители земских властей избирались всем взрослым мужским населением данной территории, за исключением служилых людей. Срок полномочий выборных не устанавливался, был неопределенным, хотя население могло и «переменить» их. Протоколы выборов утверждались в столице, в соответствующем территориальном или финансовом приказе (центральном судебно-административном государственном органе). Там же земские власти приносили присягу.5

Информация о работе Избирательный процесс