Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа
В конце 17 века в России сформировалась специальная группа служивых людей приказов, которая являлась основой для возникновения в начале 18 века профессионального чиновничества, т.е. служащих государственных учреждений нового типа. Первоначальное становление государственной службы в России происходило на протяжении столетий. В 16 веке и в первой половине 17 века еще преобладала практика временных служебных поручений
Введение.
Табель о рангах.
Общая оценка российского чиновничества.
Сущность и принципы реформирования государственной службы.
Заключение.
Список литературы.
Чины присваивались и выборным деятелям органов самоуправления - предводителям
дворянства, а позднее
- городским головам и
Иногда гражданские чиновники получали в виде особого отличия свитские, т.е. при-
дворные чины. Известный американский исследователь России Р. Пайпс, думается,
справедливо замечает: "Табель о рангах превратилась в настоящую хартию служивого
сословия... Поступление на службу и служебное продвижение сделались в России
родом национальной одержимости, особенно в низших классах. ...Импульс, который в
странах коммерческих устремлялся в накопление капитала, в императорской России
направлялся обыкновенно на обзаведение чином". Правда, с суждением
Пайпса, что "московский служилый класс, от которого произошло по прямой линии
дворянство эпохи империи и коммунистический аппарат Советской России, - уникаль-
ное явление в истории общественных институтов", вряд ли можно согла-
ситься без серьезных оговорок. Даже в абсолютных монархиях континентальной
Европы, не говоря уж о Китае и других вариантах "азиатской" модели, можно найти
немало аналогов нашему чиновничеству.
Петр I "обогатил" отечественную, "почвенную" традицию необузданного деспотиз-
ма власть имущих рационализаторскими механизмами деспотизма западного. Главным
таким механизмом, идеалом его было, как он сам выражался, регулярное - правиль-
ное - государство. Идеал "регулярного государства" вначале имел известные резоны,
но очень скоро породил одно из основных зол и вместе с тем основных характерных
черт русской жизни - бюрократизацию. Это обстоятельство имело для российского
общества глубокие и устойчивые, даже до сих пор не преодоленные последствия,
в том числе нравственно-
Впрочем, было бы односторонним считать, что Табель о рангах не принесла совсем
уж ничего хорошего. К положительным чертам рассматриваемой системы, думается,
можно отнести то, что она все-таки расширила возможности для вертикальной
социальной мобильности, для возвышения (при соблюдении определенных условий)
людей из низших классов. Правда, это не диктовалось какими-либо демократическими
идеалами, а было во многом вынужденным: во-первых, после освобождения дворян от
обязательной службы многие из них стали ограничивать свое "служение Отечеству"
несколькими годами в молодости, а затем выходили в отставку, предпочитая вести
праздную жизнь в родовых имениях либо за границей; во-вторых, по мере разрастания
"государева хозяйства" и, соответственно, увеличения чиновного аппарата, обнаружи-
лось, что без широкого привлечения на статскую службу недворян не обойтись. Доля
поместных дворян в составе гражданского чиновничества неуклонно сокращалась. Это
весьма беспокоило власть, как известно, всегда отрицательно относившуюся к размы-
ванию межсословных барьеров. Поэтому правительство периодически принимало раз-
личные ограничительные меры, главным образом, повышая уровень класса, давав-
шего право на наследственное дворянство. Так, к середине XIX века это право было
ограничено уже пятью, а при Александре II - четырьмя высшими классами. Однако
саму тенденцию "дедворянизации" госслужбы оно было вынуждено принимать как
данность.
В результате к началу XIX века сформировался особый социальный класс низшего и
среднего чиновничества, в рамках которого "фомы опискины" воспроизводились от
поколения к поколению. Юридическое регулирование их статуса осуществил Николай
I законами от 1827 и 1834 годов, первый из которых определял порядок поступления
на службу, а второй
- условия дальнейшего
продвижения был положен принцип выслуги, обеспечивавший почти автоматически
медленный переход с одной ступени на другую, причем скорость этого продвижения
лишь в очень незначительной степени зависела от квалификации и иных профессио-
нальных достоинств чиновника.
При этом роль чиновников
в государстве все более
рил, что на самом деле "моей империей управляют двадцать пять тысяч столоначаль
ников". Маркиз де Кюстин в своих знаменитых и одиозных записках о России так
описал эту ситуацию: "Из своих канцелярий эти незаметные тираны, эти деспотичные
пигмеи безнаказанно угнетают страну, даже императора, стесняя его в действиях; тот
хоть и понимает, что не столь всемогущ, как о нем говорят, но, к удивлению своему
(которое желал бы сам от себя скрыть), порой не вполне знает, насколько ограничена
его власть. Болезненно ощущая этот предел, он даже не осмеливается сетовать,
а ставит ему этот предел бюрократия, страшная всюду, ибо злоупотребление ею име-
нуют любовью к порядку, но в России более страшная, чем где-либо. Видя, как
тирания чиновников подменяет собою деспотизм императора, содрогаешься от страха
за эту страну". И это говорилось о временах правления не какого-нибудь без-
вольного, порабощенного собственным окружением царя типа Николая II, а самого
жесткого, авторитарного и по-своему весьма эффективного властителя послепет-
ровского времени, который стремился сам, лично вникать во все дела, контролировать
и решать все вопросы!
Нельзя сказать, что правительство не пыталось бороться с порожденным им самим
"кланом" чиновничества. Уже Павел в конце своего царствования, в 1800 году
издал указ об отмене наименований гражданских чинов, сохранив, впрочем, саму
шкалу, только за номерами. Однако этот указ постигла судьба большинства павлов-
ских начинаний, как правило, импульсивных, плохо продуманных, хотя часто имевших
в своей основе не только самодурство (на чем обычно акцентировали внимание наши
историки), но порой и прогрессивные в своей основе намерения. Первая же серьезная
попытка рационализации российской статской службы была предпринята в царствова-
ние Александра I и связана с именем М. Сперанского.
Сперанский - личность для российской государственной машины исключительная.
Как писал Ключевский уже в самом конце XIX века: "Со времен Ордина-Нащокина
у русского престола не становился другой такой сильный ум, после Сперанского,
не знаю, появится ли третий. Это была воплощенная система" [9, с. 218]. (Запомним
не только восторженную оценку ума Сперанского, но и последние слова характери-
стики.) Став одним из ближайших сподвижников молодого царя, Сперанский,предло-
жил, как известно, полную реформу всей структуры государственной власти на базе
передовых идей XVIII века. Известна и печальная участь как реформы, так и се
идеолога. Из того немногого, что удалось довести хотя бы до частичного воплощения,
были перестройка центрального управления: образование министерств и Государствен-
ного совета и введение в систему чинопроизводства критерия образования.
Согласно царскому указу от 6 августа 1809 года, для производства в чины коллеж-
ского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс) требовалось помимо
соответствующей выслуги лет свидетельство об окончании курса в одном из россий-
ских университетов либо сдача экзамена по прилагавшейся к указу программе. Про-
грамма была довольно обширной и предполагала знание русского и одного иностран-
ного языка, основательных знаний в областях права (естественого, римского, уголов-
ного и гражданского), отечественной истории, экономики и статистики, а также общих
познаний по ряду других предметов. Обращает на себя внимание акцент на
отечественное образование и знание российской действительности.
Помимо прагматической задачи повышения образовательного уровня чиновников
указ преследовал и более широкую социальную цель - стимулировать в нации интерес
к получению образования. Ведь в начале прошлого столетия с открытием гимназий,
увеличением числа университетов, других учебных заведений исчезли технические
препятствия для распространения в стране просвещения, предполагалось, что пробле-
ма тем самым решена. В свойственных Александру I в начале его царствования
романтических планах даже виделось, что уже через пять лет можно будет заполнять
все требующие квалификации должности в государственном аппарате лицами, окон-
чившими учебное заведение. Однако надежды не оправдались: россияне отнюдь не
ринулись изучать науки. Причем исключения не составили даже дворянские семьи, где
по-прежнему предпочитали традиционную форму найма домашних учителей, которые,
как известно, учили "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Правда, именно в алек-
сандровское и николаевское царствования патриархальная российская подозритель-
ность и нелюбовь к "многознанию" и "высокоумствованиям" ушли, наконец, в прош-
лое. Но первоначальная реакция на стремление правительства сформировать корпус
образованных служащих была крайне негативной.
Сперанский при всем его блистательном, рациональном, системно-аналитическом
уме, похоже, не очень понимал не укладывавшийся в философские схемы характер
российской реальности и, в частности, менталитет российского служивого класса.
В сущности, и сама идея как бы принудить дворян к получению образования угрозой, а
в противном случае закрыть перед ними перспективы карьеры - тоже отражение
перевернутой ценностной шкалы, в рамках которой образование не самостоятельная,
а всего лишь инструментальная ценность. Но даже такой утилитарный подход к обра-
зованию натолкнулся на сопротивление, причем не только со стороны закосневших в
невежестве провинциальных "столоначальников" и обитателей поместных "медвежьих
углов", но и со стороны петербургской элиты.
Например, сам Н. Карамзин представил царю записку, в которой дал волю сарказму
относительно указа: "отныне никто не должен быть производим ни в статские
советники, ни в асессоры
без свидетельства своей
ской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский - свойства окси-
гена и всех газов, вице-губернатор- пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумас-
шедших - римское право,
или умрут коллежскими и
сорокалетняя деятельность государственная, ни важные заслуги не освобождают от
долга узнать вещи, совсем для нас чуждые и бесполезные. Никогда любовь к наукам
не производила действия, столь не согласованного с их целью
Министры один за другим начали "пробивать" для своих ведомств исключение из
правил, причем каждый доказывал, что именно для его "отраслевой специфики" опыт
Информация о работе История развития российского чиновничества