Государственный контроль и его органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного контроля, а также его органов. Для этого необходимо решить ряд задач:
дать понятие государственного контроля;
охарактеризовать виды государственного контроля;
изучить органы государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие государственного контроля………………………………..6
Виды государственного контроля………………………………….17
Надведомственный контроль...…………………………….….20
Внутриведомственный контроль…………………………...…21
Органы государственного контроля…………………………….…23
Контрольные полномочия Счётной палаты……………….…23
Контрольные полномочия Президента РФ………………..…24
Контрольные полномочия Суда………………………………25

Заключение…………………………………………………………........33

Список используемой литературы...…………………………….…….35

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль3.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов, постановлений, ведомственных актов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Среди них: Таможенный, Налоговый, Градостроительный, Воздушный, Водный, Земельный кодексы, КоАП РФ, утвержденные Президентом положения о санитарно-эпидемиологическом, горно-техническом надзорах, государственной инспекции по безопасности дорожного движения [5] .

      Административному надзору присущи свои особенности, к которым относится систематическое соблюдение законов и подзаконных актов, осуществляемое специальными органами управления по подведомственным вопросам в отношении не подчиненных им органов. Деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, незави-симо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции и услуг.

      Указом  Президента от 12.11.92 № 1355 "О государственных  надзорных органах" (с измен, от 07.08.98) установлено, что федеральные надзоры России относятся к организационно-правовым формам федеральных органов исполнительной власти. Компетенция федеральных надзоров России, как и других надзорных органов, определяется Положениями о них. Так, основными задачами Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзор России), согласно Положению о нем (утв. Пост. Правительства РФ от 03.12.2001 № 841), являются: организация и осуществление горного надзора в целях соблюдения соответствующих нормативно-правовых требований и установления требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, а также охране недр и переработке минерального сырья. Госгортехнадзору России предоставлены широкие полномочия, в том числе: давать обязательные предписания о приостановлении работ, приостанавливать действие или аннулировать (изымать) выданные разрешения (лицензии) на право их ведения, привлекать должностных лиц и граждан к административной ответственности.

      Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиационных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности. В соответствии с Положением о нем, он участвует в формировании и реализации системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности; надзирает за соблюдением соответствующих нормативов при обращении с радиоактивными веществами и обеспечении необходимого уровня квалификации персонала и (или) объектов.

      Госатомнадзор России, в частности, имеет право  инспектировать состояние ядерной и радиационной безопасности; получать необходимую информацию по возникающим вопросам; выдавать руководителям и другим должностным лицам, в том числе войсковых частей, обязательные для исполнения предписания для устранения выявленных нарушений правил и норм ядерной и радиационной безопасности.

      Специальным видом правоохранительной деятельности является административный надзор органов милиции за точно определенными лица-ми, освобожденными из мест лишения свободы. Основное назначение этого вида административного надзора - предупреждение правонарушений и воспитательное воздействие на поднадзорных. К этим гражданам, строго в соответствии с законом, могут применяться следующие предупредительно-профилактические меры: запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; запрещение пребывания в определенных пунктах города; запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Законность  служит неотъемлемой основой существования и развития демократически организованного общества.

      Принцип законности является конституционным. Ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

      Самая важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

      Во  всей государственной деятельности незыблемо правило, согласно которому закон обязателен для всех и до тех пор, пока он не изменен или не отменен полномочным органом.

      Все государственные органы, должностные  лица, граждане и общественные организации обязаны строжайше его соблюдать.

      Высокоорганизованному и подлинно демократическому обществу свойственна закономерность — чем выше организованность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан.

      Каждый  орган государственного управления, каждое должностное лицо и каждый государственный служащий призваны постоянно следить за соблюдением законности в любом звене органов исполнительной власти, пресекать малейшие проявления беззакония, устранять причины, его порождающие, своевременно восстанавливать нарушенные права организаций и граждан, принимать необходимые меры для привлечения к ответственности лиц, нарушающих законы, воспитывать граждан в духе уважения к законам.

      Вместе  с тем государство юридически закрепляет специальные средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, позволяющие постоянно следить за их соблюдением всеми органами исполнительной власти и каждым служащим этих органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы.

    1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1995.
    2. Административное право России. Часть I: Государственное управление и административное право / Под ред. А.П. Коренева. М., 2002.
    3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.
    4. Афанасьев В.Т. Научное управление обществом. М., 1968.
    5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2000.
    6. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: Монография / Науч. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
    7. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учеб. пособие для вузов. М., 1998.
    8. Габричидзе Е.И., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2001.
    9. Карташов Н.Н. Краткая энциклопедия основных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. Орел, 1997.
    10. Конин Н.М. Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006.
    11. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.
    12. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практ. пособие. М.: Изд-во Института проблем риска, 2006.
    13. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003.
    14. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
    15. Палазян А.С. Содержание исходных понятий теории функции права // Административное и муниципальное право. 2008. № 11.
    16. Словарь административного права / Отв. ред. И.Л. Бачили, Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева. М., 1999.
    17. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М.: Юридическая литература, 1987.
    18. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2001. № 1.
    19. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца 14 статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова" // Российская газета. 2008. 1 авг. № 163; СЗ РФ. 2008. 4 авг. № 31. Ст. 3763; Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. № 4.
    20. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. № 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // СЗ РФ. 1997. 15 дек. № 50. Ст. 5711; Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 6.
 
 
 

                               Нормативно-правовые акты.

    1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. 24 дек. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.
    2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Российская газета. 2008. 30 дек. № 266; СЗ РФ. 2008. 29 дек. № 52. Ч. 1. Ст. 6249.
    3. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Российская газета. 2009. 30 апр. № 76.
    4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2009. 5 янв. № 1. Ст. 17.
    5. Федеральный закон от 14 марта 2009 г. № 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 18 марта. № 45; СЗ РФ. 2009. 16 марта. № 11. Ст. 1267.
    6. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" // Российская газета. 2008. 26 дек. № 265; СЗ РФ. 2008. 29 дек. № 52. Ч. 1. Ст. 6227.
    7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (ред. от 30 декабря 2006 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" // СЗ РФ. 2001. 13 авг. № 33. Ч. I. Ст. 3436.; СЗ РФ. 2007. 1 янв. № 1. Ч. 1. Ст. 29. (Утратил действие с 1 мая 2009 г.).

Информация о работе Государственный контроль и его органы