Государственный контроль и его органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного контроля, а также его органов. Для этого необходимо решить ряд задач:
дать понятие государственного контроля;
охарактеризовать виды государственного контроля;
изучить органы государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие государственного контроля………………………………..6
Виды государственного контроля………………………………….17
Надведомственный контроль...…………………………….….20
Внутриведомственный контроль…………………………...…21
Органы государственного контроля…………………………….…23
Контрольные полномочия Счётной палаты……………….…23
Контрольные полномочия Президента РФ………………..…24
Контрольные полномочия Суда………………………………25

Заключение…………………………………………………………........33

Список используемой литературы...…………………………….…….35

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль3.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      В этой связи особая роль отводилась Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" [27] , положения которого были направлены на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации государственного контроля (надзора). Однако в нем речь идет о защите прав определенных субъектов права (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), обладающих соответствующими административно-правовыми статусами, и не учитываются интересы более широкой группы субъектов, такой как личность, гражданин.

      Кроме того, данный нормативный документ ни в названии, ни в содержании не разграничивал дефиниций "контроль" и "надзор" и устанавливал для  них одинаковые субъекты, объекты  и одинаковые методы контроля (надзора). Контроль (надзор) не определяется и как функция государства, а только как функция государственных органов и/или должностных лиц относительно их ответственности при проведении мероприятий по контролю. При этом отдельно характеризуются мероприятия по контролю (когда надзор не употребляется в скобках как тождественное понятие), однако в определении надзор употребляется как синоним контроля. Под мероприятиями по контролю закон понимал совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятий контроля.

                                                                                                                               

                                2.   Виды  государственного контроля. 

      Контроль  как органический элемент организации  деятельности органов исполнительной власти имеет свою структуру и подразделяется на различные виды. В теории административного права существуют различные основания классификации форм государственного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти.

      М.С. Студеникина подразделяет виды контроля в сфере государственного управления по следующим основаниям:

      - в зависимости от органов, наделенных  правом производства контроля, на  контроль представительных органов,  органов исполнительной власти, суда и прокуратуры, органов местного самоуправления;

      - по характеру деятельности - на  общий и специализированный;

      - в зависимости от того, на какой  стадии деятельности контрольного  объекта производится проверка, - на контроль предварительный  (превентивный), текущий и последующий;

      - исходя из взаимосвязи контролирующего  и подконтрольного субъектов, - на  внутренний (внутриведомственный) и  внешний (надведомственный) [17] .

      А.А. Кармолицкий выделяет следующие  виды контроля:

      - в зависимости от объема обследуемой  деятельности - на общий и специальный;

      - по стадиям проведения контроля - на предварительный, текущий  и последующий;

      - в зависимости от субъектов  и характера их полномочий - на  контроль Президента РФ, контроль  органов законодательной власти, контроль органов исполнительной власти, контроль судебной власти [1] .

      В теории административного права  контроль также классифицируется по следующим признакам:

      - по объему контрольных функций  (контрольных полномочий, охвату  сфер подконтрольной деятельности) - на контроль всесторонний (органов общей компетенции), охватывающий все сферы деятельности подконтрольного субъекта и проводимый контролирующими органами с практически неограниченной контрольной компетенцией, и специализированный, осуществляемый по одному или узкому кругу вопросов и в тех сферах государственного управления, где требуются специализированные познания и навыки для определения положения дел на подконтрольных субъектах;

      - по соотношению времени осуществления  контроля и времени совершения  контролируемых операций (по времени) - на предварительный, проводимый до совершения контролируемыми органами предполагаемых действий, затрат и направленный на предупреждение возможных незаконных и нецелесообразных действий; текущий, связанный с осуществлением контрольных действий в ходе самого процесса реализации намеченных мероприятий; и последующий, выражающийся в проверках, направленных на установление законности и целесообразности уже совершенных подконтрольным субъектом действий;

      - по целям и задачам контрольной  деятельности - на виды в зависимости от конкретного содержания деятельности субъекта контроля и характера деятельности подконтрольного органа, например контрольные полномочия общественных организаций и органов общественности не могут быть безоговорочно отнесены либо к внешнему, либо к внутриведомственному контролю;

      - по характеру и полномочиям  органов, осуществляющих контроль, он подразделяется на государственный  и общественный.

      По  взаимоотношениям субъектов контрольной  деятельности государственный контроль в сфере исполнительной власти можно подразделить на контроль, осуществляемый органами, независимыми от соответствующего органа исполнительной власти, и осуществляемый органами и должностными лицами, входящими в систему соответствующего органа исполнительной власти.

      М.С. Студеникина называет внутренний контроль внутриведомственным, а внешний - надведомственным. Внутренний контроль осуществляется в  отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно не подчиненных объектов [17] . 
 
 

                                 2.1  Надведомственный контроль. 

      Когда идет речь о государственном надведомственном контроле, акцент в первую очередь  делается на то, какие органы определены в качестве субъектов контроля, в  какой мере объекты контроля выполняют  свое социальное назначение, обеспечивают стабильное функционирование государства и общества, общенациональные интересы.

      Государственный надведомственный контроль осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, судами, а также рядом федеральных органов исполнительной власти. Все эти органы имеют строго очерченную в законодательстве Российской Федерации компетенцию.

      Президентский контроль осуществляется с помощью  Главного контрольного управления Президента Российской Федерации и ряда других органов.

      Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. В  основном его контрольная деятельность ограничивается обсуждением проектов и принятием законов. Контроль Федерального Собрания в данной области может осуществляться и через деятельность отдельных депутатов, в частности через направление ими депутатских запросов в те или иные органы.

      Правительство Российской Федерации осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации, принимает постановления и распоряжения по различным вопросам государственной жизни и организует контроль за выполнением таких постановлений и распоряжений.

      Судебный контроль осуществляется специальными органами - судами. Судебный контроль является эпизодическим, он возникает только при рассмотрении какого-либо дела или разрешения экономического спора и только в объеме тех вопросов, которые непосредственно относятся к существу дела.

      Непосредственно контрольно-надзорные функции уполномочены осуществлять федеральные службы. Под  функциями по контролю и надзору  понимаются:

      - осуществление действий по контролю  и надзору за исполнением органами  государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

      - выдача органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного  вида деятельности и (или) конкретных  действий юридическим лицам и  гражданам;

      - регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. 

                          2.2  Внутриведомственный контроль. 

      Еще одна составная часть государственного контроля в сфере исполнительной власти - государственный внутриведомственный контроль, который осуществляется органами исполнительной власти, а также специально для этого предназначенным контрольно-ревизионным аппаратом. По характеру контрольных полномочий органов, осуществляющих внутриведомственный контроль, он подразделяется на контроль органов общей компетенции (всесторонний) и специализированный. Всесторонний внутриведомственный контроль проводится непосредственно вышестоящими органами исполнительной власти, должностными лицами и по их поручению специально для этого созданными структурными подразделениями. Как правило, он охватывает широкий круг проверяемых вопросов, в силу чего и является всесторонним.

      Внутриведомственный специализированный контроль охватывает однородные, специальные вопросы  в деятельности государственного органа, например вопросы финансовой деятельности.

      Важной  стороной внутриведомственного контроля является контроль юридических служб.

      Контроль  юридической службы в органах  исполнительной власти является частью всестороннего (общего) внутриведомственного контроля и представляет собой многообразную, осуществляемую в определенных формах и специфическими методами повседневную организующую деятельность юридической службы как функционального подразделения органа исполнительной власти, направленную на обеспечение законности в их деятельности и использование правовых средств для укрепления дисциплины, обеспечения сохранности государственной собственности, защиты прав и законных интересов граждан.

      Правовой  основой такого контроля являются нормативные  правовые акты, регламентирующие правовое положение и организацию деятельности как юридической службы в целом, так и отдельных ее структурных  подразделений.

      Особенности реализации контрольной функции  определяются тем, что юридическая  служба имеет своей целью решение  правовых вопросов, возникающих в  деятельности органов исполнительной власти, правовое обеспечение всех направлений их деятельности.

      Контроль юридической службы за законностью нормотворческой деятельности органов исполнительной власти включает в себя: контроль за законностью (правовую экспертизу) проектов приказов, директив и других правовых актов, издаваемых данными органами, в штат которых входит юридическая служба; контроль за законностью проектов документов, направляемых Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; контроль за соответствием законодательству проектов нормативных актов, поступивших для согласования.

      Контроль  в процессе договорной и претензионно-исковой  работы можно подразделить на контроль в процессе заключения договоров  и контроль в процессе их исполнения. 

                3.    Органы государственного контроля. 

         Основные цели государственного контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективного государственного регулирования.

Информация о работе Государственный контроль и его органы