Государственный контроль и его органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного контроля, а также его органов. Для этого необходимо решить ряд задач:
дать понятие государственного контроля;
охарактеризовать виды государственного контроля;
изучить органы государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие государственного контроля………………………………..6
Виды государственного контроля………………………………….17
Надведомственный контроль...…………………………….….20
Внутриведомственный контроль…………………………...…21
Органы государственного контроля…………………………….…23
Контрольные полномочия Счётной палаты……………….…23
Контрольные полномочия Президента РФ………………..…24
Контрольные полномочия Суда………………………………25

Заключение…………………………………………………………........33

Список используемой литературы...…………………………….…….35

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль3.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Содеражние 

Введение…………………………………………………………………...3

  1. Понятие государственного контроля………………………………..6
  2. Виды государственного контроля………………………………….17
    1.   Надведомственный контроль...…………………………….….20
    2.   Внутриведомственный контроль…………………………...…21
  3. Органы государственного контроля…………………………….…23
    1.   Контрольные полномочия Счётной палаты……………….…23
    2.   Контрольные полномочия Президента РФ………………..…24
    3.   Контрольные полномочия Суда………………………………25

Заключение…………………………………………………………........33

Список  используемой литературы...…………………………….…….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Произошедшие  в Российской Федерации значительные преобразования в сфере государственного устройства, в социально-экономической  системе, при появлении и нормативном  закреплении различных форм собственности, с учетом стимулирования развития предпринимательской деятельности, активно способствуют развитию и качественному изменению государственного контроля (надзора).

      Основным  назначением функций демократического государства выступает установление эффективного механизма государственного управления в интересах общества. Это обусловливает прежде всего социальную и экономическую направленность действий, реализуемых в рамках государственных функций. Учитывая, что деятельность государства носит не произвольный характер, а характеризуется его сущностью и назначением, всякая функция государства также несет "заряд энергии", который ей дает общество в целом либо правящая группа. Не является исключением и контрольно-надзорная функция.

      Раскрывая содержание категории "функция государства", необходимо отметить, что функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и стоящими перед ним целями и задачами. Следует также обратить внимание на то, что в настоящее время в юридической литературе предлагается трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы [12,15].

      В пределах осуществления функций  государства рассматривается и разрешение поставленных перед ним задач, при этом функциями называются не только цели в данных масштабах, но и методы разрешения наиболее значимых проблем, стоящих перед обществом и государством.

      К числу приоритетных задач любого государства следует отнести обеспечение социального мира в данном государстве, мирное или хотя бы относительно бесконфликтное сосуществование в нем различных социальных групп, слоев, классов, статусов и иных общностей, а также усиление роли государства в сфере экономики. Поскольку всякое общество состоит из существенно различающихся по своему статусу, функциям, образу жизни, доходам, ментальности и иным признакам групп, всегда возникает проблема обеспечения государством и его институтами взаимно приемлемых условий их сосуществования в данном политическом пространстве, с тем чтобы избежать перерастания существующих социальных противоречий в опасные для экономики и политической системы формы. Задача государства в сфере социальных отношений заключается в том, чтобы удерживать социальные противоречия в состоянии определенного равновесия, не допуская их перерастания в конфликтные формы.

      Контрольная функция государства по своей  конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего  воздействия на общественные отношения, в том числе в сфере гражданского оборота. Соответственно, поскольку регулирование и защита экономических прав, установление основ федеральной политики и правовых основ единого рынка, федеральные программы в области экономического развития, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные экономические службы, гражданское законодательство, стандарты, эталоны, бухгалтерский учет отнесены Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "е", "ж", "о", "р"), а защита прав и свобод человека и гражданина, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (статья 72, пункты "б", "в", "д", "к" части 1), государство вправе и обязано осуществлять контрольную функцию в сфере экономических отношений [19].

      Контрольная функция, как указал Конституционный  Суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 г. № 18-П [20] , присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления.

    Целью данной курсовой работы является изучение государственного контроля,  а также  его органов. Для этого необходимо решить ряд задач:

    1. дать понятие государственного контроля;
    2. охарактеризовать виды государственного контроля;
    3. изучить органы государственного контроля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Понятие государственного контроля.
 

      Объективно  контроль пронизывает все сферы  деятельности государственного управления. Он присущ отношениям как внутри управляющей системы (внутренний, или внутриведомственный, контроль), так и отношениям "управляющей и управляемой систем" (внешний, или надведомственный, контроль) [17] .

      Некоторые представители юридической науки  под контролем понимают "систему  наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров" [1] . В.Г. Афанасьев характеризует контроль как систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям; выявление результатов воздействия субъекта на объект, включая анализ допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования [4] . Именно функциональное понимание контроля в настоящее время получило наиболее широкое распространение [7] .

      Ряд авторов рассматривают контроль в виде способа обеспечения законности и дисциплины.

      Н.М. Конин определяет контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и  государственной дисциплины и специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины. Контроль включает в себя три обязательных элемента:

      - проверку фактического результата  деятельности подконтрольных субъектов  (физических и юридических лиц)  в сравнении с ожидаемыми, намеченными,  прогнозируемыми показателями;

      - проверку путей и средств достижения  этого результата, соответствие  использованных при этом методов  требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики,  хозяйственной целесообразности;

      - принятие по результатам контроля  соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности) [10] .

      По  мнению Ю.М. Козлова, при таком подходе  к пониманию контроля в него включаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение  объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины [3] .

      В.М. Манохин характеризует контроль как метод, включающий три элемента: проверку фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального  предписания, распоряжения, задания, норматива - словом, всей деятельности подконтрольных органов и организаций; проверку путей и средств выполнения закона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющую оценить работу конкретных лиц со стороны действительно деловой, оценить, как достигнуты результаты, в том числе соблюдена ли законность; принятие мер в процессе контроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощрения или, наоборот, наказания [19] .

      Контроль  как управленческая функция имеет  своим непосредственным назначением  установление соответствия или несоответствия фактического состояния и деятельности управляемых заданному им состоянию. Это состояние определяется законами и подзаконными нормативными правовыми актами, распоряжениями и т.д. По результатам контрольных проверок устанавливаются отклонения управляемого объекта от заданного состояния или корректируется решение, определяющее это состояние [11] .

      В отдельных случаях контроль может  рассматриваться (применительно к  конкретному решению) и как одна из стадий управленческого цикла. В  самом управленческом цикле выделяются следующие стадии: выявление проблем, нуждающихся в разрешении, выработка и принятие решения, организация его исполнения, проверка его исполнения, подведение итогов [11,2] .

      Представляют  интерес высказываемые в специальной  литературе взгляды, согласно которым контроль занимает особое место в системе правового регулирования. Правовое регулирование заключается в последовательном юридическом воздействии на общественные отношения и включает несколько стадий , среди которых предлагается выделять стадию правового контроля .

      Рассматривая  контроль в качестве одной из стадий правового регулирования, следует  отметить, что в правовом регулировании  он занимает особое место, одновременно присутствуя на всех стадиях указанного процесса. Результатом такого присутствия может быть, например, принятие, изменение или отмена нормативных правовых или индивидуальных актов в случае их противоречия закону [14] .

      Очевидно, что вышеназванные исследователи  не дают универсального определения  понятия контроля. Феномен контроля рассматривается представителями научных направлений: философских, управленческих, политических, правовых, кибернетики - в различных аспектах. Поэтому можно согласиться с мнением каждого из авторов, так как в его индивидуальном подходе содержится определенный элемент того большого и емкого содержания, которым обладает понятие "контроль". В связи с этим важно преодолеть желание сформулировать единое многоаспектное определение контроля [18] .

      Следует отметить, что за всем этим разнообразным  пониманием контроля невозможно не увидеть того главного, что объединяет все приведенные выше позиции, - его универсального социально-правового смысла.

      Реализация  контроля обеспечивается возможностью применения различных видов государственного принуждения [15] . Но сводить контроль к принуждению - значит искажать исходное положение вещей. К принуждению прибегают лишь в случае выявления неправомерных действий. Посредством контроля выявляются сбои в государственном управлении, проводятся корректировка, изменение правовых норм, структурных элементов органов государственной исполнительной власти. Контроль - повседневная, необходимая деятельность творческого характера, без которой немыслимо государственное управление. Основное назначение контроля - способствовать неукоснительному выполнению решений в установленный срок, достижению высоких конечных результатов, повышению уровня организованности в управленческой деятельности и ответственности в работе всех должностных лиц, обеспечить большую ритмичность и целеустремленность в работе государственного аппарата управления. Важнейшая задача контроля в этой связи - предупреждение нежелательных последствий [18] .

      В целом контроль представляет собой  систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и т.д., устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. Таким образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление нежелательных отклонении от деятельности по достижению запланированного результата.

Информация о работе Государственный контроль и его органы