Государственное управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность социальной сферы;
Рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
Показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферы;
Выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
Определить направления совершенствования социальной сферы в России.

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты управления социальной сферой..........................................5
1.1. Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи..............5
1.2. Отраслевой и территориальный подходы к управлению........................................10
1.3. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой.......................13
1.4. Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы....................................................................16
2. Проблемы развития социальной сферы в России........................................................19
2.1. Анализ уровня доходов населения...........................................................................19
2.2. Безработица и занятость в Российской Федерации..............................................23
3. Направления совершенствования социальной сферы в современных условиях развития РФ...................................................................................................................26
3.1. Механизмы совершенствования социальной сферы в РФ..................................26
Заключение..........................................................................................................................31
Список литературы.............................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

Государственное управление социальной сферой - курсовая.docx

— 82.76 Кб (Скачать)

Необходимо  отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие в стране институциональные изменения на пути формирования социально-ориентированной  рыночной экономики. Действующая система  выявления и социальной поддержки  бедных слоев населения, находящихся  в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся  рыночной экономики. В настоящее  время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действиетльно бедными. В результате беднейшая часть населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством задачу формирования новой политики в отношении проблемы  бедности  во  взаимосвязи с политикой на  рынке труда.

Главное напрвление преодоления абсолютной бедности –  обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает  как главная гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается  в создании рыночных условий для  усиления конкурентоспособности национальной экономики, через обеспечение  конкурентоспособности, производимой в стране продукции  и оказание  услуг.

Формирование  доходов населения, ценообразование, регулирование обменного курса  реобходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду, что повышение потребительских  цен с целью их выравнивания с  ценами сопредельных государств, повышение  платы за жилищно-коммунальные и  другие социальные услуги, в том  числе снятие перекрестного субсидирования, требуют упреждающих адекватных мер в области доходов и  социальной защиты населения.

Совершенствование системы регулирования доходов  населения является крайне необходимым  условием, сопровождающем повышение  цен. Требуется ускорить затянувшийся процесс реформирования заработной платы, имея при этом в виду, что непроработанные и непросчитанные  действия  способны  принести  не  пользу,  а вред.

Нуждается в  упорядочении система социальных индикаторов, используемых для оценки уровня и  качества жизни населения. Требуется  усилить роль государства в регулировании  цены рабочей силы (заработной платы) на основе системы социальных гарантий, характеризующих не только минимально достаточные условия и уровень  жизни работников и их семей, но и  динамику их повышения; восстановить роль оплаты труда как основного источника  денежных доходов населения и  важнейшего стимула трудовой активности работников; восстановить роль минимальной  заработной платы, как основы оплаты труда работников неквалифицированного труда. Ситуация с минимальной заработной платой нуждается в коренном изменении: необходимо освободить ее от несвойственных ей функций; установить ее размер не ниже законодательно устанавливаемого минимального потребительского бюджета. Минимальная зарплата, по крайней мере, должна обеспечивать  физиологическое  воспроизводство  рабочей  силы.

Минимальная заработная плата является одним  из средств социальной защиты населения. Она используется в качестве важнейшего инструмента формирования платежеспособного  спроса населения и решения проблемы малообеспеченности населения. Практика ее установления в разных странах  отличается большим разнообразием, но везде она является социальным стандартом, нижней точкой отсчета  для установления достаточного уровня жизни населения. Минимальная заработная плата должна обеспечивать, по крайней мере, уровень жизни трех членов семьи работника выше  порога  бедности.

Не менее  важно восстановить воспроизводственную  и стимулирующую функции заработной платы,  повысить  стоимость  высококвалифицированной  рабочей  силы.

Важно усилить  роль налоговой системы в обеспечении  оптимальной дифференциации доходов  населения; повысить долю тарифной части  в заработной плате; ввести механизм опережающего корректирования заработной платы по отношению к росту  стоимости жизни из-за расширения платности жилищно-коммунальных и  прочих социальных услуг; предусмотреть  меры социальной защиты граждан в  виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в  пределах социальной нормы площади  жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот; обеспечить повышение государственных минимальных социальных  гарантий.

 

 

3. Направления совершенствования  социальной сферы в современных   условиях  развития  Российской  Федерации.

3.1. Механизмы  совершенствования   социальной  сферы  в  РФ.

Особенно  важное место в развитии социальной сферы занимает выработка и применение государством наиболее эффективного механизма  формирования доходов населения. Одним  из главных ее аспектов является создание благоприятных условий, позволяющих  экономически активной части населения  зарабатывать средства, величина которых  состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других.

Проведение  активной государственной политики в области доходов населения  должно отвечать  следующим  принципам:

    • Повышение роли оплаты труда в доходах населения как условия роста его производительности  в реальном  секторе экономики;
    • Создание условий для самообеспечения благосостояния и достойного уровня жизни трудоспособного  населения;
    • Адресная социальная поддержка нетрудоспособных ибедных граждан. Стратегическими  целями  заработной  платы  выступают:
    • Превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье и позволяющий создать накопление;
    • Создание социально-справедливых условий и гарантий оплаты труда, обеспечивающих повышение  мотивационного  потенциала  заработной  платы.

Важнейшими  вопросами развития социальной сферы являются создание эффективной системы социальной защиты, повышения уровня жизни, недопущение эрозии жизненных стандартов. Производительность труда, имеющая первостепенное значение для социального и экономического роста во многом зависит от знаний, квалификации, мотивации и состояния здоровья работников. Поэтому борьба с бедностью, сохранение человеческого капитала также способствуют развитию  социальной  сферы.

В настоящее  время система социальной защиты в России в основном состоит из нескольких видов программ: программы социального страхования, социального обеспечения, социального обслуживания. Данные программы созданы для реализации планов по развитию социальной сферы в РФ.

Систему социальной защиты следует рассматривать как  механизм долговременного действия, который регулирует оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги из общественных фондов потребления (ОФП) и, который реализуется через  социальные гарантии: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация),  право  на  собственность  и  доходы  от  нее  и  другие.

В  системе  социальной  защиты  можно  выделить  три  подсистемы:

    • Защиты  всех  социально-демографических  групп  населения;
    • Социальные  гарантии  трудоспосбным  членам  общества;
    • Меры  социальной  защиты  нетрудоспособного  населения  РФ.

Дальнейшее  совершенствование социальной защиты населения предпологает повышение  эффективности социальных программ и целенаправленное использование средств, выделяемых на удовлетворение  социальных  нужд.  В  этом  направлении  предусматривается:

    • Усиление адресности социальной защиты посредством четкой ориентации социальных программ на определенные группы населения и увязка социальной помощи с материальным  положением  получателей;
    • Совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на социальные  нужды  на  основе  использования  системы  государственных  стандартов;
    • Организация действующей системы социальных пособий и выплат на базе разработки единых  принципов  и  критерев  предоставления.

Развитие  областей здравоохранения, образования, культуры, спорта, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальнейшему  развитию, максимальной  доступности  и  охвату  населения,  в  том  числе:

- здравоохранение – гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения,  использования дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;

- образование – формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной  системы  профессионального  образования  и  др.;

- Культура – повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы  и др.

Молодежная  политика включает вопросы развития сферы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения  жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек  в  возрасте  до  30 лет.

Основные  направления и задачи социального развития находят в отражении социальной политике России, которая предпологает как минимум сохранение ныне действующих социальных гарантий в сфере доходов населения, занятости, социальных услуг; закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности; оптимизацию ситуации  на  рынке  труда.

В стране много  сделано по укреплению материальной базы отраслей социальной сферы, повышению  эффективности учреждений науки  и образования. На современном этапе  основным направлением развития социальной сферы должно быть недопущение снижения существующих государственных социальных гарантий в здравоохранении, образовании, культуре, в приобретении жилья,  потреблении  бытовых  услуг.

На современном  этапе развития социальной сферы  является развитие существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении  жильем и коммунальными услугами, и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно развитие этих направлений социальной сферы представляются наиболее важными. Основная проблема в переходный период состоит в том, чтобы найти  средства  для  поддержки  социальных  отраслей.

Наиболее  важными напрвлениями развития отраслей социальной сферы в ближайшие  годы должны стать: поддержка и сохранение систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечение доступности  их услуг населению. Государственная  поддержка этих важнейших сфер жизнедеятельности  общества должна  обеспечиваться введением  принятых государственных минимальных  социальных стандартов в области  образования, культуры, здравоохранения, предоставляющих собой тот минимальный  уровень государственных гарантий, который оно может обеспечить для удовлетворения потребностей населения  в услугах этих отраслей на определенном этапе  своего  экономического  развития.

В области  образования за государством должны быть сохранены и усилены функции  регулирования в обеспечении  доступности получения образования  всеми гражданами страны и бесплатности обучения в государственных учреждениях образования; частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения; оказании содействия в получении образования; развития сети коммерческих учебных заведений и контроля за ценой образовательных услуг; обеспечения минимума образовательных услуг, которые должны предоставляться населению бесплатно за счет средств госбюджета, формировании и повышении качества человеческого потенциала. Главной задачей в области образования является обеспечение непрерывного образования населения в соответствии с потребностями государства. Для этого необходимо осуществить последовательное решение следующих задач:

    • Обеспечить обновление содержания и повышения качества, системность и непрерывность  образования;
    • Построить все уровни образования в соответствии с государственными  образовательными  стандартами;
    • Организовать воспитательную работу в учреждениях образования, нацелить ее на формирование  гражданственности,  патриотизма,  гуманизма;
    • Всемирно содействовать организации работы детских и юношеских самодеятельных организаций;
    • Повысить уровень трудового обучения  и воспитания, профессиональной ориентации учащихся;
    • Улучшить социальное положение, совершенствовать оплату труда педагогических работников.

В области  культуры важными направлениями  государственного развития должны быть: увеличенеи бюджетного финансирования; изменение форм и источников ее финансирования. Кроме того, государство обязано  поддерживать и развивать творческую интеллегенцию,создающую духовные ценности, без которых невозможно формирование демократического общества, создавать реальные условия для  свободной творческой деятельности и вхождения в культуры мировой  процесс, обеспечить охрану общественной нравственности , духовного здоровья нации. Развитие культуры  будет  играть всевозрастающую роль в укреплении интеллектуального потенциала страны.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой