Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность социальной сферы;
Рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
Показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферы;
Выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
Определить направления совершенствования социальной сферы в России.
Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты управления социальной сферой..........................................5
1.1. Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи..............5
1.2. Отраслевой и территориальный подходы к управлению........................................10
1.3. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой.......................13
1.4. Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы....................................................................16
2. Проблемы развития социальной сферы в России........................................................19
2.1. Анализ уровня доходов населения...........................................................................19
2.2. Безработица и занятость в Российской Федерации..............................................23
3. Направления совершенствования социальной сферы в современных условиях развития РФ...................................................................................................................26
3.1. Механизмы совершенствования социальной сферы в РФ..................................26
Заключение..........................................................................................................................31
Список литературы.............................................................................................................32
Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера «перекрывается» другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.
Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно учавствуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.
Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих стуктурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.
Важно отметить, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.
Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обуславливаются главной функцией социальной сферы – функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.
Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обуславливают лементы целостной структуры и мтериализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.
Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие «потребность социального субъекта». Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему пресуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие является основным в процессе саморазвития, самореализация каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обуславливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.
Материальные
и духовные потребности личности,
группы формируются под воздействием
экономических условий, социокультурных
факторов и характеризуются, с одной
стороны, их минимально приемлемым и
гарантированным обществом
Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, , закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Её вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.
Важнейшим компонентом
социальной сферы является социальная
инфраструктурв. Под ней понимается
устойчивая совокупность материально-вещественных
элементов, создающих условия для
удовлетворения всего комплекса
потребностей (витальных и социально-
Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждои из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфрастуктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспчивающим рациональную жизндеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.
Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности, реально существующей социально инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.
По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социалогического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.
Прцессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.
Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характерзующими:
Важнейшим компонентом
социальной сферы являются люди. Они
могут быть представлены или описаны
как популяция –
Составляющие
системы развития социальной сферы
региона невзаимозаменяемы и
равнозначны и определяют в целом
две стороны развития – это
компоненты, определяющие потребление
(доход) и человеческий капитал (образование,
здоровье), с одной стороны, и элементы,
характеризующие уровень и
К основным задачам управления социальной сферой относятся:
Ключом к проведению социальной политики является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением уровня качества жизни.
1.2. Отраслевой и территориальный подходы к управлению.
В социальной
сфере нашей страны исторически
сложилась ситуация, когда отраслевые
органы управления занимали ведущее
положение. Это было прежде всего
связано со стремлением поставить
под директивное управление все
сферы общественной жизни, включая
социальную, в рамках единого
народнохозяйственного
По мере усложнения протекающих в обществе социальных процессов, отраслевой подход стал объектом острой критики, поэтому в ходе экономических преобразований некоторые министерства были ликвидированы (Министерство торговли, Министерство бытового обслуживания), а некоторые слились с другими министерствами и ведомствами, существенно сократив свои управленческие функции (Министерство просвещения, Государственный комитет по туризму, Государственный комитет по профессионально-техническому образованию).
Однако сегодня можно говорить о сохранении отраслевой системы управления в социальной сфере.
Федеральные, региональные и местные органы управления социальной сферой входят в состав Правительства Российской Федерации, парвительств и администраций субъектов федерации, муниципальные мэрии, администрации городов, районов и т.п.
Информация о работе Государственное управление социальной сферой