Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность социальной сферы;
Рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
Показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферы;
Выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
Определить направления совершенствования социальной сферы в России.
Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты управления социальной сферой..........................................5
1.1. Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи..............5
1.2. Отраслевой и территориальный подходы к управлению........................................10
1.3. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой.......................13
1.4. Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы....................................................................16
2. Проблемы развития социальной сферы в России........................................................19
2.1. Анализ уровня доходов населения...........................................................................19
2.2. Безработица и занятость в Российской Федерации..............................................23
3. Направления совершенствования социальной сферы в современных условиях развития РФ...................................................................................................................26
3.1. Механизмы совершенствования социальной сферы в РФ..................................26
Заключение..........................................................................................................................31
Список литературы.............................................................................................................32
Особенностью деятельности отраслевых органов управления социальной сферой в нынешних условиях является отсутствие жесткой административной вертикали. Это означает, что распределительные функции федерального отраслевого органа по отношению к региональному относительно ограничены. Руководитель соответствующего министерства, комитета или департамента подчиняется главе Правительства или администрации, к которой относится этот орган. В соответствии с российским законодательством деятельность указанных региональных органов управления социальной сферой регулируется нормативными актами, принимаемыми субъектами федерации. Подобные нормативные акты, касающиеся отраслей культуры, образования, социальной защиты и ряда других, начали действовать в последние годы практически во всех субъектах федерации.
Нв функционирование отраслевого управления существенное влияние оказывают различные общественные организации, объединения, ассоциации, союзы, общества. К их числу относятся, например, Союз театральных деятелей, Союз кинематографистов, творческие союзы писателей, ассоциации медицинских работников, педагогические общества и тому подобные организации. Они не принимают непосредственного участия в процессе управления отраслью, но наряду с защитой интересов соответствующей категории работников активно учавствуют в разработке отраслевой нормативной базы, защищают интересы отрасли в органах исполнительной и представительной власти, учавствуют в разработке долгосрочных программ развития отрасли, осуществляют гласный общественный контороль за деятельностью организаций и учреждений отрасли.
Отраслевые органы управления выполняют разнообразные функции, касающиеся деятельности подведомственной отрасли и её организаций:
В настоящее время основными субъектами, управляющими социальной сферой, являются территориальные органы управления, чья роль существенно возрасла в ходе экономических реформ.
Следует отметить, что социальная сфера исторически всегда была объектом более активных управленческих действий со стороны территориальных органов, нежели сфера производственная.
Необходимость дифференцированного подхода к управлению социальной сферой отдельных территорий, решения специфических социальных проблем непосредственно регионами обусловила усиление роли территориального управления, которое было законодательно оформлено. Согласно Конституции РФ 1993 года все субъекты федерации приобрели права и полномочия в реализации собственной социально-экономической политики.
Кроме того,
в настоящий период реформирования
экономики федеральные органы стремятся
переложить ответственность за решение
социальных проблем территорий
на их органы управления. Действуя в
этом направлении федеральные и
региональные органы передали в муниципальную
собственность подавляющее
Одним из важнейших факторов территориального управления является то, что значительная часть налоговых сборов, которые ранее поступали в союзный бюджет, остается сейчас в распоряжении региональных и местных бюджетов. Период рыночных преобразований характеризуется также массовым переходом в собственность регионов имущества организаций социальной сферы, принадлежащего ранее непрофильным министерствам и ведомствам (ведомственные библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады, санатории-профилактории и т.д.). Таким образом, можно сделать вывод, что на территориальные органы управления возложена вся полнота ответвственности за социально-экономическое развитие региона, его социальной сферы, в частности, им переданы основные ресурсы, необходимые для решения данной задачи.
Территориальные органы управления социальной сферой построены также по отраслевому принципу. Поэтому ныне сложившийся принцип управления получил определение территориально-отраслевого.
Характерной
особенностью функциональных подразделений
территориальных органов
Основными функциями,
которые выполняют
1.3. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.
Одним из приоритетнах развитий преобразований, осуществляемых сегодня в России, является реформа местного самоуправления. Она предпологает существенное повышение эффективности управления социальной сферой и улучшение на этой основе качества жизни населения, образующего местное сообщество.
В соответствии с «Европейской хартии о местном самоуправлении» «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».
К объектам
местного самоуправления в большинстве
стран относят: комплексное социально-
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, можно выделить следующие основные критерии, характеризующие наличие и уровень развития местного самоуправления:
Следует отметить,
что российское федеральное законодательство
о местном самоуправлении не регламентирует
жестко его организационные формы,
передавая эти вопросы на уровень
субъектов федерации. В результате
каждый субъект федерации должен
принять свой собственный пакет
законов о местном
Исполнительные органы местного самоуправления в современной России (местная администрация) состоят из главы администрации и ее структурных подразделений (комитетов, комисиий, департаментов и т.п.). Порядок организации и деятельности исполнительных органов также закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении соответствующего региона. Причем данное положение (устав) принимается представительным органом вышестоящего уровня – субъекта федерации. Структурные подразделения местной администрации при их образовании должны наделяться соответствующими полномочиями, быть юридическими лицами, имеющими обособленное имущество и собственные источники финансирования из местного бюджета.
Глава местного самоуправления, который может совмещать должности председателя законодательного собрания и главы администрации, должен выбираться самим населением, образующим местное сообщество. Выборность главы местного самоуправления дает определенные гарантии населению, что он будет соблюдать его интересы.
Местное самоуправление
служит эффективным средством
массового привлечения
Местное самоуправление является идеальной питательной средой для развития некоммерческих организаций и общественных инициатив. Во всем мире большинство некоммерческих организаций занимается вопросами местного самоуправления.
Местная социальная
политика является важнейшим объектом
местного самоуправления. Практическую
релизацию этой политики целесообразно
осуществлять через систему целевых
социальных программ. Поэтому на завершающем
этапе разработки местной социально-
Целесообразно использовать следующую технологию разработки местной социальной политики.
1. Определяется
система показателей,
2. Определяется фактическое значение показателей качества жизни местного сообщества.
3. Определяется степень отклонения фактических значений показателей от нормативных.
4. Выявляются
причины отрицательных и
5. Определяются
возможности улучшения
Информация о работе Государственное управление социальной сферой