Государственное управление России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы являются теоретические аспекты организации государственного управления в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы государственного управления, ее функции;
- изучить государственное управление в России;
- охарактеризовать систему органов государственной власти;
- изучить методы государственного регулирования экономики;
- выявить механизм регулирования социальной сферы государства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты организации государственного управления в России 6
1.1 Понятие системы государственного управления, ее функции 6
1.2 Система органов государственной власти 14
2 Современная демократическая система государственного управления в РФ 22
2.1 Административная реформа исполнительной власти 22
2.2 Политико-территориальная структура государственного управления в РФ 29
2.3 Государственная служба 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46

Работа содержит 1 файл

кур.раб. система гос.управления.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     В Программе определены новые современные  подходы к организации кадровой политики в системе государственного управления:  
планируется обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава Федеральной государственной службы; создать систему непрерывного образования госслужащих; разработать новую кадровую политику; существенно обновить кадровый состав и расширить кадровые резервы в сфере государственного управления; разработать унифицированные четкие требования к профессиональным и деловым качествам государственных служащих; провести аттестацию государственных служащих на вневедомственной основе.

Заключение

 

      Система государственного управления в России переживает период радикальной трансформации, обусловленный поиском модели администрирования, способной быть эффективной с точки зрения достижения общезначимых целей, компактной по своей структуре, лишенной чиновничьего произвола и работающей не на себя, а на общество.

      Неэффективность публичного сектора выражается в  высоком уровне коррупции среди  чиновников, неспособности государственной  системы управления оперативно реагировать  на ожидания и нужды широких слоев  общества, в низком уровне жизни большинства населения и интеллектуальной деградации. Созданная в 90-е годы ХХ в. система государственного управления была самодостаточной с точки зрения реализации интересов «новых» классов - олигархов и новой бюрократии. Попытки ее реформирования не приносили позитивных результатов, поскольку не носили системного характера, а были поверхностными, концептуально и организационно не были проработаны с учетом специфики российских условий.

      Однозначного  понимания того, какой должна быть система государственного управления в практике и в законодательстве Российской Федерации, пока не сложилось. Научные разработки проблем организации и деятельности исполнительной власти под влиянием перемен в государственном и социальном развитии страны за последнее десятилетие подверглись незаслуженному и своеобразному остракизму, а новые исследования в данной области переживают видимый застой. Политизация процессов государственного управления отодвинула на второй план научные исследования в данной области. Приоритет практического подхода явно преобладает. Конфликт объективных и субъективных условий и факторов в области государственного строительства усиливает кризисное состояние исполнительной власти в Российской Федерации и процессы ее взаимодействия с другими ветвями государственной власти.

      Существующая  конституционная модель власти основана на принципе «один плюс три», где Президент не включен ни в одну из ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную) и образует самостоятельную ветвь власти – президентскую.  Моноцентрический характер организации и реализации власти не дополнен системой контроля за ее деятельностью, что создает предпосылки коррумпированности и неэффективности. Явный крен в сторону исполнительной власти при неразвитости представительных органов власти не способствует оперативному реагированию на запросы общества.

Следует отметить, что многие проблемы государственного управления носят системный, концептуальный характер и их решение не может  быть осуществлено  путем перенесения  западных моделей управления, которые в условиях российской реальности дают совершенно иной результат, нежели ожидали реформаторы.

      Опыт  последних лет развития России показывает, что поиск путей решения кризисных  проблем только через политические перестановки, смену лозунгов или ситуационного управления, без решения коренных вопросов управления делами общества ведет к усугублению и расширению кризиса, к разрушению производственного, научного, духовного потенциала общества. Отсюда задача - исполнительная власть должна быть живой, динамичной системой, взаимодействующей с другими подсистемами государственной власти, адаптируемой к процессам социально-экономического характера. Решение вышеозначенной задачи ставит требования к организации и деятельности исполнительной власти совершенно определенного свойства. Быть готовой к адаптации, сохраняя устойчивость, конституционность государственности в целом. Исполнительная власть мягкая и гибкая часть государственной системы, таковой она должна быть. Но все чаще общество сталкивается с консерватизмом, окостенелостью механизмов этой власти. Любая проблема, оставаясь нерешенной, через некоторое время приводит к необратимым явлениям, нейтрализовать которые становится невозможно.

     Однако  институты государственной власти в России до сих пор сохраняют прежнюю систему организации управления, знания и информации. Сегодня правительство имеет систему министерств, которые занимаются специализированными проблемами: внешней политикой, финансами, обороной, торговлей, сельским хозяйством, транспортом и пр. Стремление заниматься актуальными проблемами дифференцировано и специализировано является следствием индустриального менталитета минувшей эпохи. Однако все современные проблемы тесно взаимосвязаны: нельзя добиться снижения стоимости одной продукции, не рассмотрев вопрос об энергоносителях, сырые и проблемах в сфере занятости, что, в свою очередь влияет на структуру образования и социальную сферу. Правительство пытается решить проблему взаимосвязи и взаимозависимости решений через дальнейшую централизацию. В эпоху сетевых структур информации и капитала этот принцип больше не работает: централизация только рождает новый уровень высшей бюрократической иерархии, который из-за некомпетенции в сложных специализированных вопросах создает очередные управленческие проблемы. Как, впрочем, не является эффективным создание координационных комитетов для взаимной увязки и пересмотра узковедомственных политических решений. В результате снова формируется лишь новый уровень бюрократических структур, через который должны приходить политические решения.

     В силу отсутствия независимой судебной власти, неразвитости самой партийной системы в России функцию контроля и отбора на правительственные посты существующая квазипартийная система России не выполняет. Это обусловливает попадание в структуры власти случайных людей, отобранных по критерию личной преданности или в знак благодарности за оказанную услугу. Вероятно, необходима конституционная реформа, которая позволила бы найти баланс законодательной и исполнительной власти при наличии независимой судебной системы. Следует перейти к формированию партийного правительства по итогам парламентских выборов и ввести парламентскую инвеституру правительства, т.е. его ответственность перед парламентом. Это позволит усилить контроль за деятельностью правительства и публичной администрации. В радикальной реформе нуждается и служба государственного сектора, сложившаяся на основе принципа патронажа, а не конкурсного отбора.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

 
  1. Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 727 «Об утверждении положения об управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы» // CЗ РФ. 2004. №24. Ст.2393
  2. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. №1. Ст.203
  3. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. №6. Ст.439
  4. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. №6. Ст.439
  5. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // СЗ РФ. 2005. №6.
  6. Граждан В.Д. Теория управления. М., 2005
  7. Граждан В.Д. Учредительная власть. Нужна ли она? // Власть. 2004. №5
  8. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: НОРМА, 2007
  9. Реформа бюджетного процесса в России // Под ред. В.Л. Тамбовцева. М., 2007
  10. Сакс Д. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996
  11. Система государственного и муниципального управления / Р.Т. Мухаев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  12. Система государственного и муниципального управления / Р.Т. Мухаев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  13. Система государственного управления: учебник /  А.В.Пикулькин. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008
  14. Уткин Э.А., Денисов А.Ф.   Государственное и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2007
  15. Федеральная программа Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы). // Бюлл. Мин. труда. 2002

Информация о работе Государственное управление России