Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа
целью курсовой работы являются теоретические аспекты организации государственного управления в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы государственного управления, ее функции;
- изучить государственное управление в России;
- охарактеризовать систему органов государственной власти;
- изучить методы государственного регулирования экономики;
- выявить механизм регулирования социальной сферы государства.
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации государственного управления в России 6
1.1 Понятие системы государственного управления, ее функции 6
1.2 Система органов государственной власти 14
2 Современная демократическая система государственного управления в РФ 22
2.1 Административная реформа исполнительной власти 22
2.2 Политико-территориальная структура государственного управления в РФ 29
2.3 Государственная служба 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46
Содержание
В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти.
Результаты исследований свидетельствуют, что деятельность органов государственной власти крайне медленно приобретает новые качества, соответствующие современным задачам и требованиям. Более того, в ней развиваются негативные тенденции, которые снижают эффективность деятельности и авторитет государственной власти. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти. Объективные потребности в изменении системы государственного управления в России обусловливают необходимость разработки и внедрения механизмов, способствующих повышению управляемости и эффективности деятельности органов государственной власти.
В условиях неравновесности системы государственного управления особую актуальность приобретают проблемы разработки технологий изучения ее как определенной социальной реальности, требуется дальнейшее концептуальное осмысление стратегии развития. При этом особое внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении открытости, умении вести конструктивный диалог чиновников с обществом, что во многом позволит разрушить стену взаимного отчуждения власти от граждан.
Серьезное переосмысление концептуальных основ административной организации связано с развитием идей социального партнерства, новой культуры государственной службы. На современном этапе перед государством стоит серьезная задача создания такой системы государственного управления, которая будет неотъемлемым элементом механизма социально-политической защиты общества от различных социальных патологий.
Совершенствование государственного управления, проведение административной реформы неразрывно связано с повышением транспарентности органов власти, которая должна рассматриваться как необходимый фактор повышения их социальной эффективности и способности к необходимым изменениям. Реформирование государственного управления связано с всесторонним рассмотрением сложного и противоречивого процесса трансформации социально-экономических отношений, анализом теоретико-методологических основ, выявлением доминирующих тенденций и перспектив развития современного российского общества.
В этой связи государству необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Применение в управленческой практике современных технологий способствует оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процесса государственного управления.
Все вышесказанное определило выбор и актуальность темы курсовой работы.
В связи с актуальностью темы, главной целью курсовой работы являются теоретические аспекты организации государственного управления в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы государственного управления, ее функции;
- изучить государственное управление в России;
- охарактеризовать систему органов государственной власти;
- изучить методы государственного регулирования экономики;
- выявить механизм регулирования социальной сферы государства.
Объектом курсового исследования является современная российская система государственного управления.
Предмет курсового исследования включает в себя механизм организации и функционирования аппарата государственного управления.
Теоретико-
Общество как сложноорганизованная система нуждается в направленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государственная власть. Общество наделяет властью государство, которое действует как субъект управления в масштабе всей страны.
В правовой литературе
Государство – это форма организации соответствующей территории, общества, публичной власти. Наиболее распространено понятие государства как синонима страны, носителя ее суверенитета. Другие характеристики раскрывают сущность государства в большей степени и с разных позиций.
Так,
согласно концепции общенародного
государства оно функционирует
в интересах всех членов общества
и является механизмом взаимодействия
людей, объединенных системой права
и власти. Такое государство
Концепция классового государства представляете его как организацию, орудие политической власти не всего народа, а его авангардной части (класса, партии и др.). Для ее обеспечения создается государственный аппарат с ориентацией на функции принуждения. Основное назначение классового государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти и другими методами.
К данной трактовке сущности государства близка концепция И.Ильина о двух типах государства1. Государство-корпорация предполагает построение власти по принципу снизу вверх, т.е. на основе свободы выбора граждан, демократическим путем. Государство-учреждение формируется сверху, включает опеку верхов, подотчетность и послушание низов. Корпоративное государство имеет тенденцию к анархии, учрежденческое – к каторге.
Субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления.
Объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.
Власть в широком смысле представляет собой способность одного субъекта подчинять себе поведение и волю другого субъекта. В качестве субъекта можно представить личность, коллектив, организацию. Осуществление власти представляет собой интеллектуально-волевой процесс, при котором исходящий властный импульс должен быть осознан и воспринят подвластными субъектами.
Власть базируется на силе интеллекта, авторитета, убеждения, оружия и т.д. Сила власти порождает отношения приказа и подчинения, подчинение может быть правовым, добровольным, под угрозой, принудительным, т.е. в соответствии или вопреки воле объекта управления. Принудительное подчинение заставляет действовать вопреки собственным интересам и ценностным убеждениям.
Государственная власть предназначается для управления обществом, людьми и действует в пределах правовой компетенции с ответственностью перед народом, страной, историей.
Различают ветви и уровни власти (горизонталь и вертикаль власти). Ветви составляют законодательная, исполнительная и судебная власти.
По вертикали власть разделяется на федеральную (центральную), региональную, местную. Государственная власть имеет два уровня: федеральный и региональный (субъект федерации). Субъект федерации может образовать третий уровень государственной власти с самостоятельным бюджетом. Местная власть действует в муниципальных образованиях.
Разделение властей необходимо для распределения функций, создания противовесов, избежания односторонности при принятии решений, возможного превышения полномочий. Оно исключает одновременное участие одного и того же лица в органах разных ветвей и уровней власти. При разделении ветвей властей ни одному органу власти не принадлежит вся ее полнота.
Разделение
властей имеет и оборотную
сторону – оно ослабляет единый
координирующий центр. В результате
управление может приобретать
Для выполнения своих функций ветви власти образуют государственные органы. Система органов государственной власти определяется конституцией и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Она включает совокупность высших и местных органов, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.
Государство наделяет свои органы полномочиями, сущность которых состоит в праве принимать общеобязательные решения. Полномочия находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте.
Исполнение
функций государственным
Государственные учреждения – это аппарат, не наделенный властными полномочиями, но выполняющий государственные функции по реализации решений.
Обязательным условием функционирования государства является наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, интегрирует интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общечеловеческих ценностей, верховенстве закона, обеспечении свободного развития всех, взаимной ответственности власти и личности.
Граждане также выполняют свои обязательства и имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, гражданское неповиновение и другие методы.
При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от ответственности и работали не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обязательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.
Признаками государства выступают наличие не только определенной территории, на которую распространяются его юрисдикция, но и правовой системы и системы государственного управления. Кроме того, государство утверждает себя формой государственного устройства, государственным языком и символикой (герб, гимн, флаг), легитимностью государственной власти.
Ориентиром государственного строительства служит создание правового государства, где признаются, соблюдаются и защищаются права человека; власть ограничивает себя верховенством права и правовыми нормами, действует в рамках законов; суды независимы и подчиняются только закону; международное право получает приоритет перед национальными правовыми нормами.
Государство выполняет свои функции с помощью создаваемой системы государственного управления. Другую часть общественно полезных функций общество выполняет самостоятельно в рамках самоорганизации (гражданское общество).