Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа
целью курсовой работы являются теоретические аспекты организации государственного управления в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы государственного управления, ее функции;
- изучить государственное управление в России;
- охарактеризовать систему органов государственной власти;
- изучить методы государственного регулирования экономики;
- выявить механизм регулирования социальной сферы государства.
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации государственного управления в России 6
1.1 Понятие системы государственного управления, ее функции 6
1.2 Система органов государственной власти 14
2 Современная демократическая система государственного управления в РФ 22
2.1 Административная реформа исполнительной власти 22
2.2 Политико-территориальная структура государственного управления в РФ 29
2.3 Государственная служба 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46
Проблема
создания современной демократической
системы государственной службы в Российской
Федерации находится в центре внимания
современных реформ. Федеральный закон
«Об основах
государственной службы Российской Федерации»
был принят Государственной думой 5 июля
1995 г. Закон устанавливал правовые основы
организации государственной службы Российской
Федерации и основы правового положения
государственных служащих в нашей стране.
С 1 февраля 2005 г. в РФ действует новый Федеральный
закон «О системе государственной службы
в Российской Федерации»9, который
устанавливает правовые, организационные
и финансово-экономические основы государственной
гражданской службы Российской Федерации.
Закон
определяет государственные должности
Российской Федерации и государственные
должности субъектов Российской
Федерации как должности, устанавливаемые
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами для непосредственного исполнения
полномочий федеральных государственных
органов, и должности, устанавливаемые
конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации
для непосредственного исполнения полномочий
государственных
органов субъектов Российской Федерации.
Должности
федеральной государственной гражданской
службы
учреждаются федеральным законом или
указом Президента РФ,
должности государственной гражданской
службы субъектов Российской
Федерации – законами или иными нормативными
правовыми
актами субъектов Российской Федерации
с учетом положений Закона
в целях обеспечения исполнения полномочий
государственного органа либо лица, замещающего
государственную должность.
Указом
Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О
реестре должностей федеральной
государственной гражданской
Государственная служба РФ основана на таких принципах, как:
1) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2)
приоритет прав и свобод
3) единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
4) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
5)
равный доступ граждан к
6)
обязательность для
7) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8)
профессионализм и
9)
гласность в осуществлении
10)
ответственность
11) внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
12)
стабильность кадров
Образование
и профессиональная квалификация государственных
служащих должны быть подтверждены соответствующими
документами. Гражданам, претендующим
на государственную должность государственной
службы, необходимо иметь:
Существует целый ряд ограничений, связанных с государственной службой:
Координация
деятельности по реализации задач государственной
службы осуществляется Советом по вопросам
государственной службы при Президенте
РФ. Совет состоит из равного числа
представителей:
Президента РФ, палат Федерального Собрания
РФ, Правительства РФ, высших органов судебной
власти РФ. Полномочия Совета достаточно
широкие:
Органы по вопросам государственной службы субъектов Федерации создаются в соответствии с законами субъектов Федерации.
К сожалению, на пути эффективной реализации Федерального закона о государственной службе на практике до сих нор встречается немало трудностей. Основная проблема состоит в том, что в постсоветский период утратили силу прежние советские нормы морали и этики государственного управления, регулировавшие поведение советских служащих и ставившие барьеры на пути злоупотреблений и коррупции, новые же правила профессиональной этики пока не выработаны, что создает атмосферу морального вакуума. Вместе с тем старые проблемы государственного управления не ушли вместе с советской государственной системой, продолжая оказывать негативное воздействие на процесс управления. К их числу относится бюрократизм, засилье номенклатуры, некомпетентность, низкий уровень правовой культуры госслужащих, коррупция, формализм, фаворитизм.
В
работах российских ученых, посвященных
исследованию современного состояния
института государственной
коррупция; подход к гражданам и нижестоящим
служащим как к бездушным винтикам бюрократической
машины; ориентация в оценке эффективности
работы не на объективные социально значимые
результаты, а на формальные показатели;
некомпетентность; ориентация в решении
любого вопроса на личные связи и знакомства;
подбор персонала по признаку личного
доверия и психологическим вкусам руководителя;
служение не закону, не делу, а руководителю;
правовой нигилизм государственных служащих.
На
ликвидацию этих недостатков была направлена
Федеральная
программа «Реформирование государственной
службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»,
в которой был намечен поэтапный план
правового обеспечения государственной
службы, а также разработана система первоочередных
мер по оптимизации системы государственного
управления. Усиление механизмов внутреннего
контроля в системе административно-
Указом Президента РФ реализация Федеральной программы по реформированию госслужбы РФ продлена на 2007-2008 годы. На новом этапе своей реализации Программа предусматривает решение следующих основных задач:
Последовательная реализация этих целей и задач предполагает перестройку и оптимизацию структуры и порядка работы федеральных органов исполнительной власти. Речь идет об общей реформе структуры госаппарата с целью исключения параллелизма и дублирования функций министерств и ведомств, их более четкого распределения между федеральными структурами. При этом особого внимания потребует четкое разграничение сфер компетенций и взаимоотношений Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ и Правительства РФ, а также оптимизация функций Президента РФ и Правительства РФ в экономической сфере.
Важно также, что реализация целей Программы направлена на совершенствование согласительных процедур между различными институтами власти. Это предполагает создание оптимальных условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по обеспечению согласованного функционированию и взаимодействия органов государственной власти, а также оптимального с точки зрения государственных интересов порядка и режима выработки решений. Особого внимания потребует утверждение четких принципов соподчиненности структур исполнительной власти, а также подготовка законопроекта о ведении документооборота в органах исполнительной власти Российской Федерации.
Программа направлена также на совершенствование кадровой политики, которая должна быть основана на профессиональном подходе к кадровым выдвижениям и продвижениям. Речь идет о том, чтобы исключить из практики управления персоналом идеологическую приверженность определенным принципам и ориентацию на личные связи с высокопоставленными лицами в политическом руководстве страны.