Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа
целью курсовой работы являются теоретические аспекты организации государственного управления в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы государственного управления, ее функции;
- изучить государственное управление в России;
- охарактеризовать систему органов государственной власти;
- изучить методы государственного регулирования экономики;
- выявить механизм регулирования социальной сферы государства.
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации государственного управления в России 6
1.1 Понятие системы государственного управления, ее функции 6
1.2 Система органов государственной власти 14
2 Современная демократическая система государственного управления в РФ 22
2.1 Административная реформа исполнительной власти 22
2.2 Политико-территориальная структура государственного управления в РФ 29
2.3 Государственная служба 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46
Главная сфера деятельности Федерального Собрания - законотворчество. Основные процедуры принятия законов прописаны в Конституции РФ, где установлено, что федеральные законы принимаются во взаимодействии трех государственных органов - Государственной думы, Совета Федерации и Президента РФ. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, также федеральным судам по вопросам их ведения.
Первоначально федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего количества депутатов и затем передаются в течение пяти дней в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать его, после чего подлежит обнародованию. Если же Президент отклонит его, то Государственная дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон.
Особую процедуру принятия имеют федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон также в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Исполнительная ветвь государственной власти имеет более сложную структуру, это самая многочисленная по составу ветвь государственного управления. В России в органах исполнительной власти насчитывается около 500 тыс. человек.
Основным
назначением государственной
Согласно Конституции РФ действуют три системы исполнительной власти:
По Конституции (ст. 110) исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет, прежде всего, Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Российское
Правительство действует
Наиболее важные проекты решений Правительства предварительно подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с общественными и деловыми кругами. Подготовка проектов решений Правительства РФ осуществляется аппаратом Правительства, при этом департаменты, которому поручена проработка проекта решения, проводит экспертизу проекта и необходимую доработку текста, осуществляет согласование с другими подразделениями аппарата Правительства.
В Российской Федерации судебная власть осуществляется высшими судами - Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Помимо этого действуют также региональные (уставные и конституционные) суды и мировые суды, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Согласно ФЗ «О судебной системе РФ» для выражения интересов судей были сформированы органы судейского сообщества, высшим из которых стал Всероссийский съезд судей. Он учредил Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который взял на себя организационное обеспечение деятельности федеральных, краевых и областных судов, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества и мировых судей.
Согласно Конституции РФ в систему судебной власти включается также прокуратура - федеральная, региональная и районная - которая должна отслеживать реальное исполнение государственных законов и нормативных актов, отдавая при этом верховенство федеральным законам на всей территории РФ.
Единое
правовое пространство РФ еще только
формируется, не удалось полностью устранить
многочисленные противоречия федеральному
законодательству положений договоров
и соглашений об
ограничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
РФ и органами власти ее субъектов. В ближайшие
годы предстоит сложная работа по унификации
российского законодательства на всей
территории РФ. Многие российские исследователи
обращают внимание на то, что помимо трех
ветвей власти в Российском государстве
имеются еще «иные органы власти», которые
оказывают существенное влияние на протекание
различных событий5. К их числу относятся
Центральная избирательная комиссия,
а также органы финансового обеспечения
- Центральный банк, Пенсионный фонд, Фонд
социального и Фонд обязательного медицинского
страхования, Сберегательный банк России
и Внешторгбанк. Служащие этих органов
не считаются государственными служащими,
и они не входят в систему государственной
службы. Одно из предложений российских
ученых заключается в том, чтобы обозначить
еще одну ветвь государственной власти
- учредительную6. Однако вопрос об учредительной
власти является дискуссионным, поскольку
требует внесения изменений в Конституцию,
что связано с серьезной подготовительной
работой.
Современная административная система России представляет собой достаточно аморфное образование, не способное эффективно осуществлять заявленные цели глобальной модернизации. В 2004 г., с повторным избранием В. Путина, стартовала очередная административная реформа исполнительной власти. Однако ее промежуточные результаты вызывают больше вопросов и опасений, чем надежд.
В основу административной реформы 2004 г. была положена идея разделения управленческого труда на три уровня: министерства определяют политику отрасли, федеральные службы - надзирают за ее выполнением, агентства - оказывают государственные услуги. Однако на практике эта конструкция оказалась совсем не такой, как ее задумывал «архитектор», в то время зам. главы кремлевской администрации Д. Козак. Провал реформы был изначально предопределен тем, что она осуществлялась на основе слепого копирования и перенесения американской трехзвенной модели управления без определения ее адаптивности к российским условиям. Дело в том, что данная модель может работать только при наличии ряда факторов - в США это контроль и давление судебной системы, партии и общественного мнения. В России подобных условий нет, что привело к противоположным результатам.
Разделение
управленческого труда
А. Соколовым и М. Швыдким, руководителем
Федерального агентства по культуре и
кинематографии
Предполагалось,
что в результате реформы армия
чиновников
уменьшится на полмиллиона человек. Через
год отрапортовали: сокращены 24 тыс. Однако
бюрократические массы плавно перетекали
из одного ведомства в другое. За бортом
оказались лишь самые дееспособные.
Административная реформа до предела обострила аппаратную борьбу в Правительстве. Премьер обещал уволить министров, не справляющихся с инфляцией. Но дело не только в «профнепригодности» членов кабинета, а прежде всего в отсутствии системного представления о том, что и как должны делать министерства и ведомства.
Вопрос о распределении «зон ответственности» существенно влияет на эффективность кабинета. В начале реформы вместо четырех вице-премьеров оставили одного (А. Жукова). Спустя два года добавили еще пару (Д. Медведева и С. Иванова). Теперь обязанности в руководстве Правительства распределены следующим образом. Председатель Правительства РФ руководит кабинетом, курирует работу вице-премьеров, аппарата Правительства; отвечает за формирование бюджета, контролирует минерально-сырьевые ресурсы, топливно-энергетический комплекс, возглавляет пять комиссий и один совет.
Первый
вице-премьер отвечает за реализацию
национальных
проектов; развитие массовых коммуникаций;
взаимодействие с судами и прокуратурой;
обеспечивает единство экономического
пространства; проведение антимонопольной
политики, политики в сфере природопользования
и охраны окружающей среды; руководит
комиссией по интеллектуальной собственности.
Один вице-премьер отвечает за реализацию военно-технической политики, финансирование обороны, атомной и ракетно-космической промышленности, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, восстановление Чечни; координирует деятельность силовых структур, возглавляет постоянно действующую Военно-промышленную комиссию, морскую коллегию.
Другой вице-премьер отвечает за проведение демографической, миграционной, финансовой, инвестиционной и тарифной политики; развитие транспорта, культуры и спорта; координирует законопроектную деятельность; возглавляет комиссию по вопросам ВТО. Правда, данная модель достаточно условна, поскольку интенсивно обсуждается идея возвращения отраслевых вице-премьеров, например социального.
Пожалуй, наиболее устойчивой тенденцией развития административной системы в России является постоянный рост государственных служащих вопреки проводимым реформам (таблица 1).
Таблица 1 – Рост бюрократии в России
Год | Число чиновников |
1991 | 716400 |
1994 | 1004400 |
1999 | 1133700 |
2002 | 1163300 |
2004 | 1400600 |
2005 | 1253000 |
2006 | 1300500 |
2007 | 1318600 |
Заявленные цели административной реформы (повышение эффективности управления, компактность структуры власти, снижение коррупции и чиновничьего произвола) пока не достигнуты.
Реализация
административной реформы тесно
связана с применением
Практический опыт экономических организаций показывает, что внедрение нововведения представляет собой сложный и зачастую болезненный процесс. Одной из причин этого является неопределенность, связанная с инновациями, их потенциальной эффективностью и прибыльностью.
Инновирование представляет собой последовательность многогранных и многоэтапных процессов, осуществляемых различными группами, динамичное взаимодействие многих людей, подразделений и организаций. Вместе с тем успех всегда связан с преодолением многих препятствий и сопротивления, поэтому нововведения невозможны без инициативы и настойчивости, значительных затрат в области формирования управленческих, организационных и социальных факторов.