Государственная и муниципальная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Современная Россия весьма нуждается в новом поколении кадров, в том числе служащих государственного управления и местного самоуправления, способных критически воспринимать и использовать отечественный и зарубежный опыт, свободных от груза ошибок прошлого, не продавших себя идеологических установок и методов руководства, характерных для административно-командной системы советского периода, владеющих современными экономическими, политическими, правовыми и управленческими знаниями, навыками и умениями.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………..3
2. Основная часть …………………………………………………………....6
• Муниципальное управление……………………………………………...6
• Муниципальная служба…………………………………………………..13
• Государственная служба………………………………………………….23
3. Заключение………………………………………………………………..35
4. Список использованной литературы…………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по муниципальному управлению.doc

— 161.00 Кб (Скачать)
  • возможность выдвижения нескольких кандидатур на его место (выборы на альтернативой основе);
  • необходимость получения согласия выдвигаемого кандидата баллотироваться;

                                                              24

  • коллегиальное решение вопроса по существу путем голосования.

Третий способ замещения  должностей – конкурс. Процедура  его такова. Во-первых, объявляется  конкурс желающих занять ту или иную должность. Во-вторых, образуется конкурсная комиссия, которая проверяет соответствие кандидатов требованиям, предъявляемым к ним законодательством (возраст, стаж работы, вид и уровень образования). В-третьих, конкурсная комиссия принимает решение, кому из претендентов следует отдать предпочтение (такое решение может иметь обязательный или рекомендательный характер). В-четвертых, рекомендация передается другому коллегиальному органу для принятия  решения, имеющего обязательную силу. В-пятых, конечные результаты конкурса  оформляются приказом руководителя органа.

Прекращение государственно-служебных  отношений имеет большое число  юридических оснований:

  1. переход на другую должность или уход с государственной службы вообще по собственному желанию;
  2. уход на пенсию (по собственному желанию ввиду достижения пенсионного возраста);
  3. увольнение с гражданской службы в связи с призывом на действующую военную службу;
  4. истечение срока, на который должностное лицо было избрано или  назначено. Для продолжения работы должностных лиц, избираемых или назначаемых на заранее определенный срок, необходим новый акт избрания или назначения;
  5. ликвидация должностного органа, в результате чего утрачивают свои должности все его сотрудники, поскольку сами эти должности исчезают;
  6. увольнение в связи с сокращением штатов;
  7. достижение предельного для нахождения на службе или на данной должности возраста. Иногда достижение предельного возраста не

                                                               25

     влечет обязательного ухода с должности, а лишь дает вышестоящим                      инстанциям право уволить данное лицо;

  1. выражение всему составу органа или должностному лицу недоверия соответствующим представительным органом;
  2. импичмент. Решение об этом принимается съездом народных депутатов (на основании заключения Конституционного суда) большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов РФ;
  3. «автоматическая» утрата полномочий;
  4. обнаружение несоответствия служащего занимаемой должности ввиду недостаточной квалификации, состояния здоровья или иных обстоятельств, препятствующих продолжению службы;
  5. систематическое исполнение служебных обязанностей, если ранее к виновному применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия;
  6. неявка на службу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (по нормам трудового права);
  7. восстановление в должностные лица, ранее занимавшего ее, но незаконно уволенного или уволившегося с правом возврата на свою должность;
  8. увольнение в качестве крайней меры дисциплинарной ответственности;
  9. осуждение к уголовному наказанию, если его исполнение несовместимо со службой;
  10. лишение по суду права занимать определенную (типовую) должность.

Представления о государственной  службе формируются одновременно с развитием законодательства и учетом преемственности общей концепции совершенствования государственной службы на всех этапах формирования нормативной базы в этой области. Начиная с принятия Указа Президента РФ от     22.12.1993г.   №   2267,   утвердившего    Положение    о      федеральной

                                                             26

государственной службе, и Федеральном законе от 3 июля 1995г. № 119-ФЗ «Об основах государственной  службы в РФ» и до сегодняшнего дня идет процесс формирования, изменения и развития понятия государственной службы.

Государственную службу принято рассматривать как: государственно-правовой, организационный и социальный институт; публично-правовое отношение между  государственным органом и служащим его аппарата;  профессиональная деятельность по реализации полномочий органов государственной власти и управления.

В правовой науке государственная  служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих; а трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

Первый признак государственной  службы – отражает характер деятельности. Представление о государственной  службе как профессиональной служебной  деятельности реализуется в нормативных  положениях о статусе государственного служащего, предъявляемых к нему требованиях, включая профессиональные, правовые, служебно-этические, оплату труда и др.

Второй признак государственной  службы – содержание деятельности, определяемой как обеспечение исполнения полномочий государственных органов. Действуя в конституционной системе разделения властей, органы государства наделены властными полномочиями; они могут принимать нормативные правовые акты, осуществлять организационно-распорядительную, контрольную, надзорную, правоприменительную, правоохранительную  и    иные     виды     административной     деятельности,

                                                                27

оказывать государственные  услуги, управлять государственным  имуществом.

Государственная служба является также профессиональной служебной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности.

К государственным должностям РФ Федеральный закон относит  должности, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом. Государственные должности субъектов РФ устанавливаются соответственно Конституциями, уставами, законами субъектов.

Государственные служащие подразделяются на различные классы (ранги, разряды), от принадлежности к которым зависят  их и материальные блага.

Самое высокое значение положение занимают администраторы – некоторые заместители министерств, министр, его первые заместители в классификации не включаются, они не считаются чиновниками, политическими деятелями, принцип несменяемости на них не распространяется и при смене правительства или выборах нового Президента, главы департаментов, представители министерств в парламенте. Администраторы обладают широкими распорядительными полномочиями.

На ступень ниже стоят  профессионалы. Это специалисты, работающие в системе министерств и их местных органов. Они обычно имеют ранг советников и призваны с научных с профессиональных позиций оценивать предлагаемые решения, разработать для их осуществления соответствие мероприятия.

Исполнители и высшие технические служащие должны реализовывать порученные им задания часть из них занимают высокие посты в учреждениях, возглавляют канцелярии.

В соответствии с широким  и узким подходом выделяют 2 категории  государственной службы: классифицированную и простую.

Классифицированные              служащие    обладают     дискретными

                                                                 28

полномочиями: правом решать вопросы по своему усмотрению, но в  пределах закона, распорядительными  полномочиями. Им присваиваются чины, ранги, они пользуются определенными льготами. Они обладают правом несменяемости при смене правительства и президента и обязаны быть лояльными по отношению к государству.

Простые государственные  служащие распорядительными правами  не наделены и подобных обязанностей не имеют. Их правовое положение регулируется трудовым правом, тогда как основы классифицированной государственной службе в ряде отношений определяются административным правом.

Бессрочное назначение на государственную службу дает служащему необходимые социальные гарантии, он рассчитывает на карьерный рост и пенсионное обеспечение, что является существенным мотивом добросовестной продолжительной службы.

Целями системы управления государственной службы является:

  • координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственное управление, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы;
  • ведение свободного реестра государственным служащим РФ;
  • использование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы;
  • подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировки государственных служащих;
  • осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах Федеральных законах, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе.

Система   управления     государственной службой     необходима    для

                                                            29

 обеспечения единства государственной службы РФ, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, прохождения и прекращения государственной службы, профессионального развития государственных служащих.

Особое значение для  организации государственного управления, деятельности органов государственной  власти и управления имеют законодательное  закрепление и реализация принципов  государственной службы. В соответствии с нормами действующего законодательства установлены группы принципов государственно-служебной деятельности.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной  службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ», согласно которой к указанным принципам относятся:

  1. федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  2. законность;
  3. приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность их признания, соблюдения и защиты;
  4. равный доступ граждан к государственной службе;
  5. единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  6. взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

      7.  открытость государственной службы и ее доступность общественному

                                                            30

контролю, объективное  информирование общества о деятельности государственных служащих;

8.профессионализм и компетентность государственных служащих;

9.защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Особого внимания заслуживают  утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002г. № 885 общие принципы служебного поведения государственных служащих, в котором записано:

1. настоящие общие  принципы представляют собой  основы поведения государственных  служащих, которыми им надлежит  руководствоваться при исполнении  должностных обязанностей.

2. государственный служащий, сознавая свою ответственность  перед государством, обществом и  гражданином, призван:

- исполнять должностные  обязанности добросовестно, на  высоком профессиональном уровне  в целях обеспечения эффективной  работы государственного органа;

- исходить из того, что признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека  и гражданина определяют основной  смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

- осуществлять свою  деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

- не оказывать предпочтения  каким-либо профессиональным или  социальным группам и организациям, быть независимым от влияния  со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

-исключать действия, связанные с влиянием каких-либо  личных, финансовых или иных интересов,  препятствующих добросовестному  исполнению должностных обязанностей;

                                                               31

-соблюдать установленные  законом ограничения для государственных  служащих;

- соблюдать политическую  нейтральность, исключающую возможность  какого-либо влияния на свою  служебную деятельность решений  политических партий или иных  общественных объединений;

- соблюдать нормы служебной,  профессиональной этики и правила   делового поведения;

Информация о работе Государственная и муниципальная служба